ГЕНДЕЛЕВ

   
     

   
     

ГЕНДЕЛЕВ

 

        Начнем с эпиграмм:

 

"И тайно бреет лоб..."

 

        Лоб у Генделева, действительно, подкачал. Лаконическая эпиграмма эта была, кажется, написана моей секретаршей Натальей Лесниченко, впоследствии известной, как поэтесса Гум и жена двух посаженных диссидентов. Ею же, вроде бы, была написана и вторая:


 

Среди поэтов - первая перчатка,
Среди перчаток - видимо, поэт.
Библейский знак. Скорее, опечатка.
Реминесценция. Каденция. Сонет.

 

Блестяще передает стиль Генделева.
        Генделева откопал старик Дар, впрочем, он не считал его за поэта. За поэта посчитал его я. И напрасно. По образованию врач-гигиенолог, или как его, словом, кончил Сангиг, в просторечии именуемый ассенизационным и канализационным институтом. Стажировался в армии. Потом стажировался в деревне фельдшером, откуда привез кучу ампул пантопона, и мы его друг другу кололи в жопу, в вену Миша не умел.
        Обнаружив его, на свою голову, году где-то в 73-м, у Дара, ввел его в дом и в сообщество поэтов. Даже защищал от нападок. У него уже и тогда была аудитория, состоявшая, почти целиком, из серых итээров. Им это очень нравилось. А также девочкам. Какая-то из его любвей или поклонниц, отрекомендовавшаяся тут мне по телефону в Техасе "о четырех ногах" /и приснится же такое, блядь!/, напомнила год назад о вечере Генделева в ЛИТО Промкооперации, где я, оказывается, нес его стихи, а она - защищала. Не помню. Хотя вечер, к сожалению, помню. Я туда привел краснодарскую потаскушку, тогдашнюю мою любовь, которая впоследствии стала мадам Генделевой. Перебирать прошлое менее чем приятно. Одним словом, Генделев был поэт для итээра. Плюс, с опаской обвинения в антисемитизме, итээра, в основном, еврейского. Им нравилось в Михаиле Самуэлевиче /увы, не Паниковском/ и нацпринадлежность, и доступность, и псевдобиблейские реминесценции, и эпатаж на уровне:
 

Что ж ты хочешь, Святая Блядь?
               От меня ты меня не хочешь!

 

при обращении не к Вавилонской блуднице, римско-католической церкви, а к Деве Марии.
        Из поэтов Генделев уважал Шенгели, по руководству которого и учился писать стихи. Писать стихи он, как это ни странно, научился. Через что, правда, поэтом не стал. Когда я предложил ему дуэль /в конце 74-го года/, он сказал, что ему "еще многое Надо свершить". 6 с лишним лет прошло, свершений пока не видно. В Израиле он, правда, перестал богохульствовать, но библейскую тематику не оставил.
        В 75-м году, при составлении коллективного сборника "Лепта" стихи Генделева были единогласно забаллотированы. Я от голосования отказался. Генделев бегал по всему Ленинграду и рассказывал, как он у меня отбил бабу, я же за это - выжил его из сборника. Не за это, Миша, и не я.
        Тексты Генделева привожу, в основном, по антологии "14 поэтов", кроме посвященных мне. Мне уже эти посвящения не дороги. Как и он.

        Привожу автобиографию Генделева, раз уж она у меня завалялась. Значит, я его оставил жить, юного Иуду, заложившего 34-летнего Христа с провинциальной Магдалиной, и даже биографические сведения от него собирал. На ней чьим-то почерком и моей красной ручкой записан телефон: 12 56 60. Пусть Генделев разбирается. Наверно, той бляди "о четырех ногах", что привозила группу туристов из Израиля показать Техас, с заданием отговорить их переселяться в Америку. Я в Израиль стараюсь не ездить: после меня арапским террористам будет просто не хуя делать, а уж дом Генделева или его потомство до 7-го колена будущим археологам будет попросту не разыскать. Однако, к биографии поэта, боксера и фельдшера.
 

        ГЕНДЕЛЕВ
        Михаил Самюэлевич, еврей, родился 28 апреля 1950 г. в Ленинграде, в р/д Снегирева. Родители. Отец Самуил Менделевич Генделев хасид, дед - Мендель Генделев /увы, не Маранц - ККК/ - мелкий ремесленник, резчик надгробий, красильщик. Мать - Слозина Хася Шмаевна, принадлежала к мелкобуржуазной еврейской фамилии. Слозины - откуда-то из Аракчеевских поселений. Происхождение фамилий неизвестно. Учился скверно, занимался несерьезно скульптурой и серьезно боксом /Рассказывал мне, что выкинул сопротивлявшуюся девицу за дверь, где она и сидела, потому что некуда было идти ночью, потом, увидев, что не ушла, вырубил ее ударом по челюсти и в таком виде попользовал, после чего снова выкинул. - ККК/

Стихи начал писать с 18 лет, когда бросил бокс, В 1967 году поступил в мед. институт, в котором уже 9 лет обучаюсь.
Работал /вставлено моим почерком, со слов/: на лесоповале, санитаром в больнице для душевнобольных, фельдшером на скорой помощи, лит. редактором в газете, в этнографической экспедиции на Севере, фельдшером в психосоматической б-це, грузчиком в Таллинском порту, художником на стадионе, скульптором в совхозе, почтальоном, ныряльщиком за рапанами, спарринг-партнером, лоточником на Сухумском пляже, режиссером и сценаристом агит-бригады.

Публикации: на телевидении в молодежной программе "Горизонт" шел сценарий, из которого помнит 2 строчки: "Мощный трактор К-700 / Создал Кировский завод."

Не христианин.
 

        Это уж точно. Я, правда, тоже: опираясь на Ветхий Завет - и око ему с удовольствием вырву, и зуб выбью. А так - пусть живет.
 

        У меня вот тут, блядь, бумага кончилась, на университетской печатаю /в бытность мою еще профессором прибарахлился казенной/, не только проблема стихи Генделева перепечатывать, а где на этом клятом Западе ТУ ЖЕ бумагу достать: 1000 сортов, стопроцентный "коттон", водяные знаки и прочее хуё-маё, но один коттон стоит 9 долларов 500 листов, другой - 16, а Дэнни Швиерс, фотограф, с которым мы "Дневник Юлии" набирали, пытались издать - покупал мне где-то "хоул-сэйл" /оптом, то бишь/ по 5 или по 6 баксов за те же 500. И бумага плотнее, марка "Хаски" /"Лайка-самоед" по нашему/ и поэтому мне, помимо неприятных писаний про Генделева, приходится еще думать, где бумагу достать, и на что ее купить. В России этой проблемы не было: мои секретутки и машинистки - Марина, Наталья, Фаиночка, Шашенька - воровали на предприятиях и учреждениях и приносили в дом. Здесь же - и украсть можно, только зачем, проще купить, хотя купить, именно, не просто: вагон газолина изведешь, пока нужное найдешь. У меня, опять же, и машина не ходит, шевроле "Импала", подарок Яши Виньковецкого за фильм о Юлии, да и прав у меня по-прежнему нет: 2 раза завалил, а тут еще Генделева перепечатывай, и о нем.
 

        Интересуюсь знать: эта блядь, Леночка - она тоже из хасидов? Дети-то в Израиле по матери считаются.
        Почему-то все мои друзья-евреи женятся на русских. Стоп. Запретная тема. Но: Генделев, Молот, Гиневский, Палей, Бродский, Анри Волохонский, Кривулин - это по поэтам, и это тема особого исследования, высшей секретности, и я ее не затрагиваю. Амба.

   
     
   
     
                  СВЯТАЯ ДЕВА

"Подавать лучше милостыню из того,
что у вас есть."
     Евангелие от Луки 11,40

Твои губы чуть солоны - это вкус от моих, разбитых.

Поцелуи Твои - лишь сны, азиатских маков напиток.
 

Мы, неравные в злой игре, хоть глаза подымали вровень -

как я помню - твоей сестре, Суламифи, хотелось крови!
 

Я ресницы Твои листал, знал, плутая в их масти длинной:

вот змеятся в Твоих устах извинения Магдалины.
 

А когда, посреди трясин, я бежал, из-за плеча Ты
мне шептала, что мертв наш сын, нерожденный и не зачатый!
 

Ненавижу тебя, Судьба! как судьбы ненавижу удачи -
Ты вскормила во мне раба - с рук Твоих я лизал подачки,
 

и опять уходил петлять, Ты скрывала ведь! Нету мочи:

что Ты хочешь, Святая Блядь! От меня Ты меня не хочешь.
 

Я молился на храм Тебя. Я спалил его в ночь, не так ли,

но и вены мои взрубя, не пролить из меня не капли.
 

Тебе слез, тебе слез моих, Тебе стона от муки голой?! -

Ты считала их, как маис по зернинкам считают в голод!
 

...Не звала. Но куда мне - ниц! Под дверьми я валяюсь в храме.

Я к Тебе подсылал убийц, но они возвращались сами!
 

И по доброй и злой земле пилигримом со рваной грудью -

по золе - пойду по золе, пожелаешь - пойду по людям,
 

пожелай - на ладонь сердца - Серафимов, Ангелов Ада!

Авраам не сына - отца б взялся резать, явись Ты рядом.
 

...Но зачем я один. И тьма между нами как меч. Пусть в дали

за собой Ты вела с ума, я с сумою пошел бы дале!
 

А куда мне? Моя звезда закатилась в истерике биться,

ну, куда мне брести, куда, чтобы вымолиться, молиться?!

Только ночь. И отчаянье вновь. И померкшей звезды напевы...

Но целует меня из снов ледяными губами Дева.
 

И в чуть-чуть шелестящем сне мне холодные крылья стелит -

с неба Ангел сошел ко мне, в изголовии стал постели.
 

Утешение и покой. Утешение. Утешенье.
Прикоснулась ко мне рукой. Словно просит дитя прощенья.

 

 

 

 

           ИУДА
 

                 "Не вы меня избрали,

                   а я вас избрал..."
 

Тайных Вечерь забавы
        звон медяков таят...
Ученики - за славу,
        но за Страданье я!
 

Тем - приречной осины -
        - мне, за желание знать,

у вас, в безумной России,

        выплакалась цена.
 

Стоит истина боли
        а Красота - креста!
Мне висеть на Глаголе,
        зная, что глас, привстав ,
нож принимает в горло,
        посланный мной самим...
 

Не серебром покорный

        знанием я томим.
 

Так и любви достигну.
        В силах своей мольбы:

Бременем пало иго -
        время моей судьбы.

И, вкусивший искуса,
        /скажете ли потом?../

Я, подняв Иисуса,
        сделал его Христом.
 

Истина стоит боли,
        но истины стоит смерть.

Верными быть изволит
        плебс, разменявший медь.

В душных ладонях хлебы,
        гвозди, или клинки.

Верить возможно - слепо,
        то есть за медяки,

Или за славу в блуде,
        верности, да делах...
 

Мне поклонясь, Иуде,
        киньте Ему тела.

Мне! Я ведь знаю цену,
        славы не назначай.

Так выбирают Измену,
        Знание и Печаль.
Тайных Вечерь продажи -
        пиршества дураков.
Кто, как не я , расскажет,

        как продают Богов.
 

Да, Господи мой, покуда
        слово не Бог - с утра
те, распиная Иуду,
        просят ключей Петра...
 

Да. Им не хватит мочи
        сердце ожесточить,
И, вдохновенной ночью,
        броситься на мечи,
не принимая груза
        знания своего...
 

Я, поднявший Иисуса,
        и создавший его,
богопродавец! - Сына -
        Слово!- послал в перо.
 

Время моя осина,
        и мое серебро.
 

Что же, и судьи люди?!
        Или Бог - Судия?
 

Мне, Святому Иуде,
        слава смешна моя.
 

Истина стоит боли?
        Вот она - на листе,

Смерть моя на Глаголе,
        дереве или кресте.

 

 

 

 

 

                  I
          

                        В мгновении мы непоколебимы!
 

Не смежив век сухих, на вечный полдень путь!
Младенцем времени седея,
Не искупив себя, брести куда-нибудь
Из иудеи в иудею.
 

И исходить в концы проклятую страну,

С пути не сбившись ни мгновеньем

Уже забыв вину, всегда забыв вину -

Не обрести успокоенья!
 

А кровь гудит в висках, и посох в твердь стучит,

Как сердце - с неуёмной силой.

И ночью тот же зной, и в темя бьют лучи

Незаходящего светила!
 

И новый посох взят - а по камням стучит

Покрытый ржою наконечник.

Под маревом дорог, в египетской ночи,

Где меркнет звездный семисвечник...
 

На мёртвых языках лишь камни говорят,

Крошатся тексты на граните.

Флоты лежат на дне, и высохли моря -

Но солнце замерло в зените.
 

Разрушен Вавилон, и пал Ерусалим,

Уже Христос своё содеял,

пал Рим - а он идёт, и зной неодолим,

А он идёт по иудее.
 

Ни к людям, ни к зверью не чуявший родства,

Похоронивши имя Бога,
Забыв, что смерть жива, забыв, что смерть мертва,

Забыв, за что его дорога!
 

И существа пустынь, и карлы городов

С его пути бегут при встрече.

А тень так коротка, как миг его годов,

Но даже тень сгибает плечи.

 

Зачем ему глядеть, как должный срок приняв,

В мученьях умирают вещи,

Что видеть, как растут, жиреют на камнях,

Шипят морщины новых трещин?
 

Что вновь в долинах май, что вновь дымят сады,

И снова рак кому-то продан.

Как юный злой народ стирает дней следы

Другого дряхлого народа.
 

Как зреют мертвецы во чревах матерей

Для увядания больного.

Как плещут мятежи у храмовых дверей

Во славу тирании новой.
 

...Он онемел от слов, ослеп, читая тьму,

В шагов мильонном исступленье.

Не веря в Страшный Суд, не веря никому,

Не веря даже в искупленье.
 

С дороги без начал не в силах отвернуть,

Всего мгновением владея!

А посох в камни бьёт, и бесконечен путь

Из иудеи в иудею.

 

 

 

 

 

                VI
 

                               Праща свистит.
 

Ты родился, и мир пришел в объятья -

Весь мир пришел принять твои года.

Ты родился, и сколько до распятья,

и сколько от распятья до стыда

за путь.
 

            Чадили звезды в Вифлееме,

волхвам досужим предсказание пролив.

О, Боже - требовался миф, и племя,

до зрелищ падкое, уже слагало миф,
 

и он творился предвкушеньем шага...

И вот актерским ужасом влеком

доигрывай. Так с шутовской отвагой

Бог и повешенный дразнится языком.
 

/Конечно все могло бы быть страшнее,

но путь тебе в бесстыдство приоткрыт./

Пусть колокольчик на ослиной шее

звонит о воскресении навзрыд.
 

Звонит, как мы с тобою были всеми -

от всех щедрот нам уделялась сласть.

О, как чадила звезды в Вифлееме.

О, как чадили звезды в Вифлееме.

Кончался Кислэв. Вера родилась.
 

Кончалась эра. Что ж не веришь в это.

но разве в звезды веришь на заре.

Вот, передразнивая все печали света,

еще один покинул Назарет.
 

И он, один, взглянуть назад боится...

Да, право, кто ты. Ты, быть может, Бог.

Мой Бог, куда везти тебя ослице

по низкой пыли ведомых дорог...
 

Так обернись. Ах, мы с тобой не слышим -

нам все вперед... все нет твоей страны.

Но бывшим обернись своим, а в бывшем

уже давно шаги совершены.

 

Стучат, стучат ослиные копытцы,

О Воскресеньи колокольчик бьет.

Не отвезет назад тебя ослица

лишь если перепутает "вперед".
 

И все-таки, еще ты жив и время

не отсчитало вспять твои года.

О, как чадили звезды в Вифлееме.

О, как чадили звезды в Вифлееме,
 

Совсем не догорая никогда...
 

И все-таки ты жив, каким везеньем

не все предсказано, и ты живешь, пока

отважен знанием, что станет Воскресенье,

достоин шрамов на своих руках.
 

Миф претворился. Некому молиться

Себе навстречу путь чудотворя.

Вступав в тебя предавшую столицу -

где Бога унижают до царя,
 

где поднимают Слово фарисеи.

Ты, может, недостаточно грешил.

Ах, ты забыл, ты был всегда рассеян -

о, как чадили звезды... Ты решил
 

своей же соответственно природе,

подать, подать еще одним святым.

Так кто же ты, веселый оборотень,

сосредоточье скольких судеб ты.
 

Бессчетно с агасферовых порогов

прогонят. Кто и где, смеясь, погиб.

Между предчувствием и начатой дорогой

нет ничего, но чьи это шаги.
 

Нет ничего между судьбой и Словом.

Подвешенный, как состраданье врет.

Нет ничего, чем станем из былого...

ослица, падаль, путает "вперед".
 

Вот Воскресенье. Путает в явлений

метаморфозах, суть и суету.

/О, как чадили звезды в Вифлееме,

о, как сияли звезды в Вифлееме,

как разгорались звезды в Вифлееме,

и пропадали в солнечном свету/.
 

Как путаешь победы с пораженьем,

ты, в жажде побеждать неутолим,

ты, воплощение слепого продолженья -

вот въезд Распятого в Ерусалим.

 

 

 

 

 

 

              XI
 

                  ... ты, в жажде побеждать неутолим
 

О, как она легка, праща Давида.

Осталось - продолжение в замахе,

осталось - лишь прожить себя, как выдох,

осталось - пережить себя, как страхи.
 

Пастух - но царь. Потом трудов усталость

сменяется на пурпурную тогу.

Праща свистит. Ты забываешь жалость.

Праща свистит. И ты угоден Богу.
 

Как славен подвиг твой, и пот твой вечен .

Убей. Он - Голиаф. У6ей тирана.

Продли движенье, сволочь... Станет вечер -

ты сосчитаешь бережные раны.
 

Сочтешь расходы в жалком арсенале.

Заснешь униженный плодами рук - /итогом/-

рук, что весь день прицельно убивали,

благословенные, направленные Богом.
 

А зрители свидетельского вида

медяшки кинут, да и спать уедут...

Осталось пережить в себе Давида.

Осталось - пережить свои победы.
 

Праща свистит. И вечным повтореньем,

но претворением кругов твоих прилежных,

победы утро высветит прозреньем -

презрением содеянного. Кем же...

 

 

 

 

 

               XIV
 

                              К.К.

 

                Ты возвращаешь долг, давно забытый...
 

Всё расплылось. Ну что со мной! Проклятье.
Вдруг силуэты, обретя объём,
Мне раскрывают слёзы, как объятья,
И засыпают на плече моём.
 

В одном окне клубится ночь пожаром,
В другом - туманом, дымом, полумглой,

И улыбается с портрета Ваша жалость,

Улыбкой Вашей, волею, былой...
 

Ведь снова пальцы не согнутся -

Бессильные участники того,

Как тени покачнувшихся конструкций

Подхватывает с лету естество,
 

Как силуэты абсолютно жили -

Но непонятной жизнью... Как на лбу,

По зеркалу - и эти знаки плыли -

Я буквой "шим" подписывал судьбу.
 

Мы занавесим зеркала столетий...

Зачем же я внимательно смотрю

На руки, что недавно висли плетью -

Белеют пальцы, комкают зарю!

 

 

 

 

 

              XVII


                         Е.М.

 

                ... по душам, по золе...
 

Всегда наш путь всем кажется чужим.

Каких дорог судьба не посылай нам -

ew" style="font-size: 9pt">Ведь мы останемся не с тем, что у нас есть,

но с тем, чего мы может быть хотели.

Всегда побед сомнительная честь

является подсчетом ран на теле.
 

Мы победителями будем всякий раз -

непоняты, никчемны, нелюбимы, -

но, продолжая прошлое, сейчас,

в мгновении мы непоколебимы.
 

И в этом есть связующая нить:

так непрерывны наши пораженья,

что мы вообще не прекращали жить,

чтоб времени почувствовать движенья.
 

Незванны будем мы в своем дому.

Не звали нас - мы показались былью,

и со слезами мы идем в дыму,

горящих за спиной годов и крыльев.
 

Всегда чужими мы пройдем меж вас,

как призрак сути по листу эмоций.

Мы победителями будем всякий раз.

Ерушолайм попрали крестоносцы.

 

 

 

 

 

            СОНЕТ НА СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

 

            (Из цикла "Сонеты января")
 

                                     А. И.
 

      Уповай, Петербург, на почти европейскую душу.

Примеряй - он расейской порошей припудрен - парик.

Будет дело в Сенате: в одной из парадных задушен

гость, случайно зашедший на маленький спичечный вскрик.
 

      Приговор станет легок и прост, ибо кто-нибудь будет
                                                 заслужен,
вероятно,- убийца, и можно с собой на пари,

что меня обвинят, и простят, и нельзя говорить,

как творился допрос, и как я признавался от стужи,
 

      что поджечь собирался поленницы старых кварталов,

в багряницах согреть богаделен имперских костяк,

где, к карнизам когтясь, память прежних костров обитала...
 

      Бог Счастливого Случай, Кайрос - задушен в гостях.

Я в тени Герострата, точнее, его пьедестала.

И с какою мне скукой желание слова простят.
 

 

 

 

 

 

                   СОНЕТ ЖЕНЩИНЫ

             /Из цикла "Сонеты января"/
 

                                     Л. Т.
 

      "Кто ты будешь душе - расточитель кутила и вор,

что цветущие губы сорвав, исчезает в закрытые двери.

О, насильник вчерашний, отстроивший в день Эльсинор,

где твои путь истончился, пропал, и как в это поверить.
 

      Легче мать отравить, моя тень, чем принять этот взор -

уходящий, ушедший, ушёл.., и не вспомнить потери...

Вот закат занесён над плечами дрожащего зверя,

а с последним лучом упадет за затылок топор,
 

      И тогда будет мрак, и дворцы уподобит хлевам.

А мольбы мои ночи - оденутся ветхим глаголом,

и раскосые женские маски ночные прильнут к головам,
 

      и отличие голого будет постигнуто голой -

ты вернёшься ко мне быть по-прежнему злым и весёлым,

и научишь смотреть, не мигая, в глазницы словам!"

 

 

 

 

 

                         САД
 

                                   Светлане
 

Ни дыханья, ни тени в пространстве продрогшего сада.

Заворожен струеньем замедленных вод

этот сад -
          там в червивых деревьях бесшумно растут колоннады

поддержать мирозданье
                     и тем завершить небосвод.
 

Кто прочтет мой полет над водами, когда еще не было Слова?

Даже не было слова, а тьма - это свет,
                             нерассказанный что это - свет!

Чье слепое лицо тронет ветер от крыльев былого,

кто прочтет замирающий след?
 

А пока каменеет в глазницах бессонная влага -

ни движения там, где повисли в ветвях голоса.

Этот сад осквернять невозможно попыткою шага,

если сон этот можно назвать было - Сад.
 

Ожидание звука,
             nbsp;                    и затем я боялся молчанья,

что не знал я кому
                  мне молчания быть толмачем.
 

Но стою над собой и слезами и счастьем измучась,

Над крылами, которыми я беспредельность рассёк!

Этот сад!
        где блужданья беззвучного участь

мне Отчизна, и слава, и - всё!
 

Кто прочтет мой полет над водами!
                               И камни рассыпались в камни,
сад меняется ветром, и вновь колоннады упрочат Вчера.

И когда всё случилось, что ждал я - и значит пора мне!

Мне пора.
 

... Или город бросает ко мне - я ловлю горсти зданий и сора,

Или в землю лечу,
                прокричав над пространствами сада судьбу,

мне увидеть, как встав на плече у собора,

ангел поднял к губам золотую трубу.
 

1974

 

   
     
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2005

   

   
ign=middle>

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 4-Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга