КУПРИЯНОВ

   

 

   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
     
Цвет расколотого камня
/ Опыт современной баллады /
 

1
 

Плыли четверо: чиновник, оборотистый поэт

и садовник с попугаем, краснолицым попугаем,

промолчавшим, промолчавшим, промолчавшим пол пути.

Пол пути еще осталось. Небо с морем помирилось.

Был туман. Слова искали только Бога одного.
 

2

 

У поэта сохли спички возле левого сосочка.
Жить без курева ужасно, а поэту во сто крат.
Насморком страдал чиновник, а садовник без причины
по карманам, по коленкам - хлоп да хлоп - искал линейку.
 

3

 

"Говорите, что хотите." - ласково сказал чиновник.

"Только, что ни говорите, - я не слышал ничего!"

"Ляг на днище, жди заданье", - подал голос стихотворец.

"В мире будет преступленье: я теперь пишу сонет,
 

4

 

я сейчас ищу названье:
О, если символ смерти есть скелет!
Зачем на мне никчемные одежды?
Певец проблемной смерти, иль невежда?
Я выведен, введен и вот во что-то вдет.
 

5

 

Зачем я в этом воздухе?! поэт?

Куда плыву? Зачем я между

землей и небом? Где мой след?

Вогните выгнутые вежды,...
 

6

 

идите дети, не шутя,

другим путем, путем закона!

И руки Божии крутя,

ласкайте собственные стоны,

свое безумие вплетя

в узор страны и обороны."
 

7

 

"Что за слово? В первом классе
я стоял лицом к обоям.
Незабудки, незабудки, не забуду никогда...
Позабыл. Плывите песни. Я плыву. Скрипеть зубами
научились попугаи, научились по ночам.
Музыка моя родная!" - и садовник замолчал.

 

8

 

А поэт, втиравший руки в очень серые брючата,

промычал каким-то прошлым, перебитым голоском:

"Если к сердцу принимают этот приступ озаренья,

значит я гонец за тенью, значит все-таки гонец!"
 

9

 

"Кто сказал?" - спросил чиновник -
"Разве можно бросить друга?
Неужели безвозвратно? Неужели никогда?"
"Ты восстал. Садись за карты." -
и поэт толкнул чинушу полюбовно, без подтекста;
только тот не удержался и расплакался совсем.
 

10
 

"Семь вторых", - сказал садовник.
"Пасс", - пролепетал чиновник.
"Восемь крест," - играй поэт!
"Открываюсь. При марьяже
я на даму отдаю.
На червовую, на даму мне гадала Дева смерти.
С этой куклою проклятой я придуриваться стал.
Впрочем..., что за откровенья? Мы заказаны, завзяты!"
 

11
 

"Мы плывем", - сказал садовник.

"Если бы", - сказал поэт.
 

12
 

"Что за шутки? Нету шуток.
"А хотите анекдот?" - оживился вдруг чиновник.
"Он пришел, а там любовник." "Кто пришел!?"
"Как кто? - Чиновник! А любовник - генерал.
Вроде вас: стихи, цветочки. У меня семья - две дочки.
 

13
 

"Что за слово? В первом классе

я стоял лицом к обоям.

Я стоял в углу. Угольник.

Не забуду никогда.

Угол, угольщик, угольник,

уголек, каленый камень,

цвет расколотого камня,

серебристый цвет угла.
 

14
 

Мне сейчас на смену надо.
Я запаздываю очень."
И садовник тело бросил
через белый подоконник, за борт.
И добыл покой.
 

 

1970

 

Перепечатано с машинописи автора. Орфография и синтаксис - автора. Первоначально в чтении поэма носила название "УГОЛ". - ККК

 

 

 

 

 

 

     ВЕТРЕНЫЕ СТИХИ О ПТИЧЬИХ ТАИНСТВАХ
 

Блоковский ветер вернулся из дальних скитаний.

Здравствуй эолова музыка! Наша листва

не встрепенётся, чтоб дать вам живое названье.

Впрочем простите, - я всё начинал с баловства.
 

Сосредоточьтесь тяжёлый поэт за пригорком.

Вам не понять, как становится тень "на часы";

сколько темнящих пророков по нашим задворкам

души бросают свои на чужие весы.
 

Я не люблю постоянства престыженной бездны!

Вот колоколец у друга в дверях - позвоню.

Выпью глоточек свободы его безвозмездной

и романтической песней окно отворю.
 

Ветер, найди наши честные чистые струны,

заговори языком побелевших ночей.

Я не забуду безмолвной прогулки безлунной,

часто дрожавших девичьих, девчачьих плечей.
 

Но не любовью, сведённой к двуличному чуду,

а абсолютною музыкой движим в саду

птенчик, к которому вся полюбовная груда

тянется так, словно что-то имеет в виду.
 

Виды не ваши, пейзажная жажда без цели.
Только имеющий уши познает пейзаж.
Ветры, авгуровы птицы, эоловы щели -
с первого взгляда ничем не приметный коллаж.
 

Здравствуй, Авгур, -- подстрекатель особенных струнок,

ветренных птиц созерцатель, эоловый сын,

птичьих яичек хранитель, строитель скворешневых лунок,

братец поэтов, сегоднешний мой господин!
 

Что ж освещайтесь, но в памяти не расходитесь!

Римским жрецам, голоногим гадателям птиц

русский птенец, от поэзии видимо витязь,

выскажет слово, глядясь в петропавловский шпиц.
 

О высоко, о как холодно, как неизбывно!

Ангел простёртый поблизости где-то висит.

Кружит душа. И какой-то мотивчик надрывный

вечную душу его клеветой леденит.
 

Вера при всей бесконечности исповедален -

есть подсердечная роща для ветренных птиц!

Не притворяйтесь, смутитесь: и вы над Невой

пролетали, не узнавая уступчивых, ангельских лиц.
 

Птица и ангел - два знака сбывавшейся веры

и воплощенье всемирно известной души.

Сбудется все. И Авгура сошлют на галеры

только за то, что он слушать умеет в глуши.

 

 

 

 

 

- - -

 

О, бесконечность жизни и страстей!

И белого, и красного налей;

и верного вина, и не родного;

теперь зеленовато-голубого,

коричневого, чёрного... Потом

ложись на свой пустой аэродром.

Автопилот дотянет - не размажет!

Одно вино твою любовь докажет.

И выскажется жизнью наперёд

Единственный, кто никогда не врёт!
 

И в этом смысле жизнь моя готова

стать предсказаньем волевого слова;

и выпорхнуть нахохлившейся птицей

туда, где невозможно раствориться;

где мрак, и камень, спрятанный во мрак,

не враг тебе и ты ему не враг.
 

 

 

 

 

             ХРАБРЫЙ ЗВОН


Вас в осеннюю пору, в Ленинградском колодце

не повесят четыре, или три молодца.

Доживётся старушка. И как в песне поётся:

лам-ца дриц-а... царица не полюбит скопца.
 

Ничего не случится, потому что не время

хоть чему-нибудь сбыться, загадав вопреки...

После стольких кровей приходящее племя,

протирая опухшие за ночь виски,

ничего не придумает кроме желанья

для несчастного случая кровь отворить!

Остановится сердце в просторе страданья

и к безрогому Богу протянется нить!
 

В эти годы, которых не копят, не сеют:

то, что есть хорошо, а не будет - так пусть!

Я счастливого случая жду, как спасенья,

от того, что учил и учу наизусть.
 

Мне не кажется каплею в море молитва.

Доживалась любая земля до врача!

Только как, почему же неравная битва,

а на пасху деленье на всех кулича.

 

 

 

 

 

- - -

 

Ты ляжешь, ты волосы вытрешь со лба.
Ты вытрешь лицо, побросаешь слова.
Ты в воинской части откроешь глаза;
землянка твоя — капитан с попугаем,
сверхсрочник глухой и радистка слепая.
И сказку расскажет тебе попугай.
Сверхсрочник споет, а радистка пускай
все по миру, по миру, по миру пустит!
Господь не допустит, чтоб ты умирал!
Ты встанешь, ты волосы вытрешь со лба.
Солдат Куприянов, тебя позвала
прощальная мать на прощальный обед.
Господь допускает — тебя уже нет.

 

 

 


 

- - -

 

Я не жгу сомнение своё,

Как апендикс утюгом горячим;

то есть только тот сейчас поёт,

кто болеет, мучится и плачет.
 

Только всё равно всё так и есть.
Бога прогневившая утроба
вырабатывает нашу месть.
И цветёт торжественная злоба,
и шахна заздравная смердит!
Родина - опущенные веки!
И садится клещ энцефалит,
и родятся зверо-человеки!
И колышет свои холодный хвост
на роздаче пива и портвейна
близорукий и бровястыи дрозд: -
медленный, больной, благоговейный.

 

 

 

 

 

  ПЕСНЬ ОДИССЕЕВА СПУТНИКА
 

О.О.
 

Харибда, Сцилла! Фиговый листок

давно не парус. Одиссей привязан.

Я рядовая тварь, играю назубок!

О, если б это небо стало вязом!
 

Чтобы ни звезд, ни дождика, ни зги,

ни звука позвоночника на сломе.

Чтоб под глазами синие круги

после попойки в деревенском доме.
 

Харибда. Сцилла. Черная вода.

Краплёная небесная колода!

Кто выдумал, чтоб жизнь была - беда,

а самой страшною бедой была свобода.
 

Свободен сорок раз прозревший зверь!

И сорок раз ещё прозреть готовый.

Я рядовая тварь, вчера, потом, теперь.

Для всех и вся, смотревший сон не новый.
 

 

 

 

 

       ТРИ ГРАЦИИ
 

Ефросина, Талия , Аглая -

возродите радость, блеск и цвет.

Покажитесь! Я пойду по краю

за живот, а не для эполет.
 

За животворящую духовность

на ингерманландской стороне,

я прощу вам вашу злую томность,

фотографию повешу на стене.
 

помогите, озаритесь, свейтесь!

Изберите лучших учениц.

И не улыбайтесь, а засмейтесь -

не прощайте наших скорбных лиц.

 

 

 

 

 

                  СТАНСЫ
 

Что же, санки давно отдыхают. Мальцы обманулись.

Ветер вылетел вспять, замораживать прошлое слово,

Навсегда наши тени в зеленых колодцах надулись.
О, никто не читает сравнительно новых.
 

Я руками кричать научился на улицах старых.

Зарекаюсь судить. Потрошу привезённое тело.

Благодетель духовный отправил, остался замаран.

Гонит стадо усопших, распухших, дебелых!
 

За кудыкину горку загнав распалённое братство,

Господин позабыл назначенье лихого похода.

Помешался, отправил. Ему не напомнит убранство,

ничего не напомнит - пусть смотрит на воду!
 

Я не выйду из дома. Моё привезённое тело

перетерпит родня, передёрнется смертной истомой.

Господин, разве сердце твоё не болело

В первый день объявленья: "Родился не дома".
 

Как давно это было. За голосом слов не узнаешь,

напечатанных столбиком в тёмном альбоме.

Трудно, поздно; к полуночи всё вспоминаешь,

остаёшься один в перевёрнутом доме.
 

 

 

 

 

 

 

- - -

 

Что ты мне говорила вчера? Почему не запомнил?

Неужели зима - это только страданье ресниц.

В нашем пушкинском парке старинные детские дровни

приглашают по следу голодных забывшихся птиц.
 

Если памяти вам каждый год выходило не мало;

посадив деревцо и построив коричневый дом,

закатайте тщеславие помнить в ночное своё одеяло,

а иначе дрожать, просыпаться и пить о былом.
 

Всё в солёном снегу. Даже тёплое сердце простыло.

Чахлой девочкой пятого класса таится оно.

В чём же чудо морское? Ты помнишь, как время забыло

непослушных детей, или я это видел в кино.

 

 

 

 

 

 

 

                РАЗЛУКА
 

Обозревший хаос, недоступные взору края,

подчиняешься сам воробьиному взгляду.

Всё, что знал, утаив. Рабской крови своей не тая

ты проходишь сегодня скворцом, всесоюзным скворцом

                             трудового подряда.
 

Ах, как трогателен голубиный помёт

птицы мира, - вселенского чуда,

но Борис Леонидович карту загнёт,

и поставит скворца за царя и Иуду.
 

Будет торкаться, будет просить передать

передачу по радио - "вести из леса",

а потом заколдобится мать-перемать;

нету в обществе щей достоевского весу.
 

На останках Иосифа кровью козла

нарисует усы или белые зубы,

а потом обнаружит, что выжгли дотла

исполинской поэзии губы.
 

Ах, как трогателен, обозревший хаос:

временщик, современник, козлёнок!

До свиданья скворцы говорящие в нос!

До свиданья игрок из пелёнок.

 

 

 

 

 

 

    ВПЕРЕД СМОТРЯЩЕМУ

 

На тягловую силу положась,

на русскую сто крат литературу;

он тащится, шатаясь и виясь,

до голубых костей сдирая шкуру.
 

Судьба-судьбой. У рыбы есть судьба.

И у собаки голубые кости

все также есть. Он говорит: борьба...

А я смотрю: лукавый на погосте.
 

Нет хитрости, хранящей пустоту;

и нету зла для высшего судейства!

Страдание принявший по суду,

он своего не оценил злодейства.
 

 

 

 

 

 

- - -

 

   Элегических числ от листа потревоженных мягко,
   не задувший свечи, освещаешь пространство — вестимо!
   Каждый звук, как ракушка — проевшая камень пиявка;
   силой родственной крови, пресыщенной, но неделимой.

 

Песнь, сама по себе развивайся и знайся с подобной.
Не смотри на часы, человек, обеспеченный чудом.
Сколько выспренных знаков на улице нашей загробной:
не познавших пределов своей амплитуды.

 

   Здравствуй, лирик, ньютоновой крепи не знающий, здравствуй!
   Здравствуй, трагик, познавший ньютоновы крепи.
   Отлетаю. Листок стихотворный не властвуй!
   Глупо только в пустыне, но наши умнейшие степи
   научили летать не одни только тучи железа, —
   этим тучам подстать наши души словесного среза.

 

Так о чем же я начал? О гласных, согласных и прочих —
соглядатаях сердца! Ракушках, камнях и цветочных
испарениях: муки, вражды и любови!
Здравствуй, ветер степных и счастливых низовий.

 

 

 

 

 

 

 

         ДЕРЕВЯННЫЙ СОБОР
 

                Посвящается братьям по перу
 

               "И ныне я не камень,

                а дерево пою"
                            0. Мандельштам
 

Есть дерево и сад,- в плодах или бесплодьи,-

но с памятью вегетативных травм,

И трудно предложить его цветов отродье,

и больно говорить: мы не приснимся вам.
 

В отдельности, в период облысенья,

ну то есть, если ветр гоняет в сентябре...

... ни о каких Цветах, но выживет растенье,

раз падшее зерно умрет на глубине.
 

Я говорю о том, что несколько сердечек

для дерева в саду... не стоит продолжать!

Для каждого кольцо. Вот из таких колечек

вполне возможна цепь, чтоб церковь окружить.
 

Мой деревянный храм, дрожащий деревянно!

Златая наша цепь, в тон эпосу листвы,

звучащая когда... когда хрустит стеклянно

небесная звезда средь городской травы.
 

Я вынужден лежать, приглядываться к звуку.

Он вынужден привстать, но не лежать со мной.

Но кто в моей цепи протянет злую руку

или предскажет ад лежащему весной?
 

Никто не написал рифмованного сада,

а собирался в храм на деревянный путь.

Для тех, кого люблю, жила еще Эллада;

Христос не позабыт; и ветер будет дуть.
 

И если есть село в средине Ленинграда, -

гармония трудов для выводка судьбы;

не надо пачкать снег,- без здания, без сада!

Я позабылся весь, слеза ползет с губы.

   
     
 

 

 

 

/Отрывок неизвестной мне поэмы,

записанный Петроченковым 19 октября

1977 года, в лицейскую годовщину и

день рождения Куприянова в Пушкине.

Приводится по магнитофонной записи,

поэтому за знаки препинания - не

ручаюсь. - ККК/

 

 

* * *
Ласточкин притвор к погосту ночи,
И летит русалкою бездарной,
И летим - прочтем, не опорочим.
Голос приближается к распятью,
К праотеческому млечному проклятью
Я протягиваю выспренную руку,
И внимая световому дому
С лоскута окна в куток сознанья
Провожу по меловому знаку
В семь высоких звёзд темницу зданья,
Не разлить зеленые чернила,
Даже если голос разливанный,
Из всего что выдохнуто было
В семь чудес для этой жизни данной
Так заметили немоту и муку,
Что однажды бывшее небывшим
Предстоялось. Звёзды взяли руку
И виденье сильное являлось
По небесному канону содроганья
С нищетою пиршественной славы
Не для щепетильного вниманья
Сцен любви, ловитвы и расправы,
А для прирожденного творенья
Той судьбы, которой нет на карте,
Дле тебя, тектон, для построенья
Горницы вне грамот и вне хартий.
На прожилках светового утра
Упокоена лазурь и зелень лета.
Пепел от костра летит как пудра
В даль лица блеснувшего скелета.
Будет день на откровенном поле,
Будет лес и имяславство леса.
Наших прадедов гневили и пороли
Для того, чтоб понимали беса.
Голос вороват земною молвью,
Голосом луча и медью трона -
За ресницей, за дугой, за бровью
Ласточкина плавает корона.

 

 

 

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПОЛДЕНЬ.

Эпиграф:
"Он приходит с белых полудён,

Весь в очах, как луг в медовой

                                       каше..."

                       Николай Клюев

ВДОХ
 

Властью чуда к себе разоряя слова
На почтенном различьи с прозором,
Принимаю лицо за возможные два,
Препинаясь излюбленным хором.
И накутавшись вдоволь, последних колец
Придержав эллипсоидный очерк,
Цирковое предкуполье вправив в венец,
Проклинаю одежду и прочерк
Мыловаренный край, в желтогубой пыли
Сам осклизлого гада прельщаю,
Дельтовидную речь различая вдали,
Бесконечно краплю и вращаю.
И хорал, и триодь, и квадрат, и кольцо,
И тем более солнце Сиона -
Словно грязь золотую бросаю в лицо,
По щекам ухожу с небосклона.
А на дачной спине кастелянши глухой
Ручьевидную мельницу-птицу
Накрываю огромной пятнистой ольхой,
Как сверчка от печи в рукавицу,
И простудную розу на ухо слону
Прикрепив, говорю: Одежонка.
А когда через семь мановений засну -
Не воспомню слона за ежонка-
Не грусти, полоумная бабушка, снедь,
Дочка-внучка, ресница печали.
Называешься - суть, а придется иметь
След, сошедший с полотнища стали.
Розовеет примета - не встретить слезьми
Глубину, как стремнину грудную.
Обоюдовозможный - войди и возьми
Меч, в молочных очах поцелуя.
Амальгама в полях, на воде и в окне
Развлекла и раздвоила душу.
И горит в безалаберно-белом огне
То, что я никогда не разрушу.
Чья же память воздушного сада в крови
Облюбует от полунаклона
Зацветающий свод? Воцаренным зови
От лица освященное лоно!
 

 

ЦЕНТР
 

Где, любимая, горло твое надрезается вверх,
Или лилии три надрываются - не надорвутся,
Различается склон и река и внеоблачно-жирных прорех
Ножевые лучи отнесут, улыбнутся.
Лишь размазав зеленого взгляда сурьму -

Дождевое растенье, ресницу саму.
Каплю верности в радугу, в град поднебесный,
В сад, свисающий сахаром, молока убеганье -
Это полдень. И в след водопада отвесный
Луч, разрва коры не заснувшей за грнью,
А растянутый так же, как надрезавший воду.
Это полдень, таинственно полный от роду.
Вслед за нами подвигнется солнце немое,
Отливаются волосы к сбору цветочному,
А запястье и темные ноги отмою -
По старинному дну, по обрыву песочному -
Изгаляся, гончарное кружево времени
Расплывает, слепит и смеркается в темени.
Жарко, мак! Но не сыпется зримый ручей,
Вся весна полузимне в жаровне и нет,                   /?/
Чешуе рыбьих отблесков тех же очей,
Что просохли за миг в этот жар, но не в свет.
Всей невстречей томимые жерла дерев
Умыкают друг друга на вечный распев.
Как за рампой из собственных рук тяготеть
На восчувствии тающих зрительских мук -
Точно так научешься видеть, довлеть,
И в крепленым крестом перерезанный круг,
Состегнув стрекозы одинокую сушь -
Умудряешься стойкости выспренных душ.
Ангел смерти в зрачке, рыбарями рыбалка верней,
Ноздреватые улицы палисадов крестовых,
Вдруг послышалось сладковатое: Бей!
И западали красные птицы с деревьев плодовых,
Артистической гласностью попаданий прямых
Предваряют: восхотел ести жертвы - дал б их.
И дивись, говоря на окрепшую веру
Молодятся крованые зерна земли,
Зеленеют, и золотом, как генерал к офицеру,
Серафических- крыльев палят и мерцают угли -
По аллеям родовых, и липовых, и тополиных,
Радиальных усадеб, опасений косых и козлиных -
Исполняется близкое прошлое на облучке:
Натуральным хозяйством, любовью тенистой не прожить.
В позапрошлой главе на крючке -
Те же рваные рыбы в воде каменистой
Что сыскали себя под мамрийскою тенью,
Угощались телятиной на удивленье растенью.
Анна, Сара сверкает, Цирцея за печкой слепит,
Миллионному фронту не втянуться на царство,
И как будто бы вспомнили тех, кто еще не убит,
Для того, чтобы действие смерти отстоять от мытарства.
И пойти провожать назывные глаза в дар лучу,
Словно не было чуда, и не о чуде кричу.
Полно в горнице полдня, но памятно ли?
То есть, той пуповины не забыть бы удушья,
Самолетом расторгнуто небо, дрожат ковыли,
Только их обличает горячая ясность старушья,
Морозильные призмы гремят, словно в связке ключи.
Память падает в реку, а я ей кричу: Не кричи!
И бегу подчиняться на встречи дневальной стелцы,
Словно карм роковых восковой соглядатай, блажник,

Но уже с полуполдня купили немые купцы -

И куражусь, умолк очевидный родник.

Злой ладонью песок зачерпнув на разброс,

Просыпаю зубами над спящею /неразборчиво - ККК/.
                                               смолкою роз?
И как Ричард с рукою упорной средь звезд,

И как верный Ричардово чар световых                     /?/
У возгорлия раннего выспренный крест

Из песчинок попутных и слез даровых,

На ее новоселье в хоромы и в грозд

Той лозы колченогой, для которой борозд

Самолет заварной городского ума

Не водил и не клялся сибирской тоской,

А в зеленых разводах София сама

Провожала действительно мудрой рукой,

И наверно, и незачем знать напрямик -

На какой указала в верховье родник?

Потому что без песен, шум воскрылий прожив,

Обойдемся вполне и обходимся, но -

Если смерть, за которой всеобщий прилив

Остранить беловатых очей полотно -

Это то же, что вырвать свободу /нрзб./

В зрелом трелище сада, у Тельца на виду.

Все цветы отовсюду, как алчущий взгляд,

Собирают росу в алкогольной молве -

Даже выбранный мед, поглощенный подряд -

Растлевает гремящую крепость на две.

И как парным орлам на фронтонах не млеть,

Точно так же и нам - не вкушать, но довлеть.
 

 

ВЫДОХ
 

Вольно, ворон! Вельветовой пахоты сор
Задувается и в почтении мчится.
Изнутри произносится древосекущий топор,
Умозрительный гвоздь на ладони краснится.
Голоса послушают себя - но с вер кается меч,
И горчит одинокая ярость в запрете,
Только нет ни кровей, ни оврага, чтоб лечь.
Смерть - отдельна, как в Ветхом Завете.
Разделяй, но и чересполосицу режь,
Одержимую хорду проследуй,
И за солнечным словом волшебную брешь
Не вини, как туман Андромеды.
В удалении дерзком от вечных очес
Приближается взгляд поцелуя,
Надвигается поле с цветами и лес,
Покоряясь, любя, но воюя.
И когда листокрылая дрожь со спины
Опрокинет глаза, как на плаху -
На коричневый пень возле хвойной стены,
Воспою: Прах и пепел пияху!
И в немотствии позднем возможет душа,
Богатящийся голос оставит
Шелестеть, поклоняться, скорбеть неспеша,
Поздравлять, и проснуться, поздравив.

Ибо явь - это то, что до нитки назвал,

И в мерцаньи лесной паутины

Отразился, одумался, вспомнил и впал

В содержащие небо картины.

Ну а ими растоплена печь полудни

В корчах часа, в неделе забвенья,

Точно так же, как если бы рвали меня

Изнутри, в глубине озаренья.

Но и духа недуга судьбе золотой

Пребывание ярости ради,

Это та же горячка для вечной /нрзб./

Что содержит мечты о награде.

Молодеют пространные муки лица,

Начинается зрячая яма -

Снисхождение тела с резного крыльца

Встречу солнца, всходящего прямо.
 

/1977?/
 

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ:
К сожалению, в этой удивительной поэме

зрелого уже Куприянова - не все слова

удалось расшифровать с записи, потому

что Куприянов, подобно Ширали, перестал

выговаривать букву "л" /"уошадь" у Ширали/,

да и вообще, перешел на мерное чтение

Охапкина, где слова не выделяются, а

"перетекают". Промучившись с магнитофоном

весь вечер, я и так сделал, что смог. - ККК.

 

 

 

 

 

* * *

Ощупью крадется той теневой стороной,

Где постоянная яма подтаила кромку.

Вдруг раздираешь завесу по правде одной

Пращура кажешь себе самому и потомку.
 

Сладость зияет. Навязнули мглы невода.

Свещница светлая в венецианском каченьи

Треплет язык. Восковая распарина льда

Вязнет. Пространство прядет в помраченьи

Гладь разливанную. Распеленав забытье,

Плотное око, пробравшее крыл колыханье

Глянется тайной, пытающей сердце мое.

На удаленьи темнеется абрис вдыханья
 

Шаткой Германии рамки парижский медовый содом,

Сохлой Италии голос /.../кующий свода,

Призрак английский - сбирающий сны скопидом.

Камни нектара, витки пограничья, разводы.

Крохотной фее продёрнутых бус звукоцвет

В облаке дегтя зарницу слезы сладкогласной,

Плавью Офелии, собранный её букет,

Переплывает поток огневисто-атласный
 

Плещется, емлет, нуждает свободы - беды!

Всякая темень потворствует воплю страстному

Новая ночь размывает шальные следы

Из дому тянет волна приступившая к дому.
 

О вознесение неслуха, грезы слепца!

Иже не иде, блажен и позлащен - не мешкай.

Самоприсвоенный аэр - горенье и тленье лица

Радость и горесть на смену друг другу пробежкой
 

Не прекращается кровная впятнанность слов

Могущих ночь утолить и взлелеять влюбленье

В храме земном лиловеет небесный улов

Всех серебристых путей замедленье
 

Весь всесожженная медные /..../ иглы

Хладная рана колёр петушиный снедает,

На нераскаянном горнем обрыве следы

Полупрощальные ломятся. Отсвет гадает

Жестоковыйному в жадном дозоре чтецу

Сроком смиренья, напутствия смертного краем

Плавную тень припекая к цветному лицу

Грезит пространство и сам соловей посылаем.
 

 

Сей отрывок из поэмы может быть больше утолит интерес по местам оставления и соборнем брате, чем повествовательное определение событий, каковых, как мне кажется в сути ничтожно мало.

Спаси Гпдь
Борис

 

 

ТРИ ТЕКСТА КУПРИЯНОВА /НЕИЗВЕСТНЫХ ЛЕТ/

ИЗ ОПУБЛИКОВАННЫХ С ПРЕДИСЛОВИЕМ Д.Я.ДАРА

в каком-то из израильских журналов.
 

 

ПРИГОВОР
 

В дебрях смерти утомленной,

в долгих ангела руках

ты признался. Ты влюбленный

человек. Любовь в веках.
 

Или скаредного неба

для признанья таковых,

слишком ветреная Геба

жизнь форсирует, как стих.
 

А я да не яблоко вкушаю,

а над подсвечником дрожу.

Я тебе не разрешаю

и себя не разрешу.
 

Из копытца в царстве парных

горькой водки не искал,

а искал чудес словарных

и взалкал.
 

Горе роще маловерной,

не сумевшей птиц ласкать.

Слава мышце подреберной

все прощаюшей опять.
 

 

 

ПОРТРЕТ
                       А.Генадиеву
 

Вдохновенные крючья сжигаемый воздух сожрет.

Кисло-сладкое чудо просохнет. Художник вернется.

Что останется? - Серое скопище нот.

Сквозь листву золотую над всем черно-белым смеется,
 

Где ты саблю свою обронил, молодой человек.

До чего же земля для твоей перспективы поката.

Копьецо голубое, серебряный взгляд из-под век!

Все святое попрятано в страшную сумку солдата.
 

Я хочу обнадежить, сослаться на зоркость и злость,

поступиться предельными знаками друга и брата.

Я хочу, чтобы младость окутала гневную кость,

чтобы вымерли тени в углу твоего медсанбата.
 

Но гравюра наколота, зверь в удаленьи дрожит.

Моментальная дама хохочет и плачет стрекозка,

Почему я не чайник, не вечно обманчивый жид,

почему я не та из листвы световая полоска!
 

Престарелые тайны листаешь, пластинки листок...

На подкрашенном темени красная птичка уселась,

Скоро выгорит запад. У нас догорает восток.

Никуда не годится моя живописная смелость.
 

Мертвецы захоронят своих мертвецов без стыда.

Уголовная жизнь полнотою окажется медной.

Посмотри, как стремится, как плачет морская вода!

Отплываем и мы этой светлой водою бесследной.
 

 

УПРАЖНЕНИЯ В СМЕХЕ
 

Украденного сердца ли земля?

Приходят семь и говорят: мы с вами,

мы для того и созданы, что сами

решим куда, зачем, почто и для...
 

Для Князя Тьмы заброшенная жажда

и милосердье без великих дел -

вторичность, пропитавшаяся дважды

целебной грязью бешеных плевел.
 

Зерно уносит жаждущая птица.
Для Князя Тьмы есть пустошь и весло,
которое летит, поет и снится
всем тем, кому ни разу не везло.
 

Ты населял и пустоту, и камень,

и всет переживался пустотой,

поэтому ты смотришь под ногами:

семь беглых бесов говорят с тобой.
 

Проиграна татарская ухмылка.

Белеет скатерть на ночном балу.

А на картине голубая вилка,

как женщина зовущая в пылу.
 

Все соткано из полупустозвонства.

И все гордится сотканностью всех.

И если нам не полюбить пространство,

то только потому, что душит смех.
 

Горячий смех обугленного слова

над выщербленной памятью лица

нас озаряет и смиряет снова

во имя Духа, Сына и Отца.

   
     
   
     

ПЯТЬ СТРЕМИТЕЛЬНЫХ ЛЕТ

       

Сверху - Петроченков и народный кот Пипл на выставке "23-х", Л-д, 1974, фото Приходько.

Внизу - Петроченков в студии Шемякина. Париж, 1978?

Пишет Петрон:
 

"Эммочка, Костенька! Когда ругаетесь, что мы не пишем, не забывайте, что мы обыкновенные советские - а это значит что мы ленивые твари, любим чтобы всё к нам и ничего от нас. Любим чтобы нас жалели, что мы такие несчастненькие, забитые и голодные, чтобы нам слали письма и посылочки /шмуточки и пластиночки/.
И вот в суетишке проходит жизнь - юность пахучая. Смотришь, а времячко утекло. Последний раз я писал вам когда умотался с Запада на Восток, а прошло уже больше двух лет. Но я все еще живу весь в своих злоключениях по Европе. По честному сказать - уже и понемногу проклинаю эту свою затею, поскольку жизнь стала - просто ни то и ни сё. Здесь жить ненавистно и бессмысленно поскольку хлебнул настоящего воздуха, а там жить не возможно для меня физически - слишком длинная память о России. Вот и получается, что ничего не получается.
Да и здесь внутри живу как сом в тине на дне. Видеть никого не могу, говорить ни о чем не умею. Когда возвратился, наделал на свою шею приключений -пытался со страстью рассказать народу о жизни "там", но ведь это невозможно. Русско-советские могут слышать и понимать только то, что они уже знают. В результате нажил себе только врагов и завистников - это тоже очень просто у советских /ни себе ни людям/. Вот и получилось, что для властей я шпион немецкий, для евреев - я провокатор-возвращенец; для "общества" - я агент КГБ, а для КГБ - я агент ЦРУ. Если учесть, что я всегда был ни советский, ни кадетский, а ципленок жареный -. стало быть опуститься на дно и закопаться в тину есть единственный выход /что я и сделал/.
        Выйти, как вышел Саша Море в пока что не желаю - не дозрел. У Саши был еще тупик и в творчестве, а я /Бог в помощь/ работаю в полный газ. Кстати, о Мореве - ты, Костя, наверное знаешь эту историю. Когда после смерти его попытались собрать хоть какую-нибудь подборку его поэзии - ничего не нашлось путного - всё что было у него на руках - он сжёг добросовестно /и свою графику/. Изучил внимательно и шахту куда наметил прыгать. Работяги удивлялись настырному дедушке /Мореву не было и 50-ти! - ККК/, который спускался вниз и смотрел дно /куда предстояло влепиться/. Несколько раз приходил, а потом решился. Я о нем вспоминаю с теплотой. Ведь он устраивал мои квартирные выставки в 1962—65 годах - тогда-то мы и познакомились и был он "на коне". Ладно о покойниках.
        Тут Белкина было забрали в армию. Побрили, заставили поцеловать знамя полка и отслужил полгода, да вовремя закосил в психбольницу. И вот на прошлой неделе с помпой комисовался. Теперь красуется перед всеми в галифе и сапогах да пиздит изрядно какой он был там смелый и никому не подчинялся. И что его ни разу не огулял в жопу отважный взвод. Небось огулял.
        А вот Жора Михайлов /физик, коллекционер живописи - ККК/ - так и сидит в лагере. Правда его перевели на "химию" в Хабаровск, но это все равно не свобода.
 

        Жизнь "Художественная" стала совсем скучная. Время от времени устраиваются какие-то заморенные выставочки, но размах не тот. Да и время сейчас такое, что художник не волнует толпу /как это было в 1974/.
        Вот вчера мы устроили показ у Аллы Осипенко - балерины в опале. Человек 40 натащили свои картинки. Первый прилетел Лисунов и завесил с половину залы своими вертлявыми бесами - а остальных ты, Костя, даже и имен не знаешь, все новые молодые. Старая гвардия всё по Парижам да Нью-Йоркам сверкает успехом. Я работаю все больше по росписи фарфора. Да, по возможности, отсылаю в Париж. Всё хочу там скромненькую экспозицию сварганить - да вот денег не хватает на каталог, а без каталога не хочется.

        ................
 

        Рыпнулся я было в этом олимпическом году снова повторить свой европейский вояж. В январе получил вызов и завертел бумаги - но меня разумеется похерили в ОВИРЕ. Начал писать по Верховным Советам /В оригинале письма приклеена квитанция за №245 Министерства связи с, разумеется, неразборчивым штемпелем - ККК/. Да ответ все единый. Думал что на этот раз под Мадридскую встречу проскочит моя затея. Ничего подобного. Правда я лапки не складываю. В январе истекает срок того приглашения - так я заказал новый и с Нового года начинаю все по новому. Тем более что это для меня ничего не стоит.
        В этих страстишках не заметил, как Нелька запузатила и вот в июле разродилась мальчиком. Васей. В этом году как-то косяком наше поколение запоздало размножилось. Оля Корсунова /фотограф - ККК/ родила мальчика, Лена Охапкина девочку /кстати дела у них прескверные... девочка ... вот уже третью неделю лежит в специальной больнице на капельнице/, Боря Куприянов вторую дочку и живет в крестьянском доме под Пушкиным /развел огородную плантацию, пишет бесконечно мало и до того мудрено/. Кривулин разродился мальчиком - назвали Львом /вот тебе и библейские имена/. Безумная Норка Грякалова /актриса Ленфильма, бывшая жена Лисунова - ККК/ и та родила в этом году. Вот такой урожай олимпического года и наша околоподвальная общественность почкуется.
        Собрался в дорогу Валентин-Мария /фотограф - ККК/. Когда получил окончательное разрешение, то испугался и начал судорожно собираться. Спрашивает у меня что брать с собой на что бы можно было бы там жить. Я говорю - бери ноги в руки и вали, пока Боков /начальник ОВИРА - ККК/ не передумал. Самые последние его фотографии - это скачущий обнаженный Кузьминский - Вот Кузьминскому он и сможет их загнать.
        А вот Боре Грану уже второй отказ /мать собственноручно написала в ОВИР, что никаких родственников в Израиле нет/ и у него безумно забитый вид - работает где-то в кочегарке и всего боится.
        Месяц назад мы с Борей Куприяновым чуть было не угодили на тот свет. Собрались мы в одну деревеньку на праздник Св. Анастасии /меня один батька попросил привезти водки и пива, кстати сказать, нынче новая антиалкогольная политика - в деревнях начисто пропала водка и вино, а только коньяк. С закусками было покончено уже несколько лет назад, а сейчас время настало и для напитков/. И решили ехать на моем драндулете /жива еще моя старушка "Победа"! А помнишь, Кока, как я подкинул вас на мостике у Летнего сада после вечера Бори Куприянова в Литсоюзе?/ Так вот в 200 км от Питера в районе города Гдова машину занесло и угодили мы кувырком с откоса. Сделали два полных оборота через крышу. /Счастье, что снега много было/. Но, на удивление, ни единой царапины - только Боря головой тюкнулся по крыше /не сильно/. Машину конечно здорово помяло. Крыша продавлена, крылья смяты и т.д. - но после небольшой профилактики - своим ходом вернулись в Питер. Самое печальное - было разбито около 40 бутылок пива, водки и шампанского. Можешь себе представить, какой запашок был в кабине - ведь вычерпать пиво с осколками стекла не удалось сразу.
        Могло бы быть сразу два трупа и три малютки сиротки.
 

        Где-то в Москве появился первый том твоей антологии. Я разговаривал с одним человеком, который знает другого человека, который в свою очередь видел этот том у Сапгира.
        Восторгов - не передать!
        Всех покоряют размеры и вес фолианта.
        Наконец-то академические масштабы.
        Значит, Кока, не зря ты поехал.
        Подвальная знать сейчас подвоспрянет.

        А то жизнь захирела в смысле коммуникаций. Не сравнить с тем что было в 1974 году. Просто сейчас и вспомнить-то что было духа не хватает.
        Один твой салон чего стоил! А эти безудержные хождения толпами из одной мастерской в другую.
        Нынче когда раздается звонок в дверь /4 раза/ я еще на цыпочках подойду и посмотрю пристально в глазок - кто там.
        Вот такие коммуникации - через глазок.
        Я уже не помню, писал тебе или нет, как ко мне ввалилась с обыском орава ментов. Дверь я не открывал - так они вызвали плотника и он топором выломал мне дверь обитую железом. Самое смешное, что я записал на магнитофон всю процедуру - он стоял просто на столе и вертелся бесшумно. Сейчас я с удовольствием прокручиваю, время от времени, милые звуки выламываемой двери.
        Не знаю даже что тебе писать, Кока, жизнь как вода - каждый отдельный день забит какой-то шелухой, а посмотришь чуть поздней - так и не знаешь была ли жизнь.
        Зима нынче какая-то болезненная /ты, видно, уже и не помнишь что такое снег/. То мороз 25 градусов, то жидкая слякоть. Грипп и сопли! И какое-то ожидание весны. Теперь время мы с Нелькой отсчитываем по росту нашего Васьки. Ему сейчас почти полгода и весит 9,5 кг - вот.
        И значит тоже не зря живем /остались/.
        На следующее лето поедем жить в деревню /помнишь?/. Наконец-то там запустили снова электричество и стало веселее. Я привезу туда помощней печь для фарфора /благо электричество даровое/ и буду работать на природе без ненужных посетителей .
        Баню мы там отреставрировали - подняли на три венца и заново переложили топку - жить можно.
        Как нибудь в следующую оказию - пошлю тебе немного фотографий из нашей жизни.
        Ну вот и кончаю на этом.
 

        Эммочка, Кока - не обижайтесь за молчание. Всегда помним, любим, но жизнь такая суетная и замусоренная что невозможно выбрать времени, посидеть за столом в тишине и пописать.
        Да еще быт, злоебучий, заедает. Все стало в таком дефиците. Ни клея, ни бумаги, ни холста, ни кистей, ни краски. Ничегошеньки нет. За всем надо куда-то гоняться, где-то воровать. Фото пленки нет никакой, бумаги фото уже второй год можно "достать" только на предприятиях.
        А про продукты питания - говорить вообще бессмысленно. Иной раз приходишь в магазин - а там три четыре наименования какой-нибудь тухлятины. И все.
        У нас на проспект привозят бочку молока в 6 часов утра - так уже люди с бидонами стоят, а ведь сейчас мороз с утра по 25 Цельсия. И не всегда молока хватает если приходишь в 7.
        Правда, привыкаем помаленьку.
        Вот только мой кот - Фенька не может привыкнуть к новым продуктам - видно в колбасу с крахмалом подмешивают кошатину.
 

        С Новым годом! С Новым счастьем! Целуем.

 

20 декабря 1980
 

 

 

        8 лет назад мы встретились на выставке, на психфаке. 2,5 года прожили вместе - в деревню ездили, в баньку ходили, выставки устраивали-делали. Остался человек там, как многие-многие, пишет. И я пишу. Я пишу эту книгу, но уже - ИХ словами, редко-редко, когда про себя в Техасе. Куприянов, Кривулин, Гран, Оленька Корсунова - имена, имена, имена. Ни кистей и ни красок, ни фотобумаги, у Олега машинку забрали - искусство цветет! Ярким пламенем.

   
     
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2005

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 4-Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга