|
А.Ник
Б.М.А.
Известная русская художница Наталья Черногорова пришли как-то к писателю и
общественному деятелю Н.И. Аксельроду в гости. Последний лежал в старом,
довольно грязном и притом рваном халате на диване и плевал в потолок.
- Ты это что в потолок плюёшь? - спросила розовощёкая, с мороза пришедшая
художница.
- Слюну, - коротко ответил ей общественный деятель. - Это лучше чем в душу-то -
пояснил он и для примера плюнул ещё раз в потолок и уехал в город Прагу искать
своё счастье.
А художница Н. Черногорова в последствии изобразила на одном из своих полотен
коричневые от крепкого чая на белом фоне потолка квартиры Н.И. Аксельрода, что
расположилась на проспекте Щорса.
В настоящее время там находится штаб-квартира Русской литературы.
Мастер на все руки Аксельрод каждое утро в 12 часов дня пел с похмелья во весь
голос песни своего собственного сочинения: о холодном пиве, графинчике и кислой
капусте. В таком состоянии духа и находили его многочисленные знакомые и друзья,
а также родственники.
- Ишь ты, разошёлся-то как! Опять вчера до ночи где-то шлялся, - качали они
своими головами и бежали за бутылкой в гастроном.
После первой стопки Аксельрод переставал петь и начинал плакать. После второй
переставал плакать и начинал икать. После третьей переставал икать и начинал
хвастаться. После четвёртой бежал к телефону и звонил знакомым женщинам. После
пятой звонил знакомым и приглашал их в гости, с бутылкой. После того, как
бутылка была пуста мастер на все руки Аксельрод пел пахабные песни. К сожалению
никто из пьяных друзей, ни сам певец не оставили нам записей текстов этих песен.
После десятой все гурьбой выходили на улицу и покупали на базаре на последние
деньги семечки. Рассыпав их по карманам, друзья усаживались в ближайшем садике и
кормили голодных птиц плевками. В последствии многие друзья отвернулись от Аксельрода, заявив, что ничего подобного не было и что всё было наоборот.
Дискуссии по этому поводу совершенно излишни, ибо - сколько людей, столько и
плевков. Была бы как говорится слюна.
Любимой игрой Аксельрода была игра в шахматы. Играл он не на деньги, на этот
пустой звук, а на плевки. После каждой съеденой фигуры сопернику полагалось
плюнуть в лицо противника. По воспоминанию друзей Аксельрода он ни разу не был
оплёван, так как обладал очень быстрой, цитирую дословно,
боксёрской реакцией и
вовремя увёртывался от плевка. Сидел же он по своему обыкновению спиной к
открытому настежь окну.
Как-то, представив себя черепахой, Аксельрод хотел подсчитать сколько же ему на
самом деле лет. Ощупав себя и убедившись, что он не настоящая черепаха, так как
вместо панциря у него была самая обыкновенная спина, он огорчился и смачно
харкнул перед собой на несколько дюймов. Сколько дюймов,* столько и лет решил он
и принялся за подсчёты. Оказалось, что ему было 27 лет, 30 дней, 15 часов, 41
минута и три /3/ секунды.
*Дюйм - шаг /прим.автора/
- Наплевать! - сказал Аксельрод и положил телефонную трубку на рычаг.
- Наплевать! - словно эхо послышался голос аксельродовской
бабушки с кухни.
- Наплевать! - кричал на улице пьяный голос.
... но и в море плевков не потонет кораб. Откуда это?
Пётр Самуилович Юркин
5.01.1976г.
<...>
Сказано, сделано. Достал из буфета рюмку, бутылку и налил себе из крана воды.
Чтобы запить. Но пока шёл к крану и наливал воду, передумал пить. Сказано,
сделано. Взял рюмку, бутылку и спрятал их в буфет. Закрыл дверку и снова очень
захотелось выпить. Сказано, сделано. На всякий случай шёл сначала к крану, чтобы
лишний раз не манипулировать с рюмкой и бутылкой. Но пока шёл к крану, не
раздумал, и пока пускал воду, не раздумал, а потом её выпил и вернулся к буфету.
Достал рюмку, бутылку, налил водки и хотел было её выпить, как обнаружил, что
воды в кружке уже нет. Пришлось идти с рюмкой и кружкой к крану. Но пока шёл,
раздался звонок. Пришлось быстро опрокинуть рюмку не запивая водой, вернуться к
буфету, спрятать всё и, подбежав к дверям, спросить - Кто там?
Как кто? - раздался за дверью удивлённый нежный девичий голос Аксельрода.
Однажды у Аксельрода сломался зуб. Он тут же, не откладывая в долгий ящик, пошёл
за советом к своему лучшему другу Макринову.
- Что будем делать Димыч? - спросил он Макринова, указывая при этом на
сломанный зуб.
Макринов с большим вниманием выслушал Аксельрода и сказал - Мы его заговорим.
- Да что ты, как же можно заговорить сломанный зуб?! - удивился Аксельрод.
- Очень просто - улыбнулся хитро Макринов и заговорил Аксельроду все зубы.
Было серое туманное утро. Делать нечего, вот Аксельрод взял да и сел в трамвай.
Трамвай довёз его до дома его лучшего друга Горбунова.
- Кто там? - спросил на всякий случай Горбунов, хотя прекрасно знал что в такую
рань может появится только Аксельрод. Тот и сказал
- Это я.
Дверь открылась, Аксельрод вошёл в квартиру и обнаружил, что Горбунова нет. -
Где ты Вова? - спросил он, приложив ко рту руку сложенную трубочкой. Ответа не
последовало. Тогда Аксельрод последовательно, шаг за шагом обошёл всю квартиру,
но Горбунова так нигде и не нашёл. Вот ведь неприятность какая, подумал он. Был
человек и пропал. На всякий случай он закричал ещё раз, но голос ему вдруг
показался таким чужим, что он даже испугался и решив проверить ещё
раз, сказал первую пришедшую на ум фразу - Садитесь, уже вторник. И на этот раз
голос оказался чужим, но что самое страшное, это был голос Горбунова. - Да что
же это такое! - с такими словами Аксельрод рухнул на диван. - Вторник - вдруг
послышался откуда-то голос Аксельрода и в комнату вошёл не выспавшийся,
запутавшийся в своих собственных проблемах, Аксельрод.
Как-то Аксельрод сидел на скамеечке в Собачьим садике и нюхал сорванную им розу.
Роза дышала свежестью, любовью, а главное здоровьем.
- Ты что это брат пальцы свои нюхаешь? - спросил подошедший
Аксельрод-младший.
Как-то Горбунов решил купить себе автомобиль и для этого пригласил к себе
Аксельрода. Тот как известно разбирался во всём.
- Что ж - сказал Аксельрод, внимательно осматривая Горбунова, - Покупай, только
я тебе не советую.
- Это ещё почему? - поднял брови Горбунов.
- Тебе как другу могу сказать - немного зарделся Аксельрод,
- Он у меня без мотора, но, - уже с нотками гордости в голосе,
- ездит.
Город Дорога Аксельрод Дурак Клава Аксельрод Дракон Надежда Аксельрод Дерево
Ольга Аксельрод Дом Миша Аксельрод Дьявол Лида Аксельрод Дикарь...
У Аксельрода было много родственников, но больше всего он любил своих знакомых.
Родственники узнав об этом, решили как можно быстрее познакомиться с ним. Но
дружба, как и любовь, даётся годами, вот почему Аксельрод, когда составлял своё
генеалогическое дерево, на всех ветвях вырезал только одну фамилию, то есть
свою. А потом, вдоволь налюбовавшись на красивый лист бумаги с деревом, он
позвонил в бюро прогноза погоды и поинтересовался прогнозом погоды на следующий
день. Дождь, предупредили его в трубке. Дождь, радовался Аксельрод. Будем
цвести.
Пили как-то кофе два лучших друга не разлей вода - Горбунов и Аксельрод. Пили
кофе, мирно беседовали и не спеша жевали пирожки. Их задушевный разговор
прервался с приходом Макринова.
- Только что по радио сказали, - сообщил он, - что те, которые
съели пирожки на Малой Садовой, немедленно явились в ближайшую поликлинику.
Конечно настроение у закодычных друзей было испорчено вмиг. Только потом они
вспомнили, что пирожки съеденные ими были домашние и они рассмеялись в лицо
подошедшим с пирожками в зубах А.Нику и Вл.Эрлю.
У Макринова от всего этого очки на лоб полезли.
Пошёл как-то Макринов в лес за грибами. С собой прихватил и Аксельрода. И вот
шли они по лесу, дышали полной грудью, носом и не разговаривали. Так шли молча,
боясь вспугнуть дикую птицу то тут, то там порхающую в ветвях деревьев. Но
всё-таки через некоторое время счастливые и радостные они посмотрели друг другу
в глаза и не в силах выразить тех накопившихся радостных чувств свободы и воли,
сказали только одно слово.
- Пиздец! - сказал радостный Макринов.
- Пиздец! - как эхо отозвался счастливый лесной дух Аксельрода.
- Жопа! - кричал восторженно Горбунов.
- Жопа! - заливался Аксельрод.
- Жопа. - щурился на чью-то жопу Макринов.
И действительно, если лежать на спине на тротуаре, то что первым делом увидишь?
- ну конечно же ... задницу!
19.11.74. Прага
/продолжение следует/
Коля Николаев вернулся из гостей домой, открыл дверь своей комнаты и, войдя в
неё, повесил на гвоздь забитый в стену своё демисезонное пальто. Гвоздь не
выдержал тяжести и упал на пол, но пальто продолжало висеть.
- Ну и дела! - подумал вслух Коля и нервный смешок пробежал по его членам.
Почему-то боясь посмотреть на гвоздь лежащий на полу, Коля рванул пальто и
надел его на себя.
Утром, когда он проснулся, гвоздь был снова в стене, а он, Коля Николаев, лежал
на диване в своём пальто. Встав с дивана, он подошёл к гвоздю и пристально, с
недоверием его разглядывая, подумал: "Так сон это был или не сон?" Успокоившись
тем, что это был всё-таки глупый сон, Коля попытался снять пальто. Пальто не
снималось.
* * *
Однажды утром в комнату Коли
Николаева впорхнула птичка, обыкновенный серенький воробей.
- Аха, - сказал радостно Коля, - на ловца и зверь бежит.
Сказал это радостно и,
сделав из указательного пальца правой руки револьвер, отчётливо, так чтобы его услышал и воробей, и соседи, произнёс - БАФ! После этого символического выстрела
воробей рухнул на обеденный стол и подох. - Что я наделал! - ужаснулся Коля и
посмотрел на палец. Вместо пальца на Колиной руке красовался железненький
гвоздик.
* * *
Коля Николаев был радушным хозяином и с большой радостью принимал гостей.
Однажды он позвал в гости Сашу Миронова. Саша конечно пришёл, прихватив с собой
своего друга Серёжу, бутылку коньяка и букет роз Суперстар.
- Всё понимаю, - удивился даже очень растроганный Коля, - ...
то что ты с Серёжей, это очень хорошо. И коньяк нам не помешает ... а вот розы,
зачем Суперстарные?
- А ты их поставь в воду, - сказал Саша, начиная раздражаться.
Коля заметался по комнате в поисках посуды и найдя банку, побежал на кухню за
водой. Когда он вернулся, ни Саши, ни Серёжи не было, а в пустой бутылке из-под
коньяка торчала одна единственная Суперстарина. Тогда Коля, подозревая неладное,
предложил сначала выпить коньяк, а уж потом в пустую бутылку поставить розы.
.............................
Коля отложил в сторону авторучку и не мог решить, какой из двух вариантов конца
рассказа лучший. В это время в дверь постучались и вошёл Саша Миронов с Серёжей
Танчиком и бутылкой коньяка.
- А где же розы? - всполошился Коля.
Саша и Серёжа переглянулись недоуменно и с любопытством посмотрели на Колю.
Будто бы очнувшись от столбняка, Коля вскочил, извинился и побежал на кухню с
листком бумаги. Быстро, чтобы гости не обиделись, он дописал конец рассказа:
- Ах, розы, - улыбнулся грустно Саша. - Это твоей маме, она ведь тебя родила.
* * *
Коля Николаев не любил спать в пижаме, но понимал, что так положено и что очень
культурно встать утром и открыть двери знакомому в пижаме. "Я в пижаме или
знакомый в пижаме?", спросил он себя мысленно. "Если я открою знакомому в
пижаме, то знакомый не может придти с улицы в пижаме", почему-то подсчитывал на
пальцах Коля. "Очень странно, у меня нет знакомых с улицы да ещё таких, которые
носят пижамы. Но всё равно!", отбросил он от себя эти мысли. "Встану культурно
утром в пижаме и пойду открыть дверь знакомому. А тот наверное уставится на меня
и спросит: Ты уже готов? Тогда не будем терять времени и пойдём! Ну а что я?",
в предчувствии смеха зычно ликовал Коля. "Что же я ему на это отвечу? Ха, ха,
ха, ха!!!"
Утром раздался звонок и Коля выпорхнув из-под одеяла, побежал открывать дверь.
На пороге стоял и хмурился из-под очков Дмитрий Макринов.
- Ты уже готов? - спросил он. - Тогда не будем терять времени и пойдём.
- Готов, готов... - прервал его нетерпеливо Коля. - Дай хотя бы пижаму снять.
- Какую ещё пижаму? - недоуменно окинул Дмитрий с ног до головы фигуру Коли в
длинном демисезонном пальто.
* * *
Коля Николаев был удивительный человек. Он всегда ходил с портфелем .
- Что у тебя там в портфеле Коля? - спрашивали его друзья-приятели.
- Валенки, - скромно отвечал им Коля.
Приятели конечно смеялись и просили Колю открыть портфель. Коля соглашался и
открывал его. И действительно, в портфеле лежали валенки.
- Зачем они тебе Коля? - удивлялись присмиревшие приятели-дружки.
- Ноги зябнут,
- уверенно отвечал Коля и закрывал замки портфеля гвоздиком.
* * *
- Могу, - ответила она и, опустив глаза вниз, потупилась.
Это Коля Николаев
спросил у своей жёнушки не смогла бы она ему сварить бульон из воробышка.
* * *
После того, как я написал этих шесть поучительных историй, я увидел, что на полу
валяется маленький кривой гвоздик. Удивительно, подумал я, чудеса да и только.
Какие ещё чудеса, услышал я вдруг голос Коли и вздрогнул. Отдай сейчас же мой
палец! Я вздрогнул ещё раз, но гвоздик Голосу не отдал.
Пётр Юркин
22.Х.75.
|
И вот тогда В.Кривулин достал печать
из жилетного кармана и приложился ею
к
полированному столу на трёх ножках.
Тогда все ринулись к столу и внимательно
всмотрелись в оттиск. Вот, что они в нём
увидели:
|
Пишешь, спросил Витя Кривулин Витю Кривулина. Пишу, ответил тот. А что пишешь,
снова спросил Витя. Стихи, ответил тот. Хорошо, скорее вслух подумал Витя нежели
проговорил. Помолчали. Ну, а ты что пишешь, спросил Витя Кривулин Витю
Кривулина. Пишу, ответил тот, очень хорошие стихи пишу. Очень хорошо, подумал
про себя Витя, выходит я пишу стихи, а ты очень хорошие стихи. Нехорошо это.
Помолчали. И прозу хорошую пишу, обернулся Витя Кривулин к Вите Кривулину, но
того уже и след простыл.
Помолчим и мы.
Однажды Витя заболел тяжёлой болезнью и болел три месяца и три дня.
Вот послушайте как Витя узнал о том, что болезнь подходит к концу и что он уже
поправляется.
Прекрасным майским утром Витя проснулся и увидел, что левая его рука чуточку
длиннее нежели правая. Витя не испугался, а обрадовался. Рука растёт,
торжествовал он, значит дело идёт на поправку.
С этого дня каждое утро Витя смотрелся в зеркало и убеждался, что действительно
дела его хороши. Только один червячёк шевелился в голове его: Витя не мог понять
растёт ли это левая рука или правая укорачивается. Если левая растёт, то до
какого размера вырастет, а если правая укорачивается, то на сколько? Не могло бы
случится так, чтобы правая совсем пропала, а левая была бы длинной как, как...?
Вите помог совет докторов. Они категорически запретили ему смотреться в зеркало,
даже убрали его из палаты. И через три дня после этого Витя окончательно
поправился и писал стихи левой и правой рукой одновременно, чтобы симметрия была
соблюдена.
Как-то раз, возвращаясь домой из гостей, Витя Кривулин увидел на фонаре
повешенного пьяного человека с высунутым языком. Витя обошёл несколько раз
фонарь и подумал: "Странно это. Висит человек, а я с уверенностью могу
сказать, что этот человек пьян. Непонятное явление. Хм."
Только дома, в постели Витя разгадал эту, казалось бы не разрешимую загадку.
От повешенного разило перегаром! "Вот ведь как все просто", подумал Витя.
"Можно ли тогда в таковом случае сказать, что на фонаре висел пьяный труп?"
Философская мысль родилась в голове его: "И после нашей смерти мы оставляем
на Земле свои запахи. Надо будет завтра это записать", подумал еще наш философ и
уснул сном аристократа.
- У меня жена была, она мне изменила, - напевал Витя Кривулин по-цыгански.
- Ты что это Виктор, опять пьян? - спросила впорхнувшая в комнату его супруга.
- Не пьян я, трезвый я, рифма ускользает. Не могу ее найти, вот и пою.
- Какую ты рифму ищет Витек? - смягчилась жена. Вместо ответа Витя снова
принялся напевать:
- У меня жена была, она мне... Что, что? - очнулся словно бы от забытья Витя и
проткнул вилкой паука прохаживающегося по его тарелке.
- Паук!, закричал Витя и приблизил вилку к глазам. Мёртвый паучище ещё сжимал
в своих лапах невинную жертву - рифму-муху.
13.01.76.
Для чего тебе понадобились вилка и нож, если ты рисовую кашу ешь, а не порядочный
кусок мяса?, спросили как-то друзья известного романиста В.Рунина. /Надо ещё
пояснить, что было лето./ Это очень просто объясняется, улыбнулся Рунин. Лето,
мухи, помните Пушкина? И не успели друзья вспомнить о каком ещё Пушкине упомянул
Рунин, как последний мгновенно поймал ножом и вилкой муху. Сотая за сегодня,
похвастался Рунин и кинул пленницу свернувшемуся клубочком на старой пишущей
машинке жирному коту Рорику. Котище не открызая глаз проглотил муху. Сотая,
мяукнул, падло...
I4.01.76.
П.Юркин.
* * *
- Сколько раз ты в неделю моешься? - вдруг спросил Ципа.
- Я не моюсь, у меня кожи нет,- мрачно ответил Цива и задрав брючину,
предоставил на рассмотрение всю анатомию нижней конечности.
* * *
- Руки по швам! - приказал сердитый генерал. Но Ципа вместо этого стал
оглядываться вокруг себя, при этом даже ощупывая себя.
- Что вы там ищете солдат? - поинтересовался гневно-нервный генерал.
- Швы. - с виноватой улыбкой ответил Ципа.
* * *
Пили пиво. Мимо профланировала уборщица. Ципа её за задницу ущипнул.
- Ой! - та улыбнулась и провела мокрой тряпкой по лбу, прядь седую смахнув как
слезу.
- Ты что это? - удивился Цива. - И я хочу, как ты её?
- Очень просто: два пальца складываешь один к другому и чувствуешь как мягкое
под ними напряжённо колышется.
- И я хочу её за тохас. - грустил Цива. - Только у меня пальцов нет.
- Не грусти, - пообещал Ципа, - как только она мимо пройдёт, я её за тебя
ущипну.
Пили пиво.
* * *
Цукен оторвал голову Циве и приблизив её близко к своим глазам, спросил - Ну
что, Цива?
- Шутки в сторону, - приглушённо ответила голова. - Я из-за тебя ещё горло простужу, сукин ты сын!
* * *
Цукен спал сидя за столом, уронив тяжёлую голову на сложенные руки. Спал и видел
сон, как под столом разлилося море широко, не видно нигде берегов. "Товарищ, ты
едешь далёко?", потряс его за плечо подошедший Цива.
* * *
- Ты был когда-нибудь женат? - спросил Цива Цукена, а Цукен Циву и они
расмеялись дружно, представив себе лежащих рядом обглоданных остов некогда
жизнерадостных половин.
* * *
Цива кинул камень в окно. Стекло конечно разбилось. Из окна высунулась
возмущённая рожа Цукена. Цива метнул второй камень и рожа исчезла. Наверное в
голову попал.
* * *
- Куда ты скачешь гордый конь? - спросил Цива у Цукена.
- По делам. - улыбнулся Медный Всадник.
* * *
Ципа открыл дверь и вошёл. Неприличная картина встала перед его глазами. Цукен
ходил по потолку, а Цива лизал собственные пятки.
- Вы что ребята, спятили что ли? - спросил Ципа.
- Мы только что встали! - дружно ответили парни.
* * *
-
Иванов!
-
Я!
-
Петров!
-
Я!
-
Сидоров!
-
Я!
-
Ципа!
- Дрыпа.
декабрь 1974
Прага
"100 писем к В.Э."
Письмо тридцатое
20 - 24 июня 71г.
о.Голодай. Город.
На этом, тридцатом письме, я решил закончить свой цикл моих писем, посвященных
простым людям городского и сельского типа. Тем людям, с которыми нам так часто
приходится встречаться на улицах, зоопарках и даже в банях. Я ещё не выяснил,
кризис ли жанра произошел в моём творчестве или же мои герои с татуировками на
руках, грудях и других частях тела мне надоели. Так или иначе, я на время
оставляю их и предоставляю им возможность спокойно жить и не бояться, что о них
кто-то думает и притом не так, как бы они того хотели. Следующие свои письма я
хочу посвятить одной улице нашего города и тем многочисленным её почитателям,
которые настолько полюбили её, что большую часть своего времени ходят по ней
взад и вперёд. В этих письмах /ещё не зная их количества/ я постараюсь быть
достаточно правдивым и объективным. Вот почему они будут вряд ли интересны
кому-нибудь кроме Вас и меня. Это будут очень интимные письма, которые если и
появятся на свет для всеобщего прочтения, то только после того, как я исчезну
на некоторый срок /?/ из поля зрения своих знакомых. В этом я всецело полагаюсь
на Вас.
И закончу я это письмо небольшой исторической справкой о самой короткой улице в
нашем городе.
"Сначала это был Шуваловский переулок. Потом переулок переименовали в
Екатерининскую улицу. Через некоторое время опять меняют название. Теперь она
уже Малая Садовая. Но на этом не могли успокоиться, и снова другое название. Она
становится Пролеткультовской. И не понравилось. Снова она стала Малой Садовой.
И что же Вы думаете, дальше? Вот она опять Екатерининская, а через некоторое
время - Шуваловский переулок."
Письмо №31
Утром как всегда по тихой улочке катила коляска. В коляске сидел человек.
Какие-то люди хотели убить этого человека, но им помешали это сделать. И коляска
покатив дальше, скрылась за поворотом. В конце улочки показался молодой человек
в чёрных брюках и белой рубашке. В руках он держал портфель. Молодой человек
двигался шаркающей походкой, дико озирался, вскидывал голову вверх как-то боком
и при этом ожесточённо чесал рукой заросшее густой щетиной лицо. Губы его что-то
шептали и кривились в усмешке. Молодой человек дошёл до дверей магазина
"Кулинария" и вошёл в него. В это время в очереди за кофе стоял ещё один молодой
человек тоже с портфелем, в чёрных брюках и белой рубашке. Сквозь стекло витрины
он увидел как прошёл странный молодой человек. Скривив губы он подумал: "Опять
этот идиот волочится!" А идиот, войдя в магазин и так же дико озираясь, стал в
очередь. Стоявшие в очереди, со страхом и жалостью смотрели на идиота.
Молодая энергичная экскурсовод заволокла толпу иногородних туристов в
полутёмную, вонючую подворотню.
"Коляска катила вдоль этой улицы, а он стоял здесь, где стою я, и сжимал в своей
мужественной руке свёрток с бомбой", громко, нараспев проговорила экскурсоводша. "А отсюда мы пойдём дальше." Очумевшие от жары туристы
соприкоснувшись с историей, молча двинулись вдоль улицы, сжимая в своих руках
фотоаппараты. Один из туристов вдруг оторвался от группы и бросился назад, к
подворотне, открывая на ходу футляр своего фотоаппарата. Добежав до неё, он
принялся фотографировать, забыв при этом снять колпачок с объектива. Куривший в
подворотне Витя Козлов побледнел. С этого момента мысль о самоубийстве не
покидала его.
Последний потомок из рода Елисеевых вышел рано утром из своего особняка в
Финляндии, посмотрел на солнышко, радостно улыбнулся и сел в автомобиль.
В то же утро я вышел из дома, мрачно посмотрел на солнце и сел в автобус.
Елисеев любил утром выпить чашечку кофе в городе. Автобус довёз меня до Елисеевского магазина, где по утрам я пью кофе.
Перед входом в Екатерининский садик сидит на возвышении человек с глупым и
отекшим лицом. Сидит он перед весами. За пять копеек человек взвешивает на
весах прохожих. Вместо рук у него толстые, конусообразные культи, которыми он
ловко двигает гири. Люди охотно и радостно идут взвешиваться уже издали замечая
человека, его лицо, обрубки рук. Мне тоже захотелось встать на весы и смотреть с
какой
ловкостью двигают красные обрубки гирю.
Как-то мы ехали с приятелем в автобусе. Вдруг я увидел Вас. Вы стояли опираясь
на стену какого-то дома. "Смотри!", сказал я приятелю. "А вот поэт Витя К.
стоит." И где-то потом появилась строчка: "Мы ехали в автобусе и вдруг
увидели поэта Витю К. Он стоял и гордо подпирал собой фасад пятиэтажного
крупноблочного дома".
"Милый! Уже весна. Так хочется в поле, в цветы. Город пыльный и злой. Может ты
зайдёшь ко мне сегодня? Зайди!"
"Ужасно болит голова, а тело какое-то зыбкое, водянистое. Я смотрю на него и не
могу понять зачем оно мне. Твой брат напоил меня вчера каким-то зельем, а потом
приставал. Я разделась и танцевала на его письменном столе. Он хохотал и читал
стихи про пончики. Твоё имя он и слышать не хочет."
Ты входишь и кидаешь лакею на поднос визитную карточку. Лакей молча уходит и
через минуту появляется вновь. "Просят!", говорит он. Тебя с улыбкой встречает
жена хозяина дома. "Милости просим, присаживайтесь!" Подходишь к хозяйской
ручке, мило улыбаешься и усаживаешься в кресло. В комнату влетает резвое дитя, на
ходу приседает и летит куда-то дальше. А вот и он сам. Подобрел, длинные волосы
ещё без серебра, густая чёрная, как смоль, борода. "Дорогой! Сколько лет!?"
Голос у него зычный, бархатный. "Каким ветром?" Обращаясь к жене: "Душенька!
Распорядись чайку."
Так вслух мечтал Таранов, сидя передо мной на диване в грязном халате. Я смотрел
на него и мне очень хотелось чаю.
Вчера собрались в доме у поэта К. Читали стихи Кузьминского, Чейгина,
Хлебникова, Ваши стихи. Стихи Хлебникова всем очень понравились.
Мы все насквозь прослюнявились.
Я вижу небольшой жёлтый домик. В домике комнату. Посреди комнаты стоит старинный
письменный стол. На столе пожелтевшие бумаги, пепел, сор. Часть комнаты
огорожена железной решёткой. За решёткой сидит человек и о чём-то напряжённо
думает. В комнату входит женщина и просовывает человеку картофелину с куском
хлеба. Потом она вздыхает и выходит из комнаты. Сквозь стенку человеку слышны
голоса. "Ну что, ест?", спрашивает старуха. "Ест", отвечает женщина.
Человек беззвучно жуёт, а из глаз его капают слёзы.
Улица, двор, второй двор, снова улица, через улицу в следующий двор. Последняя
курица жмурится.
Теперь-то я знаю кто Вы! Долго я думал, гадал, сравнивал. Вы и Ваш братец долго
водили за нос весь город. Но со мной у Вас этот номер не прошёл. Я слишком
хорошо узнал Вас обоих и теперь-то знаю, что не существуют два брата, которые
якобы ненавидят друг друга. Есть одно лицо, один человек. Трепещите, теперь я
узнал эту Вашу тайну.
Копают землю в садах
И только пустые бутылки находят.
Крови было сколько угодно. Она текла поспешно и послушно, словно радуясь
представившейся ей свободе. Было совсем не больно и даже радостно, что она так
споро льётся. Казалось, что это весенние воды ломая всё на своём пути, рвутся
вперёд, чтобы заполнить собою море, зажечь его и осветить на миг мир.
Письмо №32
Коля Лысенков сел на скамейке в садике, достал из портфеля шариковую ручку, лист
бумаги и нервно оглянувшись, принялся писать ровным, детским подчерком:
"Я, Лысенков Николай, писатель и поэт, года рождения..."
Тут он задумался, вспоминая дату своего рождения, а потом вспомнив, продолжал
писать:
"... года рождения 1947-ого, теперь сижу на скамейке в садике под названием
"Собачий". Кто найдёт сию записку, пусть вспомнит, что и я не из последних
русских поэтов был здесь. И сколь ещё Вас таких будет здесь, о юноши, мои
потомки-поэты! Таких же обездоленных, голодных и таких же гордых как я. Пусть
Вас все будут презирать, не любить, третировать, пусть! Не падайте духом! Живите
как жил я, в гордом вакууме. Никто и никогда не напишет обо мне. У меня нет
друзей, свою судьбу, своё имя я вручаю вам, своим братьям потомкам. А если и
напишут про меня, то только плохое, но это не верно и вы не верьте этим басням.
Однажды зимой я шёл по улице и передо мной упала огромная глыба льда. Ещё
немного и она упала бы мне на голову, и тогда бы я сразу попал в царство
небесное, но я благодарен Богу, что остался жив. Я должен был что-то
оставить людям: свои стихи, свою прозу. Я понял, что у меня талант, я актёр.
Очень многие фильмы мне нравятся и актёры тоже. Любите же так как я белые ночи.
Можно ходить по набережным, думать о чём угодно: о пустяках, о своих новых
носках, о маленьких девочках. А потом возвращаться домой и мечтать уже лёжа.
Однажды я растил бороду. Она сильно чесалась. Лучшие женщины Петербурга любили
меня. Любовь! Моя мама и папа уезжали на дачу, а я оставался один и любил."
Коля кончил писать и свернул лист бумаги трубочкой. Затем он достал из портфеля
бутылку вина, открыл её и стал пить из горлышка жадными глотками. Изредка он
отрывался от бутылки и озирался по сторонам. Когда бутылка была опорожнена, Коля
аккуратно засунул в неё своё послание и заткнул бутылку полиэтиленовой пробкой.
Затем он поднялся и пошёл за кусты, где у него заранее была выкопана ямка. Он
положил в неё бутылку и засыпал её землёй, а затем отправился пить кофе в
кофейню. Подпирая стену, у кофейни стоял Витя К. Увидев его, Лысенков
засуетился, полез в портфель, достал лист бумаги и дал его Вите. Витя читал, а
Коля с гордостью говорил ему - Я поэт, Витя! А в это время в садике, давно
наблюдавший за Колей алкаш, достал из ямки бутылку и выковыривал из неё Колино
послание.
Письмо №33
На нём нелепая шляпа похожая на старинный котелок и потом у него какое-то
придурковатое выражение лица. Он стоит и говорит с какой-то девушкой, а затем,
улыбаясь, подходит к нам. Кажется, я ошибся, он не глупый, он хитрый. Читает
Шекспира и острит. Наша знакомая хохочет. Женское нижнее бельё должно быть
взрывом бело-розового, говорит она ему. Все вместе идём пить кофе.
- Ну ты
идиот, иди сюда, я тебе кофе взял!
Идиот бежит и хватает чашку.
Ах, какая она вся светленькая! по только зачем у неё эта резиночка от шапочки
под подбородком? Какой-то старушечий вид у неё из-за этого. Ведь и горлышку
наверное больно, нельзя разве по-другому шапочку носить? А этому барсучку что от
неё надо? Увивается, лебезит, хочет понравится наверное. Только я думаю, вряд ли
у него это получится. У светленькой такой надменный вид и смотрит она куда-то
мимо, рассеянно. Может о чём мечтает или может она шизнутая?
Почему-то все фотографы очень громко смеются. Когда я был фотографом, то тоже
очень громко смеялся. Может это от того происходит, что фотографы больше видят,
чем остальные люди, или же видят всех людей насквозь. Теперь я смеюсь очень
тихо, я давно уже не фотограф.
А сколько их было, есть и будет молодых талантливых сторожей на автостоянках!
Когда этот, с тихим голосом и в очках, говорит о голодовках как о способе
вылечивания болезней, я замечаю как у него текут слюнки в предчувствии вкусного
обеда. И ещё этот тонконогий ублюдок... Эти его наглые глаза и кривые причмокивающие губы. Эта его идиотская манера разговаривать на блатном жаргоне.
Это красное от вина и крови лицо готово вот-вот лопнуть и растечься красной
лужицей. Этот потерянный шлейф с протянутой рукой - Тряснем старик!
Мне кажется, что когда-нибудь мы все узнаем
о неприглядной роли, которую играет
один из наших знакомых. Я почти уверен, что он существует этот человек, но кто?
Этого пока никто не знает.
Театр. Скоро начнётся комедия. Театр комедии. Потоком люди и солдаты. Все суровы
как подводные лодки. Между входными дверьми в театр на полу стоит патефон.
Шведов сидит на корточках и ставит пластинку с вальсом. Это единственная
пластинка. Март месяц. На улице весна. Хочется всех обнять,
поцеловать и еще - выпить вина. Продаём патефон и в парадной выпиваем.
Хочется ещё , но денег больше нет. На улице уже темно и холодно. Становится
тоскливо и противно. Нет, с меня сегодня хватит. Скорей домой с этой улицы, а то
ведь и с ума сойти можно, были же здесь такие случаи!
Письмо №34
"Ночной горшок прохаживался по квартире." Великолепно!, подумал Хватов и
продолжал писать. "В темноте он наткнулся на бабку. Та, в свою очередь
наткнувшись на горшок, подумала, что она уже и старуха, и те великолепные
годы молодости, когда любовники приносили ей ночные горшки прямо в постель,
прошли. Что теперь ей, старухе с подагрой приходится идти самой в туалет да ещё
сталкиваться в коридоре с неизвестным ей ночным горшком. И откуда он взялся?
Наверное соседский. И почему они его не запирают в комнате когда уезжают на
дачу? Горшок насупился." Тут Хватов расхохотался представив себе как будет
читать знакомым этот рассказ и как всем будет смешно, когда они услышат о
думающем ночном горшке. Хватов смеялся и брызги слюны разлетались из его рта в
разные стороны. За этим занятием его и застал подошедший худой, сутуловатый
юноша. "Прости, что я опоздал", начал говорить он. "Я тебе деньги завтра отдам.
Давай договоримся на завтра. Позвони мне домой утром." Вот ведь сволочь, подумал
Хватов и сказал: "Ладно, не к спеху. Послушай я тебе свой рассказ почитаю.
Только он ещё не до конца написан." Молодой человек побледнел, но однако сел
рядом с Хватом и приготовился слушать. Пока Хватов заикаясь и захлебываясь
читал, сутулый юноша представлял себе ночной горшок из чистого червонного золота
и ещё много других дорогих вещей.
* * *
1.0.014. Тусклое освещение Невского сменяет темень
Малой Садовой. Огни у входа погашены. Швейцар отказывается впустить, жестами
показывает, что мест нет. Извозчик торопит. Ответными жестами умоляю открыть
дверь. До трагической развязки дело не доходит. За стёклами возникает
длинноволосая голова Введенского.
|
Игорь Бахтерев. Когда мы были молодыми. -
"Воспоминания о Заболоцком". М., 1977.
/ЗК № 38/. |
6.0.020. Вот огибаю газетный киоск /кто-то наступает
на ногу, кого-то толкаю/ и замечаю рыжебородого родственника в мышином пальто и
заячьей шапке, курящего; рядом марк аврелий* со сломанной рукой.
|
Тексты из книги "Записки блудного сына"
Бориса Ванталова /Бор.Мих. Аксельрод/,
1978.
*
марк аврелий - Валера Шведов. А ручку ему тогда сломал художник Клыков.
/прим.
моё, Ника/. |
Читай и перечитывай!
/Каки Игоря Северянина/
|
Как жизнь без роз сера!
*
Поцелуй головку флейты -
И польётся нежный звук.
*
Так вот где ты покоишься! и - как!
*
Я кончаюсь в неясном усилье...
*
Что ни верста - всё шире, шире
Его надменная струя.
*
О мы! О белочка! О птенчик!
*
Мой палец /... белый червь .../ -
любовник.
Игорь Северянин "Стихотворения", Л-д 1975.
|
|