/Из Дневника Юлии Вознесенской/

 

        19 октября 1975 г.

        Вот именно - 19 октября! Сегодня мы провели вечер памяти Аронзона.
        Подготовка шла на рысях. Очень трудно было найти помещение - чтобы народу вместило побольше, чтоб от начальства было подальше. Николай Биляк предложил нам летний павильон в клубе студентов ЛПИ.
        Представь себе: посреди Политехнического городка, между уродливых зданий, кочегаркам подобных - пятачок нетронутого парка. Под высокими деревьями, еще полными листьев - маленький /одноэтажный/ светлый /т.е. сооруженный из одних окошек/ павильончик. Внутри на белых стенах и стендах - портреты Аронзона, цветы. Михнов разрешил повесить свою картину "Памяти Аронзона" /это не есть ее настоящее название, просто все почему-то стали ее так именовать. Ты должен помнить эту работу: она прямоугольного формата, вытянутая по длине ... и запоминается прежде всего вензелями ЛА, черными, желтыми и красными. Это собственность Риты Аронзон и висит у нее дома. Вспоминаешь?
        В зале около 200 человек /рассчитан он на 100/. В основном, поэты, художники, прозаики, фотографы. Сайгона очень мало: приглашения были сделаны только за день до вечера, во избежание толков и толкучки.
        Теснота - самая дружеская и плотная. Сидят на стульях, батареях, ящиках, свернутых пальто и куртках, просто подпирают стены.
        Вечер ведет Охапкин - он суров, подтянут, немногословен. Красив. Поэты говорят о своих отношениях с Аронзоном, о влиянии на них его творчества, рассказывают истории и легенды о нем. Никому не изменяет вкус и такт - читают стихи только Аронзона. Читают любимые тексты, объясняют, почему - любимые. Часто одно и то же стихотворение повторяется в выступлениях нескольких человек: "Послание Альтшулеру," "Неужто кто-то смеет вас обнять...". "Утро" читали 5 раз.
        Была подготовлена большая программа исполнения стихов Аронзона. Читали Биляк и Понизовский. Оба воспринимались великолепно, хотя читали в совершенно разной манере и достаточно далекой от манеры самого Аронзона.
        В заключение вечера слушали голос Аронзона /запись Крыжановского/. Тишина стояла немыслимая, благоговейная, чудная. В открытые окна чуть слышна была какая-то милая музыка из студенческого общежития. Пьяненький дяденька подошел к павильону, принял тишину за безлюдье и помочился возле открытых дверей павильона - весь на свету!
        Выступали: Олег Охапкин, Ширали, Кривулин, Альтшулер, Понизовский, Эрль, Сорокин, Биляк.
        Заупокойного елея никто не лил. Говорили красиво и сурово, не подрисовывая крылышек.

Например, Сорокин, говоря об отношениях Аронзона с друзьями, проиллюстрировал их двумя  его стихотворениями. Оба называются "К друзьям". Одно начинается словами: "Друзья мои - за что мне это чудо?", другое кончается словами: "Друзья! Сойдите в жопу с корабля!" Не было той равнодушной сентиментальности, которая отличает все официальные торжества такого рода.

        Мой дорогой и единственный враг Вова Эрль рассказывал, например, как они с Аронзоном стрелялись на водяных пистолетах и уверял всех присутствующих, что он стрелял намного лучше. Эрль был в сером пиджачке и в гороховом банте размером с небольшую ворону. Дамы были потрясены его элегантностью. Многих выносили на воздух.
        Маленькая славная деталь. 18-го я получила твою открытку. Естественно, ходила колесом и всем ее читала. На вечере ее пустили по рядам - еле нашла потом. Все рады твоему хорошему настроению, спокойствию. Все тебе кланяются. Ты - самый красивый, самый разумный, самый достойный из всех ренегатов и отщепенцев. Целую тебя в нос.
 

Фотографии А.Беркута /Эйдельмана/ присланы из Парижа через Толстого.

 

 

        Не сошлись мы с Лёней. Встретились в Большом Невере, в столовой "Аям-Золото", после чего я был изнасилован под кустами багульника Машкой-тельняшкой, Леня же этой участи избежал, вырываясь с криками: "У меня жена!", хотя на него целились довольно активно. Я же пошел добровольцем, спасать Лёню и Машку. Бедной девочке было лет 18, и это был ее первый полевой сезон. В кустах она размахивала руками и пела: "Вдали погас последний луч заката, / И снова тишина на землю пала. / Прости меня, но я не виновата: / Ведь я любить и ждать его устала!" Вместе с ее фотоаппаратом "Смена" я тащил ее на закорках по грязи и колдобинам Неверской дороги, при чем она продолжала размахивать руками и петь. Не было лужи, в которую мы не упали бы, а всё это "Яблочное" вино. Лёня дошел сам, равно и шеф наш, Сашка-геофизик, и геологиня Галка Дозмарова. Потом она раздевала Машку и укладывала ее в спальный мешок. Трусики оказались у меня в кармане. На другой день пол-экспедиции покушалось бить мне морду, и Лёня спасал меня, рассказывая, как было дело. Заключалось все это выпивкой. Пили местный "сучок" в столовой, на сей раз железнодорожной. Под "сучок" шли котлеты с макаронами, больше закусить было нечем. В столовой был еще суп и компот. На второй день мы тоже геофизикой мало занимались. Сашка объяснил нам: "Вот так включать РП-1 /радиометр полевой - один/, вот так выключать. А остальное вас не касается. А ежели сломается, садитесь на пень, и кричите - Мама!" Ну, там градуировка еще, а эталоны изволь таскать с собой, в рюкзаке. По технике безопасности он должен быть от тебя не иначе, как на 20 метров, а за утерю - сколько-то срок. И это еще хорошо. В 59-м году радиометры нельзя было населению показывать, а я замерял активность воды в колодцах - плащом прикроешься, и трубку в ведро суёшь. Бдительные граждане тут же волокут тебя в милицию, а ты и милиции показать права не имеешь. Только директору совхоза или председателю колхоза, или секретарю парторганизации. В тайге, понятно, показывать некому, да и прятать тоже, но вот за утерю контрольного эталона... Рабочие-то эталоны делали сами - в медную гильзу 16-го калибра какая-то радиоактивная хреновина засыпалась, а потом свинцом заливалась. И тоже таскай с собой. На оленя повесишь - а он куда-нибудь потеряется вместе с вьюком - вьюк-то хрен с ним, и без жратвы можно перекантоваться, а вот прибор без градуировки - это вся работа насмарку. В предыдущем году Ося Бродский в той же экспедиции ДВГУ только в два маршрута сходил, не побив прибора, а в остальных обязательно падал. Летит с обнажения, сам вокруг РП обмотался - спасает, а за ним по камням трубка на шнуре гремит, стеклянная. И все журналы радиометрические стихами исписал, или чортиками, зимой на камералке взялись расшифрововать, и тут же за голову взялись, а журналы - секретные. Так и пропали стихи. Я-то в пикетажках писал, у начальника, Семёныча, выпрашивал. А на чем писал Лёня - не знаю. Да и не знаю, писал ли. Его буквально через месяц с остеомиэлитом в Ленинград отправили, говорят, на аэродроме весил 37 килограмм. И через пару лет ходил с палочкой. Ленька Карбовский выбил себе глаз, три дня из тайги с выбитым глазом выходил, а потом 9 дней ждал вертолета в посёлке. Семёныч все телефоны оборвал - "Завтра будет." А глаз пухнет, уже с кулак. Фельдшерица поселковая, в Средней Нюкже, забитая бабенка, за голову держится: "Ой, ведь глаз-то - вытекет! Ведь и второй вытекет, надо укол пеницелиновый делать, а я не умею, боюсь. Ведь и на второй ослепнет, в 23 года-то!" Хорошо, я по мари /по болоту то-есть/ в Уркиму за 25 км смотался. "Держи, говорю, Семёныч, за глаз!" В Лёньку два стакана спирта питьевого влили, в себя по полтора. Сделали укол. В веко. А Лёнька только на спирте все эти девять дней и держался, а потом еще три, в Большом уже Невере - в бухгалтерии денег не было, самолетом в Ленинград отправить. Погрузил я его в поезд, деньги распихал, какие под рубашку, какие в штанину, в сапог, чтоб не махался, проводнику четвертной дал, попросил в Магдагачах, где аэродром, высадить. Доехал, долетел, а только глаз спасти нельзя уже было. И в пенсии отказали, травма, говорят, не производственная - дрова для костра рубил. Щепка и отлетела. У Аронзона тоже была не производственная. В 59-м году Федя Добровольский погиб, в Новом, 1961-м году - Арик Лившиц застрелился, тоже был с нами. Мне-то повезло больше, чем Аронзону. Даже ревматизм прошёл, как помыл золотишко в промёрзлых шурфах, да в речечках в сентябре. По колено в воде, и ручками, ручками. А золото фольговое, его от тяжёлого шлиха не отобьёшь, ну и мучаешься. Унцию, однако, намыл, настарал, в образцы пошло. И урановые смолки нашел - две недели в ущелье сидели, с аномалией. На втором диапазоне РП шкалило, а Семёнычу, начальничку моему, и невдомёк, сколько рентген хватили. Потом мне кто-то целый кусок уранинита подарил, я его на кафедру кристаллографии отдал, Малышу Анатолю, а у них там все Гейгеры пошли шкалить. Докопались, кто.
        Откуда у Лени взялся остеомиэлит, я не знаю. Должно, от климата. Бродский в 61-м в багажном люке из экспедиции сбежал, мне отписывал. Я тогда в Феодосии гидрологом был. А Лёня - инвалидом. Стихи он мне свои читал в Невере, после происшествия с Машкой, но меня тогда акмеизм не интересовал. Да Лёня и был постарше, года на два. Бродского я тогда больше ценил. Но кто из них на кого влиял - мне до сих пор непонятно. Во всяком случае, в экспедицию тогда он нас устроил обоих, да еще Арика Лившица. Смеялся потом: "Я, говорит, всю экспедицию шизофрениками, рецидивистами и наркоманами наводнил!" Ну, шизофреник, скажем, был я - я только что с Пряжки вышел, где от армии косил, рецидивистом - чётко - Арик Лившиц, он уже сидел, остается - наркоманом - Лёня? Но тогда я этого за ним не замечал. Это уже в середине 60-х начал планчик покуривать, а тогда и разговору такого не было. Впрочем, тогда все о другом говорили: как у начальства занять четвертной на бутылку "сучка"? Местная водка тогда два пятьдесят два стоила, а Московской, скажем, или там Столичной — на Дальнем и не нюхали. Спирт "питьевой" в поселках, семидесятиградусный, или бормотуха какая-нибудь, а в 59-м году, в Эстонии, я всё больше по клюквенному вину ударял. "Йыхвика вейн" называется. Так я эстонский и выучил -"Юкс лейб, юкс соомкаля, юкс йыхвика вейн." И даже знаю, что на юге Эстонии говорят не "юкс" , а - "ютьс". На Дальнем же мы говорили, в основном, по-эвенкийски, а севернее - по якутски. Якутов мы называли "налимами", но это было уже позднее, в 62-м, с Мишей Пчелинцевым /см. "Политехническая школа"/. Не знаю, как повлияло на поэтику Бродского и Аронзона пребывание в Якутии, но я там написал многонько. И всё пришлось выбросить, за незрелостью. У Бродского много реминесценций якутского и северного плана -см. "Геологическая школа", у Аронзона же я их не нахожу. Он где-то сумел оторваться от бытия, и перешел в пространства Хлебниковские.
        Родился Аронзон, по мнению его жены, Ритки Пуришинской, в 38-м году. Застрелился в 70-м или 71-м. Так что всего лет его жизни - было 33. Влюблен он был - стыдно сказать! - в собственную жену, которая, правда, этого заслуживает. Единственная женщина, на которую у меня грязных мыслей не появляется. Правда, узнал я ее уже после смерти Лени, опоэтизированную, так сказать, стихами поэта. Не можно сказать, что она красива. Блондинистая еврейка, несколько коротковатая, но судить надо не по ней, а по стихам Аронзона. Я всегда предпочитал лирику "неразделенности" /Маяковский там, Блок/, но гармонию - впервые - встретил в стихах Аронзона. Библейскую. Он был в гармонии с Природой и с женой. И всё-таки - "Печально как-то в Петербурге..." Его ближайший друг, художник Михнов-Войтенко, нашедший абсолютную гармонию в живописи, пьёт, не пересыхая. И читает Ленины стихи. Может, в этом и тайна самоубийства поэта /в "несчастный случай" я не верю/? В этой гармонии в искусстве, и в том, что я вам сейчас описал - в этой жизни и в "Яблочном"? Его стихи слишком прекрасны. Как говорили: "Такой красивый младенец! Явно не жилец на этом свете." И Лёни не стало. Осталась гармония, а всё остальное - ушло. Так же - и от мёртвого пьяницы Михнова - останется 8 000 прекрасных работ.

 

 

АРОН3ОН-2

 

        Об Аронзоне так нельзя писать.
        "Так нельзя писать!" - выкрикивал ученик Аронзона, Роман Белоусов на нашем с Кривулиным вечере где-то в 68-м. "А как - можно?" - спрашивал я его. Он не отвечал.
        Я не знаю, как можно. Я не знаю, что можно. Можно так, как Хэмингуэй - о Фитцджеральде Скотте? Или нельзя? Можно так, как Генри Миллер? Или можно так, как Соснора, скажем - о Риде Грачеве, скрыв его под именем "Ким"?
        Жопу нужно писать с точечками, или в полную величину? А это смотря какая жопа. Ежели это жопа г-на издателя "ежедневной русской газеты", то о ней и писать не хочется /она и так, в полный рост - на страницах/, а если это попочка юного Бори Куприянова - то отчего ж.
        Что есть частное и что есть личное? Копает, к примеру, Губер трипперок у Пушкина /а может, чего похуже/ из немногих сохранившихся писем к Вяземскому - или, за давностью, трипперок пахнет не так? О сифилисе Маяковского, Блока и Ленина - пока все молчат. Хотя все говорят. О жопничестве Георгия Иванова и Георгия Адамовича - Бенедикту Лившицу можно писать? А о том, что один из них торговал своей женой, как мне сообщает современник - это еще не можно? А когда можно? Анна Андреевна о той пачке писем, что у меня, точнее, Николай Николаевич, распорядились, чтоб "после какого-то срока". Что ж, после какого-то срока - постельное белье пахнет лучше?
        В дневниках Пунина я читаю, какова Лиля Юрьевна в постели, и о том, что "она никогда не кончает". А о Мерилин Монро узнаю, что она была фригидной /уже не из дневников Пунина/. Писать об этом или не писать?
        И писать ли о том, что 23-х летний Аронзон отказался попользовать юную девочку, которая тащила его в кусты, отбивался и кричал, что у него жена? Я не знаю. Знаю только, что чтобы понять лирику Аронзона, надо знать, что он любил свою жену.
        Это единственный пример из поэтов моего поколения - поэт, который любил СВОЮ жену! И у Сосноры случались интрижки, и бросил он, в конце-концов Марину, а вот лирика Аронзона - ПЛОТСКАЯ лирика, не нарыв и надрыв Маяковского, не суходрочка Блока - обращены к СВОЕЙ ЖЕНЕ.
        Страсть, нашедшая удовлетворение и расцветшая еще более пышным цветом. А почему? И как? Я не знаю. Я дружил с Риткой Пуришинской, особенно последние годы, воссоединившись через Михнова. И она поверила в мою любовь к Лене. Но я не мог поверить - в его любовь к ней. Ибо своими, а не его глазами - видел просто красивую женщину, несколько полноватую, блондинку выраженно еврейского типа /а я евреек после первых двух жен - не переношу!/, с очень красивыми карими глазами, несколько укороченной, майолевской, фигурой - и что? И ничего. То ли щитом ей было Лёнино имя, то ли там что - а кроме дружбы я к ней не питал ничего.
        Но читаю поэта. "Два одинаковых сонета". Да их хотелось бы, чтобы было восемь, десять, восемьсот - до бесконечности! Ибо эта женщина в стихах - прекраснее всех скульптур Майоля! В ней нет муки, нет и страсти - в ней есть библейская Рахиль, щедро раскинувшая пах. В ней нет стыда, как нет его в Природе.
        Но что такое стыд? Это несовершенство, прикрываемое завесами одежд, скрывающими "тайну совершенства". И женщина поэта Аронзона была - само совершенство. То ли взор он имел такой, да, скорее, что это: так он видел природу, находясь с ней в гармонии. И в гармонии с Женщиной. Для Хлебникова женщина была тайной, ибо он любил, и был отвергнут. Аронзон же любил - и был любимым.
        Я не могу спросить у Риты, я могу судить только по стихам, но так мне удалось раскрыть - для себя - "секрет" Маяковского и Блока, и что позднее подтвердилось - мемуарами /Лили Брик, Веригиной/. Но Аронзон мой современник. И где-то, даже, я его знал. Вот поэтому, пусть в противовес стихам, я и привожу мое первое к нему "предисловие", а точнее расказ, о нашей безгрешной и страшной юности.
        А Рита меня простит, хотя бы за мою любовь к Аронзону. Но рассказать мне больше о нем - попросту нечего.

 
Фото Г.Приходько из каталога выставки "Под парашютом" /1974/. Опубликовано в "Аполлоне-77".

Единственная работа Михнова, посвященная мне /он жутко жаловался, что у него ушла уйма времени - вдесятеро против обычного - чтобы закомпоновать полупредметные инициалы мои и жены в абстрактную композицию/. Сделана в 73 или 74 году, такая, зелененькая с черно-серым.
Оригинал находится "в архиве Нуссберга", поэтому переснимать пришлось с приходьскинской пробки, 2,5 на 5 см, да и та была снята тяп-ляп и в ракурсе. Работу я так больше и не видел, как свез 6 лет назад в Москву для пересылки, а увеличение сделал А.Коган.
АРОНЗОН-3


        Рассказать следует о его друзьях. Мало кого так любили из поэтов! Разве Бореньку Куприянова, но и то - с вершины "возраста" /он был младше всех/. А Аронзон...
 

Нас всех по пальцам перечесть.
Но по перстам! Друзья, откуда
Мне выпала такая честь
Быть среди вас. Но долго ль буду?
На всякий случай будь здоров
Любой из вас. На всякий случай...
Из перепавших мне даров
Друзья мои, вы наилучший.


- переписал мне по памяти Гена Гум уже здесь, в Техасе. Как он торчал на стихах Аронзона! И Ширали. Действительно, двух величайших поэтов любви нашего времени. Только они двое, пожалуй, и были счастливы с женщинами. И это не значит, что остальные были пидерами. Пидером из поэтов был один, ну, может, еще Саша Миронов - что-то мне в нем не нравится. А все остальные были бабниками.
        Но эта, где-то мужская, любовь к друзьям - возможно, вызывалась чувством опасности, недолговечности. Как, вероятно, любят люди только в условиях "критических". /За то же, кстати, и бабы любили нас!/
        Но о друзьях Аронзона. Я знал трех. И всех троих - подкосила смерть его. Значит, он что-то значил при жизни. Первым был - Роман Белоусов, относившийся к Лёне, как к учителю, как к мэтру. Говорил он, даже еще при жизни - только о нем. Я же, из духа противоречия /а может, из ревности!/, поносил Аронзона. Не так, чтобы сильно, но... И со смертью Лёни кончилась и для Белоусова поэтическая жизнь. Вроде, женился, ушел в семью.
        Второй друг был Евгений Михнов-Войтенко. Этот мой друг, мучитель и монстр, зачитывал меня до посинения - одним Аронзоном, из переплетенных в холст его книжечек. Рисовал работы, посвященные ему. Выставлялся если - то только у Ритки, на Воинова - в аккурат напротив Большого дома! Мои стихи, будучи другом, он и слушать не желал. Но однажды расколол я его. "А Лёня, говорю, тебе стихи читал?" -"Не, говорит, боялся." Значит, нужно было умереть, чтобы дойти до Михнова. И вызвал он меня в 75-м, отъезда незадолго до, к себе на Рубинштейна. Лежит волосатый, пьяный, один, магнитофон крутит. "Расскажи, говорит, мне сказочку. Спой песенку." Ну, несу я ему какую-то ахинею, пою. "Вот ты уедешь, говорит, а я буду - слушать и плакать." Или в три часа ночи вытащит меня в карты с ним поиграть. В дурака подкидного. При этом мухлюет, и цилиндр-шапокляк, и трубу, горн солдатский, у меня, под видом выигрыша, зажал. Не жалко. Я б ему еще цилиндров и труб прислал, только б тешился! Страшно ему. Плохо. И Лёни с ним нет. Но вот - когда был? Было ли ему хорошо? Хотя стало, конечно, хуже.
        И третий был друг. Алик Альтшулер. Этого я встречал уже у Михнова только. Напоминал он мне жертву Освенцима, как и Саша Шевелев /но у того еще была печать Каина на лбу, треугольником белым, шрам/. Алик Альтшулер за 10 с ним встреч - и двух слов со мной не проронил. Не знаю, может он говорил с Михновым. Хотя с пьяным Михновым - какой разговор? Какой-то бледный, тихий, заморенный - молчит и молчит. Ну зато я не молчал. И он тоже безумно любил Аронзона.
        А Аронзон - всех их. По сю спор идет, кому это стихотворение? Михнов мне читает: "Евгений, мой голубчик голубой...", и в перепечатанном им сборнике я так видел, а в других рукописях, от Ритки - "Альтшулер, мой голубчик голубой..." Но Женя так же претендует и на "Тихого карлика из дупла" у Горбовского.
        Но кому ни были они посвящены - какие прекрасные стихи! У Аронзона вообще, много стихов - прекрасных, и лишь отдельные - мне не нравятся. В основном, ранние. Был ли Аронзон добр? Скорее, сентиментален. Но сентиментален - ПОЭТИЧЕСКИ. Как и груб - поэтически же /см. его эпиграммы - на Эрля, на Юпа/. Но это не мешало друзьям его любить. И он их любил. См. выше.

        Где-то был он их "сердцевиной", всех троих... 

см. также:Константин К. Кузьминский. "Трое - одному..."

 
назад
дальше
  

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 4-А 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга