белым цветком зацветает снег?
- Он так живет, полет - его век.
Просто полет - его век.
- Боже, в болезни извечных вин
как жить нам, душам Твоих
ловитв?
- Для радости, девочка, и для любви,
просто так, для любви.
- А что это там, за мостом вдали?
Нежная тьма в сплетении
лип...
- А там, моя девочка, край земли.
Там просто край земли.
1976
памяти Аронзона
Над мостами сведенными низкое небо темно.
Встав на кромке
перил, можно дерзкой рукой дотянуться -
и рвануться еще, чтоб
перила ушли из-под ног,
обезумев от счастья: тебе позволяют
вернуться.
И поднимешься, светлый, с одной лишь тревогой, одной -
этот
всплеск вдалеке как ей в сердце стократно вернется.
И тебя
не отыщет бессильное слово: "Родной!"
И пустая ладонь, не
коснувшись твоей, разомкнётся.
Ей в беззвездные ночи скитаться еще у реки,
в опустевшей душе только скорбную память лаская.
Ты же жди, а пока имя новое ей нареки
там, куда ты ушел - там, куда ее все не пускают.
...и когда наконец отворятся пред ней небеса,
и устало и
тихо, не веря еще, улыбнется -
ты возьмешь ее на руки и в
золотые леса
унесешь навсегда из глубин голубого колодца.
1976
МАГДАЛИНА
Ты ли это? Долгими ночами
звездными бездонными очами
сожжена
дотла.
Ты ли это? Ласками чужими
с губ моих Твое украли имя
-
не уберегла.
Первый, сладкий, вольный иль невольный -
но обман - приемлю
вновь безвольно,
нет судьбы иной.
Тело к телу льнет, как к солнцу - тени,
но душе в чаду
ночных сплетений
тяжко быть одной.
О, мои невидящие ночи!
Как сквозь них узреть Тебя воочью,
вечны страсть и страх!
Твой ли след в песках, давно остывших,
на долинах, под Луной не бывших,
целовала в снах?
Или ложь? И призрачные чары
дел Твоих - мгновенный и случайный
отблеск на траве,
жажда смысла - бред, и исцеляет
лишь последний знак, что прах являет
в светлом Божестве?
Так во имя небыли желанной
оборви рукою долгожданной
мой
ненужный миг -
я иду! И встала у порога...
Но сияет
благостыней Бога
Твой спокойный лик.
1976
Неисчерпаемое ожидание
увечных крыльев, о полете помнящих
не песни перьев в ветрах, крылья полнящих -
но лишь что песни, не землей им данные
с земли не спеть.
И это как создание
молитвы в камне - с той тяжелой верою
последней, что творит
черту летящую,
и вот - летит над всей громадой спящею,
бросая ввысь свершившееся: " Верую! "
1977
ОКОНЧАНИЕ ЛИВНЯ
Еще жило дыхание дождя,
и капли, счеты с временем сводя -
любая донести себя спешила -
как черепки разбитого кувшина
летели вниз, пока в святых
вершинах
ангел сиял, пророка в рай вводя -
так падали. И знали пустоту,
отчаянное торжество полета
как
знал гонец последнюю версту,
вразмах упавший к городским
воротам
и хриплых звуков смертное вино
изливший на томящиеся
души -
так ливень шел - до дна, сплошной стеной,
что травы каменели
от удушья.
И раскрывали жаждущие рты -
наги и чисты, словно в день
творенья -
и рвались ввысь, на вольное паренье,
и слепли от
минутной красоты.
Им все казалось: или длится миг,
или сейчас случится,
отмоленный
всей жизнью, проведенной на коленах
душою,
напряженной словно крик
под горлом онемевшего - навырост
отмерянный, раскроенный как вырез
на юной чуть поднявшейся
груди.
Так схимник скажет: "Встань!" - калека встанет
и силу отдающего помянет -
так приносили в дар себя дожди.
Так принимали травы дар - и жили!
как никогда, опомнившись, спеша...
Мои глаза тогда не мне служили,
подсмотренное счастье
сторожа.
1977
САЛАМАНДРА
Чисты и страстны движенья заломленных рук.
В танце неистовом
жди: возвращается Бог
В миг постижения тело взорвется от мук
-
Ибо любовь это смерть. И смерть есть Любовь!
1976
1.
ПЕНТАГРАММА
"увидел... подобного Сыну
Человеческому"
Откровение Иоанна
Полно! Ударилось, как взорвалось
вырвалось, сердца не видя - насквозь
вскинулось - крылья
поднять удалось -
бред или милость?
Как тебе ночь напролет не спалось,
голым рыданием горло
свело -
и подступило к глазам, и вошло,
остановилось.
Что же - свершается как ты хотел:
избран и выделен твой
удел.
Что это было? - только ли дел -
знать, чем напился!
Полно, ты этим переболел -
полно, ты гибнул - и уцелел
в миг,
когда жалости пожалел
и устыдился...
И в опьяненьи смятенных крыл
время ли выдумать, что открыл
или каноны слепой игры
время ли выбрать?
Полно, лети! - и не до красот,
после увяжешь, как повезет
-
важно ли как - для каймы узор
можно и выкрасть.
***
Крепче, чем под колесом колесниц
в душу вписалось.
Дольше, чем мускусом - кожа блудниц
будешь отмечен.
Что, или страшно? осталось найти
самую малость -
но не просыпь, ибо в чем пронести -
может быть, не в чем.
2.
"но не просыпь..."
Что ж, перечти по пальцам все дары,
пока еще ты можешь их
припомнить -
и назови их как-нибудь, заполни
провал - синичий
скок - и нечем крыть
провал зрачка в белке, в глазах темно
пока же ночь снаружи
не растает,
найти слова и по углам расставить
взамен
ушедшего разрешено.
Иначе как удержишь - торопись!
И боже правый, стоит
торопиться:
одним глотком и на день не напиться,
а нужно
что-нибудь на жизнь скопить
И ты припомнишь строгие слова,
насмешливую пустоту осветишь
благоговейно... и за них ответишь
хоть головой.
Да вот и голова.
3.
"и ты припомнишь строгие слова"
Запреты добровольны, как вериги.
Хотя постриг пока что не
решен,
на пьяный хохоток попа-расстриги
пониже глаз опустишь
капюшон -
и прочь отсюда, глаз не подымая.
Смягчи свой гнев, хоть гнев твой и не воск
и выдавив с трудом, себя ломая,
как яд из жала - жалость для него
поймешь, устав как после долгой травли,
что жалость здесь,
пожалуй, ни при чем.
Но более не усомнишься - прав ли? -
по
вере - верить обречен.
Тебе - жалеть? Тебя кто пожалеет,
кому б ты подарил такой
успех?
Скорее прочь - останется целее
все что ты для себя
принять успел.
И честно признавая пораженье
меж слов чужих, между чужих побед -
спеши! убей и отмоли сомненье
и о себе не говори себе.
Все искупает кровь от рук на водах,
и отлетевшая от глаз
тоска -
и что-то в них оставшееся, что ты,
решившись верить -
только допускал.
И ради глаз, сорвавшихся на крике,
закрой свои: твой путь
уже решен.
Запреты добровольны, как вериги -
надвинь же, да
пониже, капюшон.
4.
"и ради глаз, сорвавшихся на крике..."
Вспомни лишь, не скажи - то был ты или же ты там не был?
Если не был и не виноват, как тебе довелось
прежде жизни
поставить тот миг, когда падало небо
в помраченные очи под
слипшейся прядкой волос?
Прежде жизни и прежде себя, каким был ты когда-то
но не
здесь - здесь один, на века затянувшийся сон:
в чреве белого
города падает ношей распятый
до креста - а стигматы твоя
призывает ладонь.
Ибо раны - Ему. Обрываешься вслед но не в помощь
за Него -
не исполнишь, а время не терпит пустот,
подменяет виной, как
вином опьяняет - и помни:
неизбежно - упасть, как сирень
зацветает - крестом.
... ну, а если и был - если ты был за тем оцепленьем
если
руки в крови, если ты жаждал крови, как волк -
сон твой не
изменился, когда ты вставал на колени.
Значит, долг за тобой
- и тебе ли считать этот долг!
Разве память доверена нашей недолгой природе,
что берешься воздать - и за свой ли? непомнимый путь
там, в начале пути Он прощает долги и уходит.
Ты, отпущенник Бога - что ты ему хочешь вернуть?
и за что? Неужели за смерть - столько раз умирал ты,
столько
раз будешь мертв с этих пор и до новой поры.
Божьим Сыном Он
был. Ты ли пасынок, алчущий правды -
для нее и принявший
чужие законы игры!
5.
"ты ли пасынок..."
Украденным отметится укравший
и под взбесившийся шаманский бубен,
случиться может - упадет
он мертвым.
Или вернется от себя бежавший,
душа очнется от побега, будто
на время, пока длился он - замерзла.
Ты башню замыкал над небесами,
но от отвеса так ее уносит
-
сойдется ль купол там, куда нацелен?
Один лишь Шива с восемью глазами -
и у того девятый в переносьи
у одного лица - лишь он и ценен.
О, для тебя когда-то было важно
согреть цветок - дыханием,
руками
ты за него, ты только был в ответе
и вынес в недостроенную башню
и высадил в обточенные камни
и как он умер - ты и не заметил.
И лишь когда уже не будет страшно
увидеть мертвый стебель в
мертвом доме,
и наклонишься, чтобы бросить вон -
молчанье из груди ворвется в башню
и ты цветка коснешься, и
в ладони
поднимешь трупик сердца своего.
Подавишься невыкричанным плачем,
как будет навсегда, когда мы спросим -
за что? - о, так и будет с нами всеми,
так было. Так мы за небрежность платим.
И расплатившись,
вновь кредитов просим
ты на полу у ног увидишь семя
цветка.
1978
По памяти прикосновений
пытаюсь воссоздать лицо,
которое сегодня не узнала.
Рука скользит по зеркалу, и мало
надежды на иссеченный
резцом
край рамы зеркала.
Сказавший " veni "
наверное, продолжит: " vidi " - фраза
не прежде кончится,
чем жизнь -
рука скользит, я отнимаю руку,
пока еще возможно отложить
конец движения, пока упруго
течет стекло под пальцами,
а в нем
мое лицо над отраженным днем
не изменилось навсегда и
сразу...
Когда рука коснется рамы,
как если бы коснулась двери,
я
постучу и попрошу пустить.
И я скажу, что я пришла с дарами,
и пусть мне воздадут как всем - по вере,
чего мне ждать, мне глаз не отвести!
... рука скользит с угла и до угла -
я солгала бы, как
всегда, как проще -
но жизнь остановилась у стекла
и не
стучась, уже вошла наощупь.
Но взгляд сошелся - вечность
утекла,
легко меня от слова отлучая.
Скользнули дни, не
составляя лет...
Но взгляд сошелся - я не различаю:
жизнь не решилась, или
жизни нет.
20/11/78
1.
ТРИ НЕБОЛЬШИХ ПИСЬМА ДОМОЙ
Надежде Вильно
По черному песку да ломким тростником
я напишу о том, что
я по Вас тоскую,
что здесь я не нашла и не ищу свой дом.
Да
не пошлет Господь и Вам печаль такую!
По черному песку свивается волна.
Я здесь давно живу, и
плача, и ликуя -
как я ждала того - как я сейчас одна!
Да не
пошлет Господь и Вам печаль такую.
А то, о чем пишу Вам ломким тростником,
о чем так горячо,
бессвязно Вам толкую -
по черному песку, по солнцу, босиком
-
да не пошлет Господь и Вам печаль такую.
А то, что плач мой - Вам, а ревности - дождю,
который плачет
сам, и голубем воркует -
на черные пески - о, нет, я Вас не
жду:
да не пошлет Господь и Вам печаль такую!
2.
Чуть скучновато и неторопливо
пишу про то,
как шли валы, ломая гребни с пенной гривой
и на пальто
летели брызги...
Виноград подсох.
Оливы
снимают по садам.
Я пью вино последнего разлива,
допью -
стакан отдам,
и муж нальет еще, и не последний.
Потом, одна
-
украдкой выпью и без позволений
еще вина!
От моря брызги - крепче царской водки -
шалит Эол! -
на каменный, на белый, чистый, звонкий -
летят на пол.
И мне легко смеяться и нелепо
твердить, мой свет:
"Есть только солнце, только море, небо -
другого нет!"
3.
/ Римская поэма /
Пенная линия по песку -
след волны.
Солнце в водах омывает усталые очи,
воды светом полны...
Тихо.
Я скоро себя обреку
молча глядеть, как горят мои свечи и
ночи.
Показалось - прощаюсь,
но я не простилась с землей.
Уходя, оставила горстку земли,
горсточку снега.
Не отпускает, болит.
Тирренский прибой
беспечен:
здесь время бесплотно -
здесь ему ведома нега.
Я случайно вошла, и я ненадолго.
Разбираю небрежные выплески
пены,
волхвую, конечно.
Все пытаю судьбу -
о чем? Я не хотела обмена.
Так и вышло.
Ниточку бус -
янтарные смолки, и только,
мамин подарок -
взяла с холодного моря.
А в Риме, под сводами арок
время гостит,
да я иногда прохожу,
вспоминаю чужое:
глядеть, как кровь приливает к ножу,
сбегались римские жены,
спешили мужи...
Время теснит,
забываю свое, кто я.
Неспешная жизнь
дни разделяет бегло
и не считая.
Недавно смотрела,
на утренней площади стоя,
как тучей свивалась над нею
безумная стая:
Птицы - над собором Святого Петра.
Столько -
едва пробивается просинь,
неба не видно.
Может быть, знак -
а кажется, просто осень,
осенние игры, и улетать пора.
Мой город, легко ли терять свое имя,
примерить другое?
Как пришлось?
Все ли таблички по площадям перевесили?
Ангел случайно
остался,
приопустил крыло.
Над дворцом,
над Невою
холодно и невесело.
Дороги сошлись на Риме.
У собора Святого Петра, одноименца,
я твержу твое имя.
Я сохраню твое имя.
Видно, время измерить дороги,
вглядеться в их лики -
незнакомые, иноплеменцев.
И еще
обернуться перед концом -
и найти у небольшой базилики
Мадонну с тихим русским лицом,
с беспечальной улыбкой.
Как она здесь, почему она здесь, такая -
и откуда, мой Бог, с
этим тонким венцом,
да у Римской стены?
Будто слушает что.
Или птиц по ночам окликая,
ждет весны.
И, наверно, дождется весны.
А тогда, от груди отнимая сведенные руки,
оттолкнет
постамент да пойдет не спеша
на восход, по водам -
да по гребню волны.
Как не знала разлуки,
все улыбкой дыша.
А за нею и я потянусь, провожу до прибоя.
И спокойной воды тебе, Матерь, спокойной воды!
Где-то царство твое,
от небес и цветов голубое,
где к утру зацветают твои небеса
и цветы?
Где-то царство твое,
где и дом мой...
Но все не о том...
Начались карнавалы,
отошло Рождество,
и пожалуй, пора.
А собраться недолго -
не из дома -
и то ли бывало.
Поклониться собору Святого Петра,
да дойти до вечерней воды -
отсюда, наверно,
приходили ко мне виноватые сны.
Таверна на черном песке.
Полинявший лоскут над таверной.
Тонкая линия по песку -
след волны.
1978, Рим - Ладисполи
Заглушила ночь
шорохи,
не ходи гулять далёко от дома -
там и серый волк бродит,
и
черный волк рыщет,
и белый волк за ними - сторонкой.
А за полночь
на крыше
соседнего дома,
того, что напротив
то ли снег лежит
ворохом,
то ли белый волк притих, смотрит.
Уйти бы мне из города,
уйти бы мне далёко в степи,
дойти бы мне до леса,
да только белый волк смотрит,
и серый волк рыщет,
и черный волк тут где-то.
Со свечой до света
досижу - колеса грохочут
тоскливо, не
лежится в постели,
а там все белый волк рыщет,
и черный волк
бродит,
и серый волк здесь же,
до утра далёко...
4/3/80
Отк. гл. 6,2;
8,2-11; 22,19
настоим на водах полынь
после третьей чаши вина
От господских пиров до Господних даров неблизко.
и взгляд, что бросит Луна
на мозаичные полы,
ничего не значит, как взгляд
обернувшегося василиска.
Нам равно далеко до сна,
до дома, до прошлых ночей,
до обещанной кары с небес - до крови на реках.
Но кровь - не наша вина,
и свет с образов - ничей,
и танцует звезда полынь на опущенных веках.
и не будет плаща полы,
ни крупа коня, ни труб,
реченья над
нами не сбудутся, слово не сохранится
мы пили полынь.
Полынь текла с наших губ.
И за седьмою печатью только пустая страница.
О себе ли печалиться нам,
об ангеле третьей трубы,
о стенах Сикстинской капеллы, кладбищенской пыли?
За горчащей чашей вина
нам просто забыть.
Просто и нас забыть - да, пожалуй, уже
забыли.
А мы доверяем свечам
и умеем молчать о том,
что песчинки с
песочных часов засыпают речные плесы.
Оборотни по ночам
бродят из дома в дом,
собирают по каплям звезду - крадут наши слезы.
15/3/79
ЗАКЛИНАНИЕ МЕРТВЫХ
Иезекииль, гл.23
Поля и пастбища голы,
земля не дождалась полива.
Как дышишь,
по смерти Оголы,
сестра моя, Оголива?
О жизни злой и веселой,
о жизни нашей счастливой
что
помнишь, по смерти Оголы,
сестра моя, Оголива?
Подумала бы, что снится
мне это страшное диво:
меня называют
блудницей,
сестра моя, Оголива!
Нет ни дождя, ни мира,
травы гибнут, оливы.
Ах, сердце
жаждет кумира,
сестра моя, Оголива!
Ах, сердце жаждет покоя,
в час, как заря алеет.
Моей
сотворенный рукою,
бог, верно, меня пожалеет...
А Тот, великий и страшный,
шлет кары, смотрит пытливо.
Да
будет стена и башня
меж мной и Ним, Оголива!
Не будь ни врагом, ни другом,
не шли ни удачу, ни голод
-
уйди, сними Свою руку,
Тебя не знает Огола!
Оставь нам божков и рощи,
забудь про хлеба и сливы,
не может
быть просьбы проще -
и в чем мой грех, Оголива?
Узнала ли тихий голос -
он смехом покрыт глумливым.
Ты тоже
клянешь Оголу,
сестра моя, Оголива?
Огонь разводишь под вечер -
я гнев Его не утолила.
Ну что ж,
зови, я отвечу
на голос твой, Оголива.
Кури на высотах смолы,
пой ночью у вод залива -
ты пьешь из
чаши Оголы,
сестра моя, Оголива.
11/4/79
Ночь - она и всегда-то была
неспокойна,
а ночи здесь и вовсе ни на что не похожи,
а то
еще туман - хоть отводи рукой, но
не тут-то было. И хоть бы
один прохожий.
Ко всему тому - этот город, такой чужой,
что конечно он
должен быть обманом чувств,
как и любой дом, где огонь
зажжен
в окне, в которое я не постучусь.
Пожалуй, только снег признать могу,
галочьи крестики на
снегу,
скользкий асфальт, зависть паркетных зал -
да еще
собачьи глаза.
Но асфальт подходит к дому, в котором свет зажжен,
куда, как
я уже сказала, мне хода нет.
Во дворе, где живет собака,
снег под окнами желт,
и свет, как снег - на что мне такой
свет.
И значит, остается только снег,
да кресты - неловкий птичий
разбег,
одна звезда, оттуда, издалека
да еще, не забыть,
река.
Но галки по ночам спят, а ночь - вот она, ночь.
Звезда, хоть
и не спит, да дороги к ней не найду,
ветер ворошит снег,
потерявший душу давно,
во сне, в ночь как падал, засыпая на
лету.
Подведем итог - итак, река.
Помню дворцы по берегам,
и шпиль
в огне, силуэт в окне
и еще один - на коне.
Как ни странно, река действительно есть
в этом городе, которого или быть не должно,
или мне здесь не быть бы - это уж как ни расчесть,
выбор не важен, лишь бы что-то одно.
А так как и спор долог, да и тема смешная,
то к реке - а
здесь это уже не в счет.
Берега обманут, но воду несомненно
узнаю,
и если ошиблась - течением перенесет.
7/2/80, Бостон
Ина БЛИЗНЕЦОВА. Автобиография.
"Родилась 20 января в Оренбурге /успели
переименовать из Чкалова обратно, в качестве
подарка/. Отец и его семья - коренные уральцы,
мамина - сибиряки. Крещена в православие.
Матмех ЛГУ - Рим - Бостон - Нью-Йорк."