ИЛЬЯ БОКШТЕЙН

  
 

 
 
 
ИЛЬЯ БОКШТЕЙН
в трех эпиграфах


 

 
В одном ученом дневнике
прочел я имя Авиценна
Моя душа по доброте
моей собаке равноценна
 
/И.Бокштейн/

 

        Есть в лагерях некий ритуал: когда арестант выходит на свободу, надо попытаться, если арестант рассеян, запуган или безволен, заставить его пожать "на прощание" руку кому-нибудь из тюремщиков, да так, чтобы все видели! Илюша Бокштейн был безобидным, незлобивым и безмерно рассеянным человеком и, когда он выходил из зоны, начальство поручило именно Иоффе /все-таки "земляк"!/ вырвать у него рукопожатие. Толпа провожающих и кучка начальства замерли, когда Иоффе, улыбаясь, с протянутой рукой двинулся к Илюше. Бокштейн поднял недоумевающий рассеянный блеск своих могучих
диоптрий: "Руку? В а м ? Вы... предатель еврейского народа!" И пошел сквозь ворота под торжествующий вой как евреев, так и антисемитов...

 

        /А.Радыгин/
 
 
        Я слышал, что именно Илюше Бокштейну посвящен знаменитый "Бумажный
солдатик" Булата Окуджавы...

 

        /он же/
 

 
        А я добавлю - я вижу в нем безумие Хлебникова.

 

 

 

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

Полагаю, автор лучше знает, чем он занимается.
Пишет Бокштейн:



...Постараюсь на предложенных Вами 3-5 страницах рассказать о своем творчестве.
Основные проблемы привлекающие меня:

 
I. Философия, особенно философия изучающая проблемы посмертной эволюции сознания /gron/грон/ посмертная эволюция сознания/

Этот вид философии  "окзигран" /oksigran/

я называю: "окзигран" /oksigran/
оккультная философия, или точнее ОКЗИАГРАН
OKSIAGRAN /оккультно-эзотерическая философия/
а т.ж метафизика sofim /софим/.

 
Ей посвящены Беседы /в осн. диалоги/
персон "Аверонны" /часть к-рых вы имеете/
Философию Астрамов Аверонны
я называю логотворчеством - Лон-Кришан
Lon-Krishan /по англ. это - Лоджи-Криэйшин/
Она включает собственную космологию, мифологию
и "гранхиологию", /или Софранологию/
- собрание философских ситуаций - "гранхов"
/granhy/. персон Аверонны. и Софранов /именных
философских ситуаций/ носящих имена
их ведущих участников,
А также "так наз." - "экстремическую поэзию"
"Exterma poetry", или Sofiarta /Софиарта/
и создаваемую персонами Аверонны
/то есть мною/ на экстремическом
языке "Акриланта" /Akrilanta/,
или "Exterma-language" / или просто "Экстерма"
предназначенном почти исключительно для эстетизации
оккультно-эзотерических
и метафизических мыслечувств
/aksinanty, efinanty/ окзинанты, эфинанты
 
Принципы логотворчества излагаются
в зкстремическом словаре,
гранхах Аверонны,
и в ключах экстремических стихов.
/Рефисы/ /рефисах/
Это принципы: Олицетворения
потенциала сознания "Цертант" /tsertant/
учения о "гроунсности" - разноуровности
сознания, сфер восприятия, и значений
экстермических терминов /excety/ зксетов/
/уровни понимания и восприятия бесконечного/ excety/
А т.ж, об амплитудах
метацентра мирового сознания
/Ganra-Tantra/Ганра-Тантра/.

Ganra-Tantra / учение об амплитудах
метацентра мирового сознания /,
а т.ж. о принципах эстетики,
и транцэстетики Ilnes_ / I'lnes_ / Ильнэсс /.
и др. принципов логотворчества /сейчас их 23/.
И поэтому мое искусство /поэзия/ стремится
базироваться
на собственных сюжетах, философских
ситуациях и мифах /Аверонны/,
а т.ж. на ее /Аверонны/, исторических
событиях, хотя у/меня есть
фантазии /Афанты/ - на сюжеты
земной истории и Искусства, напр.:
Afanta-59 /"историческая"/, фантазия "Рембрандт",
/А-48/, Афанта - Питер Брейгель /А-46/,
Афанта - "Иероним Босх" - А-47, Афанта-14.
А т.ж.: Афанты на сюжеты мировой литературы:
"Афанта-Гамлет", /А-52а/, А-та - Магбет /А-52б/
А - Дон-Жуан /А-51/, Афанта - Темпист /Буря/. А-50/.
А т.ж. на религиозные сюжеты:
Afanta-Oksarta /А-56/. Afanta-55
Афанта-окзарта/А-56/.(Cristian poem)
Афанта-55 "Христианская поэма"
Afanta-Utoma /А-57/ Афанта-Ютомма/
/Поэма Юдаика/ А-57 /. Yoga-poem /А-62/
/Поэма-Йога /A-62/. Афанта-Асунта /А-58/.
/Афанта-Асунта - А-58/.
В "Аверонне" разрабатываются проблемы
нового философского скачка сознания
Nel'-Sofikunr. /Нель-Софикунр/
/Нель-Новый / Софикунр / философский скачок сознания,
от: Sofim /Софим/ философия, метафизика,
+ Кунр /Kunr/ – сознание. / Ликунр - скачок сознания /Likunr./
_____________________________________________________

Кр. тог. имеется "поэзия-Дада", /Dada-poetry/,
Фовистская поэзия "Яхронт" /Yahront/
Импрессионистическая, экспрессионистская
поэзия, т.ж. поэзия ,"многопластного
сюрреализма" /Surdal'/ Сюрдаль/,
филогенетической памяти,
Filomeris, /филомерис/. Филомерис-/поэри/
тоже относится к "сюрдалю",
метампсихозы - "Sinort-poetry" /
/Зинорт-поэтри./, космологическая поэзия
/Astral-poetry./ Астральт-поэтри/
окультно-эзотерическая, п-я/
oksineir, plarism / окзинейр, пларизм /
/или пларистическая поэзия - разновидность окзинейра/
и логотворческая /кодовая/. Или
экстермическая поэзия Exterma-Sofiarta /
/экстерма-софиарта/
а т.ж. поэзия - Линхант /Linhant/ –
с небольшими отклонениями от реалисти
-ческой/описательной поэзии /.
Свою поэзию я называю "Иншант"
/Inshant/ "Инш" - пленка субъективно-
художественного смещения видения, /Insh/, /пленка субъективно-

                                                      художественного смещения видения/
"Шант"- слюда /shant/ т.ж. Linz/Линц.
Lintsan - "Поэзия слюды" /
/ В последнее время,
сделал попытки распространить
иншантную терминологию
на творчество нек. других поэтов 60-70-х ,
в России, но не рискую пока захо-
дить в этом отношении
слишком далеко, / у меня чрезвычайно мало
фактического материала о творчестве
других свр. русск. поэтов, и я не уверен
будет ли для них приемлема моя кпасси-
фикация, она возникла /за некоторым исключением/ либо умозрительно
/она возникла либо умозрительно, за некоторым исключением/
я пытался представить себе направления
современной русской поэзии/,
либо на основе исследования собственного
за /*см. примечание в конце письма/.
________________________________
 

II. Значительное место в моем искусстве
/как вы заметили/ занимает
исследование творческого процесса.
В вашей тетради это:
1/ Часть цикла стихов "О творчестве"
т.е весь цикл послать было невозможно,
2/ Большой фрагмент из
Afanta-Ameira-Rihgamma /А-29/
Афанта-Амейра-Рингамма /А-29/
Эта фантазия вся посвящена
исследованию творческого процесса.
и смежным с ним вопросам
метамсихозы и алимарты
/Alimarta/ инкарнациям / переселениям
художественных душ /Sirinarty/ Сиринарты
 Irenarty / Ирэнарты
__________________

 
III. Остальные аспекты моей поэзии:
любовная лирика, элегии,
забавные миниатюры "псички/psichki/
псурды/psurdy/, жажы/zchazchy/
мифличи/miflichi,
психологические и эзотерические
ситуации /окзимы/okzimy/.
Эзотерическая ситуация - oksim/окзим
Afanta-grona /Aфанта-Гронна /А-54/, Афанта-53/
Афанта-53/, т.ж. короткие
стихи-микропоэмы /mimfy/Мимфы/.
Короткие стихи - афризмы /Lipi/Липпи/
из к-торых пытаюсь составлять длинные.
Есть у меня такж. соображения
о соответствии цвета и звука в слове,
поскольку в поэзии я хочу достигнуть
синтеза цвета, музыки, образа
и философии, а т.ж.: принципа "Лимрант"
Limrant / Многоплановая емкость /
Лимрант / - Гармонизация как можно
больше сфер сознания в предельно
малой форме / Лимрант-принцип /Limrant/,
и кроме того, хочу исследовать в стихах
по возможности все основные виды
обычных, заурядных ощущений,
Но как воплотить, и совершенно
воплотить эти заманчивые принципы?
А вот это уже - только в руках Провидения.
Р.S. /см. оборот/
Р.S. Уточняю о себе:
В Моск. Институте Культуры /Бывший Библиотечный/
учился в 60-61. Арестован 6 авг. 1961 в Москве
за недозволенные публичные
выступления на пл. Маяковского. Осужден на 5 лет
/ИТЛ./ Срок отбыл полностью 1961-66.
Отбывал в Мордовском Дубровлаге.

 
 
...Вот и все о поэте Илье Бокштейне, о принципах его творчества, и о его биографии: Институт Культуры - Маяковка - Дубровлаг - Израиль.
Слава Богу, его хоть помалу, но регулярно, печатает журнал "Время и мы", а то и не знали бы о существовании безумного и гениального, нищего поэта, пробавляясь ахматовскими прилипалами.
Но об этом см. в статье "Под юбками мадамь".
 
Илья Бокштейн, возникнув пару лет назад, так же и пропал, и где он, и что не знаю, и Милославский о нем больше не пишет.
Остались три его рукописные тетради, тексты из которых приводятся факсимильно и - выборочно - в перепечатке.
 
 

 

 
 

ИЗ ТРЕХ ТЕТРАДЕЙ ИЛЬИ БОКШТЕЙНА
 

Мы два круга, мы желаем стать одним,
Кто в него войдет? - один из нас,
а другой исчезнет в тот же час
Как несправедлив один Творец к двоим.
Ветров был тонок, Диков - глубок,
где справедливость? - Глубокий вздыхал.
Ветер был тонок, окрик широк,
Где глубина? - Широченный кричал.
Музыка себя не видит, Слово смотрит на творца,
словно видит в образах творимого лица
ритма теневые лица
ХУДОЖНИК - 2

Голубые волосы хаоса за столом
Изогнулись пальцами вопросов
Из малиновой тарелки расписной рассвет листа,
Карпа плавником
Жерди стула у квадратного окна -
Золотые рёбра окуня,
А в недоуменьи жирного холста
Пальцы полосатые – в полоборота танцовщица,
распушилась пятнами,
А поодаль - на оранжево зелёном разведённые
Потеплели маслом восхищенья
Щёки красно-ухие - натурщицы смущенья
ЭЛОХИМ КРОНОС И МИША СУСЛАВИЧ

Кронос спросил Суславича:
Я б погиб, если не ты.
- Нет, ты стал бы обычным
ослопавийским обывателем.
- Это невозможно!
Скорей бы экстермический центр
у меня развился от душевной болезни
от сознания своего превосходства
и невозможности его проявления
- Может быть.
- Но тогда б не было Трагедии Сознания
И моя душа ушла к другому,
Нет, скорей всего, я б действительно погиб,
у меня были покушения на себя

             /Суславич/

- Ты был неосознанно мистичен,
при всей абсурдности твоего рассудка.

            /Кронос/

Это не так редко,
Случается, что человек с душою

Шопена или Моцарта и с сознанием
курицы,
Видел таких,
Нет, я б совершенно точно погиб
Разговор этот происходил на том
свете.
ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН В ПУСТЫНЕ

Я читаю Евангелие овцам и львам
Травам и звездам
Всем, кто поступит в переработку
Мирового самосознания
Чтоб они имели шанс вспомнить,
Что слушали Бога, еще будучи
Младенцами,
А чертёнок в стороне меня не
                                   слушает.
Он думает о метафизике
И от беспомощности мысли
Описел луну,
И от беспомощности мысли
Описывает мёртвую луну.
ИСКУШЕНИЕ СВ. АНТОНИЯ

Упыри, Древсы*, русалки,
И прочая окзинная живность -
                             это же бесы!
Но я думаю, если им хорошо
И вдумчиво погрозить,
Это знак к преодолению искушения
В неземном искушеньи задумался я
Мой Господь, излучив, изучает
                                             меня
Из ладони светящейся шляпкой
                                          гвоздя.

* Древс – Г'юмс – Дук в виде четвероногого жука, он не только пьет кровь из мертвецов, но также принимает маску их бывшей природной души – Нирэн.
В углу
Едва шевелится
Метла
Из окон на нее
Указывают двое
Мохнатая одежда, воя -
Склонившаяся статуя
У белого стола.
 
Моей страсти душа - христианка
С телом тайный ведет разговор
О, Мария! - роди мне Петрарку
Непорочно, из пламени штор.
Солнце сонной щеки
Стих губами расплавил
И Марии лицо - свет -
Малиновым сном озаримо.
О, Мадонна!, прости! - я представил
Образ твой в оболочке любимой.
Я вошел: ты смотришь будто в сторону,
Что там за окном - весна иль снег?
Снисходительно мне - помнишь, Настю
Ворову,
Ту, которой Ясноглазов сплёл сонет?
Что тебе до Насти, моя зубинка?,
Я же аки агнец пред тобой,
Рот мой - ОШАЛЕВШАЯ посудинка,
Ищет нос теой, нежно, с наглецой.
Что смеюсь я, зто же априорно,
Я готов взреветь, если в очко
Проползёт слеза моя проворно,
Прослезив твой жёсткий сердцеком
Посочувствуй символично
поцелуем,
Я взорвусь, как прыщ в мозгу слона,
Всю тебя от счастья изгрызу я
Хоть и не ужился в грызунах,
Почему до ужаса немило,
Смотришь и намёк иной не дашь,
Я ведь мог бы взять тебя и силой,
Да боюсь, пожалуй в суд подашь
Вижу: грусть улыбка изогнула:
Я хотела бы сказать......
И смолкла вдруг.
Вырвав листик, трубочкой свернула,
Из блокнота мистика мигнула
Авторучкой описала круг.
Я увиделся с Богом,
Чуть светлеет в душе тишина
Чувствует смерть
Ударами смеха тихо сыплется,
сыплется
Хрупкое дерево сна
Какая природа согрела
Каплей сознанья мой прах
Ласкать это тонкое тело,
И думать о дальних мирах
Смотрю на тебя из Ничто,
Как будто рождён по желанью,
Как будто особым ключом
Доверено мне мирозданье
На меня снизошло озаренье
И чуть светлеет в уме тишина
В чуткости тонкая веточка сна
Трепещет под смехом уничтоженья.
Когда
Я смотрю
На тебя,
Мне так
Хочется
Плакать,
Но почему ж
На меня
Так жалобно
Смотрит Собака?
Глубины девственной голубизны
В твоих глазах дремуче зелены
Но страсти и страданья не видны
В них только детский страх,
Как будто оборвётся в них вот-вот
Чудесный огонёк и жизнь уйдёт,
Как будто просят утренней мольбой:
Забудь, что ночью буду я ночной.
Тело твоё пахнет как положено
Телу и ему лишь одному,
А душа с ним слита так неосторожно,
Будто тело - недоверие уму.
В листьях губ - лучей зелёных
влажность,
А в глазах - лесов небесных жуть
Будто я увидел третьим глазом
Где мы встретимся опять когда-нибудь.
На мглистых островах
В дупле колдуют дикари
Кошачие глаза девицы
Меня касаются. Косится
В глубь тучи лучше не смотри!
Лечу на пёрышке
Несбыточной зари.
Ты чуднее ребёнка,
Которым я был,
Ты смеешься как счастье,
Что я позабыл,
И лукаво ревнуешь меня,
Но к кому?
Мы - две куклы с тобою,
С кого - не пойму.
Буду объясняться
В будущей любви
Будете мне сниться
Словно фонари,
Будем мы кататься
В санках по горам
Будем расставаться -
душу вам отдам.
 
РАЗЛУКА /2/

Я отвернулась - света было мало
твой лик за наваждение сочла,
на столике дымился с ветки алой
мундштук - хребет сожжённого крыла,
по ветке капля медленно сползала
рука коснулась моего лица,
и на листе дуга обозначала,
твой уходящий плащ,
и плач мой у крыльца.
Поэта понимает лишь поэт,
А из окна рисунок - странный свет
Прикосновением карандаша
Мне ваша строчка хороша,
А следующая к ней строка –
Нашла коса на камень - скат
И соскользнула, улизнула любовь -
Гуляет неспеша, стишок жевала,
Улыбаясь, шаль
Близости не вылепить объятьями,
Ты меня за уши потрепала,
И, показав язык, заулыбалась,
И под ладонью у меня затрепетав,
Вращалась диском платья.
РЕВНОСТЬ /2/

Когда ты вспыхнул предо мной,
Внезапно фонарь включив у моего лица,
В лице бегущие от страха пятна пяток,
А в зеркалах ногтей - рука отца.
Оцепенев, вцепился ноготь в кожу,
И съёжился, и разорвался крик,
Раздавленною вошью нерв мой ожил,
Как в глыбе льда проснувшийся старик.
Скребнув струящихся сосулек сучья
Полозья пальцев распластав в стекле
ствола
Смотрю я истуканом всемогущим
Я помню: в этот миг я умерла.
А ты спокойно целовал другую
Дарил ей чуть помятые цветы
В их вмятинах рыдающие струи
Слезой моей румянят ваши рты.
РЕВНОСТЬ /3/

Знать безверья болезнь исцелилась,
Подозренья в себе истребя,
Плачу я, крокодил, задушивший
невинность,
Будто зверь, увидавший себя.
РЕВНОСТЬ /4/

Почему любимого улыбка обезьянит,
Он разлучницы ласкает хищный нос,
Накажу я их, и себя, и весь свет
Под глазами вагонных колёс.
ПОЭМА СОВЕРШЕНСТВА

Спокойна, словно статуя Богини
Любовь, отвергнутая, мыслящая вдруг.
И только тянутся куда-то
Исступлённые, немые обрубки рук.
Из антологии "ГНОЗИС":

МИМФЫ

1.
Я думал: смерть - вершина пирамиды.
Вижу: она - ее основание.

2.
Ждет меня смерть.
Жду ее конца.

4.
Я ждал просветленья.
Дождался.
Взорвался.
Ослеп.

5.
Несоразмерен я своей природе -
Природа на меня пародия.

6.
Счастье - это держать на ладони
Куколку своей бывшей безличности.

9.
Бабочка села
На теплое тело.
Лето улетело.

12.
Продрогли утренние сны,
Как уточки.
А со стала в меня глядят
Озябшими озерами очки.

13.
Одиночество!
Твою шею обняв,
Ощущаю во сне я
Коня.
 
14.
Вошел в меня гений.
Вспыхнул и ничего
не породив, осветил
В душе туловище.

17.
В одних желаниях Вечности
Я мысль веду, как девочку,
Ступеньками сердечности
К пруду застенчивости.

18.
Сумасшедшая боль моя
Нищенкой бродит
И в старенькой котомке за плечами
Ищет неразбуженную вечность.

20.
Два равно глубоких глаза -
Рождение и смерть.
Над ними
Слепые брови
Улетающей тоски.
На стволах коры корней встали ели,
Лапками кленовых шей шелестели,
Ласками лесистых фей
Растрепались меж ветвей,
Рассусалины коггей понежнели.
Онефритился сундук под кукушкой,
Куковал старик-барсук на опушке,
Белки хором, окружив старичка,
Кричали: "Шик!"
Пустыри вдали развесили уши.
Что скажу тебе, мой друг, на прощанье?
Сноп повесил вилы рук - увяданье.
На березе ветерок шевелит один сучок -
Суковатый каблучок расставанья.
Под беретом березоузорчатых труб
Стрелки клена с коронами сосен обвенчаны
И сосульками красок обвешаны,
И по-детски весенне расцвечены
Отпечатком влюбленно рассеянных губ,
Что осеннему ветру, как речи, завещаны.
Восковое личико в окне.
За окном кирпичная ладошка.
Штык трубы с лицом помятой кошки
Штейнеровской молится луне.
Шевелится потихоньку крыша
Словно плащ монаха, что под ней.
И страна, притихшая,
как хвост межстенной мыши,
За диваном ждет чуланных новостей.
РЕМБРАНТ

Дождь золотой из окна -
Странствующий монах -
Аполлона посланец.
Под подушкой затихла
Красная кошка
Античного счастья.
Под ними в глубокой задумчивости
Под пальцами слепого отца
Светится пятка
Рыдающего блудного сына.
МИКЕЛЬАНДЖЕЛО

Античный свет во сне раба,
Но - повернулся чуть -
И ночь - Эдипова судьба -
Ущелье приоткрыла лба в
Зрачки трагедии вернугь.
Эмфент N 1

Христос и Будда
будят в нас
В часах тревожных лиц
Безумья океанов час
Календарей зарниц.
Душа становится на миг
Минутой Божества,
И Нуль имеет шанс на лик
Иного естества.
Но миг прошел, и снова круг
Отсчитывает миг,
И жизнь похожа на испуг,
А счастье на тупик -
Задумался - уйти ли в смех
Иль в вечности погром?
Безумец станет божеством
За счет страданий всех.
 
назад
дальше
  

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 2А 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга