ЛИМОНОВ

 "ПОД ШИРОКОПОЛОЮ ЛИСТВОЙ, ГУЛЯЛ В ХАРЬКОВЕ МИЛОМ"

 

        В 1964 году /а значит уже 14 лет назад/, познакомился я с первым живым в моей жизни поэтом - которого и по сей день порой вспоминаю в своих стихах и нестихах, с человеком которому многим обязан - с Владимиром Мотричем. Был это высокий, худющий человек с гнусавым голосом и красивым темным хорватским лицом. Дело происходило в Харькове, в октябре переходящем в ноябрь, в парке Шевченко в ложбинах уже успел скопиться снег. Снег шел и таял весь день, отстояв свое время возле лотка с книгами /я работал от книжного магазина №41, продавал на улице книги/ я уж собирался отправиться домой да был к моей неописуемой радости приглашен двумя симпатичными литературными девицами Верой и Милой пойти в парк Шевченко выпить вина и послушать стихи Мотрича. Сам поэт, державший девушек под руки, сумрачно улыбнулся мне и одобряюще кивнул, мол пойдем. Не попадая с ними в ногу все они были крупнее меня, я восторженно засеменил с ними к гастроному. Мело.
        Тогда вся Россия горела стихами. Магазин №41 горел тоже. Каждый день приходили и уходили поэты, шныряли заросшие художники, приезжали восторженные командировочные еврейские юноши из Ленинграда привозили стихи ленинградских поэтов. В подсобке между штабелями книг порой судорожно глотали вино и запоем читали первую поэму Бродского "Шествие"
/далеко не первую: до этого были "Гость", "Холмы", "Зофья" и "Петербуржский роман" - но популярность Бродского в Харькове, как мы видим, датируется годом его посадки, не ранее - ККК/ только что привезенную и как утверждал очередной командировочный - "авторский экземпляр"; читали ее помню в очередь и кто-то читал до двух часов дня и не успевал и очередной заросший и бледный юноша сидел и нервно ждал. Все тогда были заросшие и бледные и возбужденные, все писали и рисовали сюрреалистические полотна, все пили до бесконечности кофе в закусочной автомате, Мотрич пил какое-то особое тройное кофе, от которого меня например валило с ног. Его знали как поэта от швейцара до всевозможных тетушек /их кажется было три/ готовивших кофе. Закусочная-автомат на Сумской улице напротив парка Шевченко была самым знаменитым местом в Харькове, если тебе нужно было кого-то встретить лучше всего было ждать его в автомате /который большинство именовало "пулемет"/. Автомат выполнял для большого украинского города, бывшей столицы Украины, города со своими давними поэтическими традициями функции парижской Ротонды.

 

Милославский, Лимонов, Бахчанян на уличной выставке. 1966?


        Вот мы и пошли тогда по Сумской по левой стороне, дошли до автомата - купили несколько бутербродов, тогда на закуску не тратились, затем в Гастроном что и сейчас стоит на том же месте - прямо напротив памятника Тарасу Шевченко, тоже в свое время неплохому поэту, купили пару бутылей дешевого красного вина и углубились в мятельный парк. Там выпив из горлышка - /бутыль передавали по кругу/ поэт поставил бутылку на заснеженную скамейку, вдавил ее в снег и начал читать и свои и чужие стихи, "И сам Иисус как конокрад - в рубахе из цветного ситца" - . ...
        Помню что с первых минут чтения под его глухой, как тогда говорили "трагический" голос пришел я в состояние какой-то приподнятой праздничной тревоги. Все вокруг - медленно падающий снег, капли вина на снегу - на скамейке возле наполовину опустошенных бутылок, сам поэт в знаменитой "барской шубе" своей - шубе из Мандельштама, это собственно была не шуба - длинное темнокоричневое пальто с меховым "барским" широким воротником шалью - все это было настолько не из этого мира что кажется тогда именно тогда решил я упрямым сердцем своим стать таким же как Мотрич, и чтобы девушки Вера и Мила так же завороженнно-загипнотизированно смотрели на меня. Решил я стать поэтом.
        В следующую нашу встречу - уже в квартире главной нашей харьковской литературной дамы, Анны Рубинштейн, женщины которая впоследствии стала моей женой, при свечах /тогда все читали стихи при свечах/ Мотрич опять убил меня своими стихами. Помню читал он:
 

... На шифонере фирменная бритва

Самоубийцу терпеливо ждет.

И он приходит маленький уродец

Уставший от возни кухонных склок

Надежды нет и смотрится в колодец

Земного неба маленький клочок...
 

        Это была зима 1964-1965 гг. Я застал Володю Мотрича на самой вершине его горькой, необычной и в то же время по русски обычной судьбы. Теперь оглядываясь назад в процитированных строчках вижу я этот режущий мой сегодняшний слух мещанский "шифонер", фирменную бритву я еще могу перенести. Перебирая в памяти его стихи, с удовольствием натыкаюсь на его милую почти детскую песенку о деревянном человечке который

 
... Жил он в комнате чердачной

Сто ступенек винтовых

И на каждой неудачу

Человечек находил
 

        У человечка была возлюбленная - кукла, которая -
 

Из стекла цветные бусы

В битых стеклышках душа

Кукла к розовому пупсу

На свиданье тайно шла

И от куклы бессердечной

Убегал к себе наверх

Деревянный человечек

Деревянный человек...
 

        Сам Мотрич жил не в чердачной комнате но в подвальной. Чтобы попасть к нему в комнату - нужно было войти с терассы одноэтажного старого дома, в самом центре города, в комнату где жили его мать-уборщица и бабка - продающая семечки порой на самом углу той же Сумской зайти за знаменитый шифонер, и открыть узкую дверь. Проследовав по тонкому длинному коридору посетитель попадал в комнату Мотрича. На высоте человеческого роста окно, в углу рукомойник кровать железная у стены, пачки стихов и вариантов на столе и пишущая машинка фирмы Москва.
        Был он я думаю полугений. Из тех кто появляется в переходные периоды литературы как это было в начале 60-х годов после почти полного ее отсутствия. У него были строчки:

 
... партизаны Италии, саркофаги из лавы...

Эту жизнь принимая сплошным безумием
Возвожу обелиски поэтам безглавым
 

        Не знал он того что сам оказался безглавым поэтом. Ни одно его стихотворение никогда не было опубликовано. Вознесенный на гребне всероссийского интереса тогдашнего к поэзии в легенду, его знал весь город - он по старой русской традиции пил и гулял. Поителей и угощателей было много и самых разнообразных. Был задушевный друг - книгоноша, бывший железнодорожник, любитель стихов Игорь Иосифович. Были официальные поэты, Аркадий Филатов и Саша Черевченко, актер и певец Леша Пугачов. Интерес к поэзии в огромной стране вдруг снизился в самом конце шестидесятых годов и в начале семидесятых. Для Мотрича начался спуск вниз в ту самую стихию жизни откуда он и пришел в поэзию. А пришел он в нее из механического цеха завода "Серп и молот" где он калил и обжигал детали. После ряда лет поэтической вольной жизни на улицах в садах и парках Харькова среди восхищенных интеллектуалов было ему очевидно невозможно вернуться опять в ту рабочую жизнь. Посему и стал он вести полубродячую загульно алкогольную жизнь. Был он известен милиции, которая после бесконечных арестов пьяного Мотрича в конце-концов отказалась его брать. Милиционеры просто старались его не замечать. В пьяном виде случались с ним всякие несчастья - ломал он ноги - некоторое время ходил на костылях и тоже пьяный. Порой поили его за остатки его былого поэтического величия, какие-то знавшие его люди, потом он и вовсе пил со странными темными личностями в углах и подворотнях. Первое время он еще старался писать стихи, мало напоминающие лучшие его вещи, время от времени упоминал что он пишет большую вещь, затем перестал даже вспоминать о стихах. Покинув Харьков для Москвы в 1967 году я позже видел его только наездами, порой мне казалось что ему неприятно меня видеть, так как я напоминаю ему прошлую славную его жизнь. Мне даже казалось что он от меня прятался порой, когда я приезжал в Харьков. Не знаю я что с ним теперь, сгинул ли он совсем или еще живет, бродит по улицам Харькова совсем забывший свои стихи. Должно ему быть сейчас что-то около 45 лет.
        Мотрич был тогда признанным номер 1 поэтом в Харькове. Кроме него было множество других. Всего наша литературно-артистическая среда насчитывала я думаю несколько сотен людей. Общались мы постоянно почти всякий день и в основном встречались в автомате, телефоны были далеко не у всех.
 

        /продолжение когда-то последует/.
 

        Я так бы и ждал этого когда-то, если бы, на мое счастье, два года спустя, Эдичка не попал бы в Париже в больничку и, от не хуя делать, не написал бы на больничных рецептах еще чего вспомнилось.
 

Paris, April 6, 1981
Лежу /в отдельной палате! - вставлено, ККК/ в "клинике парка Монсо" - с разрезанной в пяти или шести местах ногой /печальные последствия столкновения брошенного пару лет назад в меня железного стула и этой самой ноги. Драка была./ Зачем-то еще вырезали дыру у самого лобка. Для чего заставили его полуобрить. Хуй и все принадлежности в результате смешно похожи на остриженного "под льва" пуделя. Делать не хуй. Лежу и пишу стихи типа: И лежу я как солдатик /Забинтованный в халатик / Пятна крови на белье / Эдька, Ранен шевалье / Ремонтируют нам ногу / Две сестрицы Слава Богу / и доктор Лянье / .... Лянье - по франц. - барашек. Доктор Барашек. А послала меня к доктору Барашку докторица Лонг-Вормюс - что значит Длинный Червь. Позвонил другу Димитрию /Савицкому/ - а тот мне твое письмо, Костик, прочел где ты обижаешься /как всегда/ на недостаток материалов. Замелькали давно забытые имена... Мотрич... Чичибабин. И вот я подумал что напишу тебе сейчас что-нибудь о них что вспомню. Вот куски из Мотрича: - они все разрозненные, я не помню откуда.

 

/Следуют те же 5 цитат, что в первой части мемуара/, плюс:


Не пейте синее вино
Вам все равно каким упиться...
 

И:
 

Заколдует дороги...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Будем осень стаканами пить...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Азиатка с потерянным именем

Разверни над землею

Туманный свой шлейф

Околдуй...
 

Как видишь Кинстянтин, я очень хуево помню, но я выйдя из больницы пошлю тебе адрес Анны Моисеевны Рубинштейн, которая вдруг объявилась и стала мне писать письма, на которые я не отвечаю, ты ей напиши /умно/ и она тебе сможет написать и о нем, и выслать стихи. /Ане Рубинштейн я, естественно, не написал, я О НЕЙ написал - в поэме "Харьков" - а заводить переписку со вдовами живых поэтов мне как-то не в кайф... - ККК/

Мотрич женился, у него молодая и красивая жена /искусствовед/, пить он бросил, живет среди картин и книг в новой квартире на окраине. Меня это известие /о том что он жив и не пьет/ очень и искренне разочаровало. Образ "проклятого" поэта растаял. Я предпочитаю вспоминать его на костылях /ноги сломал в предыдущей пьянке/ - пьяного, сквернословящего, с недельной щетиной после запоя, каким я его видел в последний раз в Харькове. Анна пишет что он "просветленный". Просветленных в России 250 миллионов. Просветленных мне, Лимонову, не нужно. Я бы не хотел Мотрича сегодняшнего увидеть, и что бы он сейчас не написал - я уверен это неинтересно и скушно.

/Очень ценное и искреннее признание! Почти слово в слово, но помягче - говорит Кулаков о трезвом Глебе Горбовском. То же говорят и о вдарившихся в христианство, "просветленных" - Красовицком, Куприянове, Галецком. Поэт ДОЛЖЕН БЫТЬ несчастен - дожившего до возраста Толстого Пушкина - вряд бы так любили, ДАЖЕ ТЕ, кто проклинает Дантеса - должны бы благодарить его, как и турецкую пулю для Байрона! Пишет Дед /Д.Я.Дар/ о своей встрече с Робертом Фростом - см. том 4Б - мрачновастенько... А Эдичку, за его признание - опять будут бить... - ККК/

Помню песенку о "деревянном человечке", которую исполнял "ПОЛОЖИВ НА МУЗЫКУ!" Леша Пугачов - актер Харьковской филармонии, друг Чичибабина и Юлика Даниэля. Опять же помню куски из нее, а не всю, и за порядок кусков не ручаюсь. Всем нам харьковской богеме песенка эта очень нравилась, была что-то вроде гимна.
 

Меня Мотрич называл "Эд".
 

Родился он где-то между 1932 и 1934 гг.
 

О стихах его я невысокого мнения, меня привлекал как раз "ПОЭТ" в нем. Первый НАСТОЯЩИЙ живой Поэт. Как Александр Блок. В этом смысле он был настоящим.
Познакомились мы в конце 1964 г. Я тебе Костик писал уже в тех 3-х или 4-х страницах, каковые года два назад тебе и отослал.
 

"Дома" Мотрич бывал редко. Человек он был уличный. Его всегда можно было встретить на Сумской улице, которая в Харькове как у вас в Питере - Невский, Пил он обычно "тройной" экспрессо /в "автомате"/ а дома часто варил себе кофе заваренный на /!/ чефире! Его угощали. Автомат-закусочная, он же "автомат" и "пулемет" - место сборищ харьковской богемы в те годы, которые я помню /1964 - начало 1967 г./ ВСЕХ там можно было встретить. Там назначались свидания, и встречались без свиданий. Рядом находился Театральный институт, за углом в сотне метров - Харьковское КГБ, через дорогу Парк Культуры и Отдыха имени Тараса Шевченко. Туда в парк шли из автомата летом - сидели на множестве скамеек, пиздели. У меня /сшил сам/ были брюки из кусков, на которых все расписывались. Брюки выбросил - воняли, стирать было нельзя.
 

Бабка Мотрича сидела на углу улицы Рымарской /если не ошибаюсь/ - продавала семечки. Она /и довольно молодая его мать/ звали его "Вовка". Вовка часто в пьяном виде обзывал бабку блядью и требовал денег.
 

Игорь Иосифович - лет 50-ти, худой сумасшедший, бывший железнодорожный контролер. Имел какие-то деньги перепродавая редкие книги - поил Мотрича. Всегда появлялись вместе, часто обнявшись.

 
ЧИЧИБАБИН по моему мнению был и есть нормальный рядовой советский поэт из провинции. Единственная его заслуга в том что он вел литературную студию при доме культуры Советской милиции /кажется/ куда ходили Юра Милославский и другие ребята. /У Юры Милославского, понятно, о нем куда более сентимент. воспоминания/.. Еще он сидел в лагере. Но кто не сидел? Стихи его мне и тогда не нравились и сейчас. Был он и остался харьковским Наумом Коржавиным. Единственно я думаю почему за него схватился Карл Проффер
/Издатель "Ардиса" Карл Проффер хватался за что ни попадя - от диссидентов до педерастов, что посоветуют - своего мнения он не имел. - ККК/ скажем, это то что он был другом Юлика Даниэля и он же автор текста "Красные помидоры" - омузицировал помидоры тот же Леша Пугачёв - клевый вечный парень с гитарой - и "помидоры" же любил Даниэль,
На кой тебе Чичибабин? Брось ты его, Костик. Он был похож на верблюда,
 

И еще: Мотрич был около 6 футов, и худой; хорват, со всегда впалыми темными щеками. Обезьянки казалось ему только и нехватало. Когда напивался - гнусавил и становился наглым. Трезвый был изысканно вежлив и чист, как принарядившийся рабочий. Да он и был рабочий по всем данным: по рождению, воспитанию.
На улице очков не носил: но писал и читал в очках: смешных, провинциально учительских, круглых в роговой оправе. Стеснялся конечно.
 

На Сумской /он жил рядом - на параллельной Рымарской/ - его ВСЕ знали как Поэта. И в автомате - варившая нам кофе тетя Женя знала его как поэта, и ВЕСЬ МИР вокруг автомата и нескольких книжных магазинов ... знал Мотрича, он был как скажем Харьковский Бродский, если не более, потому что он был ОДИН, он был как бы сразу Отец-поэт, не поэт - мальчик.

 

Мотрич был в 1964-1966 гг. влюблен в сестру Миши Басова - Наташу. /И она в него была - влюблена/. Миша Басов был художник-сюрреалист и просветитель Мотрича.

 

 

Высокомерный молодой человек с профилем Александра Блока и такой несоветский, до непонятности несоветский. Молодой человек этот скорее мог быть приятелем Андрея Белого или идеалиста Александра Ульянова, или кого . . . ? Наташа была умирающим лебедем в семье - у нее было что-то с кровью, чуть ли не гемофилия, все они /отец и мать и сам Басов и друг его - Юра Кучуков - который женился на Наташе позднее, а сейчас живет в New Yorke с другой женщиной/ вокруг Наташи прыгали, дрожали, рисовали ее портреты и писали стихи. Она выросла, переросла болезнь, стала ученицей Ростроповича в Москве, бросила художника своего Юру Кучукова и вышла замуж за какого-то жлоба. В 1969 кажется году она и Кучуков приходили к Володе Алейникову в Москве и у Володи конечно потом долго висели огромные кучуковские полотна.

 


Миша же Басов /очень неплохой художник по мнению Баха и моему тоже/ исчез из Харькова еще в 1967 кажется году и жил где-то на Севере. Одновременно исчезла жена Мотрича Галя и его дочь Ванда. Миша был скрытный подпольный человек, по всему выходит что он и сейчас где-то живет в России с женою Мотрича и его дочерью.

Цикл рассказов очень сюрреалистических /около 30-ти/, которые я писал в конце 1966 и начале 1967 гг. /на один из них на "Мясника Окладникова" Юра Милославский написал даже пародию/ был сделан под влиянием Миши Басова, и его и кучуковской сюрреалистической живописи.


Так вот мы жили.

Теперь это кажется далекой грустной сказкой.
 

... Как ты знаешь я его /Мотрича/ часто поминаю в своих стихах /посмотри книгу "Русское"/ и есть еще неопубликованные стихи где он у меня появляется. Действовал я по методу /Ленина, что ли, не помню точно/ - "выбери себе героя, догони, обгони его" - так я и воспринимал Мотрича. Я Мотрича очень люблю до сих пор, тепло к нему отношусь - но "просветленный" Мотрич - звучит ужасно, мое сознание противится - герой не умирает на постели, герой умирает пьяный в парке, или как у Иосифа в парадном. И если он не умер в парадном, не замерз в парке Шевченко, не провалился в речку Лопань сквозь лед, то я это обстоятельство игнорирую.
 

/Продолжение /
 

Кинстянтин, вот я уже дома, и подпрыгивая на одной ноге хочу послать тебе одно из моих стихотворений о Мотриче. Оно написано в 1973 г. в связи с моей публикацией в венском "Die Pestsaule" /Ди Пестзойле - Чумная колонна - под редакцией Фидермана, о чем см. в романе "Хотэль цум Тюркен", неопубл. - ККК/ /ты знаешь/ Среди тех стихов, или в тех стихах упоминался Мотрич. Вот я тогда сел и еще раз о нем написал. Он позднее нижеследующее стихотворение видел, и естественно был недоволен, да и кто был бы доволен. Посуди сам:
 

Вот порадовался б Мотрич -
Поморгал
Его имя не испортил
Наш австрийский наш журнал
Передал предельно точно -
Мотрич-друг
Вот являлся ты рабочим
После выскользнул из рук
Многоликого завода
И была тебе свобода.
В форме лучшей - ты поэт.
А потом поэта нет
Русский снег и русский алкоголь
Свергнули тебя - изволь
И забыл ты про стихи
Среди собственных стихий...
 

Я тебя застал в поре
Когда праздник на дворе
Я высоким увидал
Ты творения читал
Гордый шопот. Гордый вскрик
Уж наверно ты старик
 

Но австрийский наш журнал

Точно имя передал

И в истории страны

Мы с тобой вдвоем видны

Ты учитель вечный мой

Я возьму тебя с собой

И насколько я могу

Имени я помогу
 

Из австрийского в английский

Из английского в бразильский

Имя Мотрич попадет

Символ тот что невезет

Безизвесному поэту

Сгинувшему в гуще дней

Харьковские вспоминая лета

Пишет выживший злодей

У меня другая хватка

Мотрич - друг

О тебе я плачу сладко

Плачу вслух...
 

. . . . . . . . .

 

А знаешь ли ты друг Константин, что имя Эдуард получил я от своего военно-полевого энкэвэдэшного папы в честь революционного романтика поэта Эдуарда Багрицкого /он же Дзюбин/ "по рыбам по звездам проносит шаланду..." "Чтоб звезды обрызгали груду наживы: коньяк, чулки и презервативы... "
Сидел мой папан в кабинете и читал Багрицкого, наслаждался а тут ему позвонили и говорят сын родился, проблема как назвать. Естественно взглянув на обложку книги, папан меня и назвал... Много лет спустя жалел, "кто мог знать..." говорил он мне виновато... Как многие офицеры он верил в сверхъестественное и в то что явления и предметы мира взаимосвязаны. Поэтом я стал /к моему и их несчастью/ только потому, считал мой папа Вениамин, что он дал мне имя поэта...

 


Вот я вечером гуляю взаперти

На стене моей гуляю взором

Что я делаю прости меня прости

Что я делаю с собою за забором
 

Я измучился и я не виноват
Видишь бледное лицо мое все набок
Я геройский человек, я есть солдат
/до сих пор еще/ и матерь победил и бабок
 

И отца, соседку Лиду поборол

Ее мужа дядю Колю поборол

И Макакенко соседа поборол

Победил соседа Гену и ушел
 

Я и Мотрича поэта победил
Стал он пьяница а я писал, следил
Алкоголик он по улице бежит
А я пишет вспоминет и молчит
 

Но зачем я победил - скажите мне?

- кто-нибудь. Зачем участвую в войне?

Победить поэта Мотрича не шутка

Этот Мотрич - Мотрич-незабудка
 

И других еще я буду побеждать

Уходить а их далеко оставлять

И привиделось сегодня ночью мне

Что один останусь в полной тишине
 

И тогда соседку Лиду позову
И Макакенко соседа позову
И свою мамашу нервно позову
И отец мой - где ты робкий мой - ау!
 

/1969/
 

 

 

 

 

 

Город сгнил, сгнили люди

Что на месте Харькова будет?
 

Были юноши и был пыл
Кто на месте нас себя расположил?
 

Какие Мотричи по садам стихи читают

Какие Басовы сюрреалистов открывают
 

В кафе пьет кофе ли Лимонов новый

Иль Харьков же рабочий и здоровый?
 

А новый Бах проходит ли теперь? Он армянин?
Наверно Поль остался там один
Еще красивый постаревший Гена
Если не умерли - сидят подняв колена
 

Садовые скамейки окружают памятник Шевченко

Людей на дне. Снята с вас Харьков пенка
 

/1973?/
 

/Из сборника "РУССКОЕ",

Ардис, Анн Арбор, 1979/
 

 

 

 

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 3А 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга