ВЕЛИКОЕ СИДЕНИЕ. ЕВРЕИ И РУССКИЕ. ЗАВЕТНЫЕ СКАЗКИ.


 

        Девки приехали с раскопа, навезли на Плехановскую к Нике костей и черепков, разложили на веницейском мозаичном столике. Сидим, пьем чай. Приводит Сеечка Григорьев, театральный художник из Грозного, своего кузенчика. Входит Рапопортик, огляделся: "Как здесь мило!" Мы фыркаем. "Какие здесь милые стульчики!" /Еще бы, александровский и павловский ампир/. Мы - лежим. "Какие здесь милые косточки..." Ника не выдерживает: "Это не косточки. Это остатки вчерашних гостей!" /Из нашего "фирменного" анекдота о Диком Западе/.
        Так он мне и запомнился, как видел его в 64-м. Потом появлялся еще, уже на Бульваре, опять же с Сеечкой, показывал какую-то книжную графику. Не запомнил. И так до 74-го: кузенчики-"кузнечики", милота, чаи, робость...
        В 74-м принес показать работы, уже после моей выставки "23-х". Хотел выставиться с Васми, Шалем Шварцем, Арехом, Шагиным, Жилиной. Эту выставку сделать я не успел, как и отснять уникальнейшую коллекцию Жилиной. Может, Птишка отснимет? Наталья, вроде, его удочерила, или замуж взяла, так что фотограф - в доме...
        А представлял Рапопорт - возрастно и эстетически - группу ленинградских "барачников", хотя и учился у Акимова в театральном. Вместе с Целковым-Михновым-Кулаковым-Тюльпановым и иже. Но робок был Алик. Углублен и религиозен. Причем: смешалось в нем - византийское православие с родовым иудаизмом. Жил в коммуналке, с женой Аришей, специалистом по персидским коврам и черепкам, и сыном Володей. Там и сделан портрет для заставки, на фоне талмудической монументальной живописи Алика.
        Еврей? Русский? В России он был евреем. В России евреем быть - невыгодно, и поэтому он был им. Здесь, в ответ на предложения продолжать рисовать на еврейские темы - что выгодно - Рапопорт выставляет распятия и оформляет "Заветные сказки" в духе лубков. И дымковской игрушки. Потому что это - невыгодно. Но потому, что русская культура - вошла в плоть и кровь его, как и русский язык.
        Более робкого, беззащитно-безответного человека - я себе не представлял. Алик - не лидер, и лидером никогда не был. Он - участник. Но зато участник, на которого можно положиться. Как на каменную.
        Сидели у Людмилы Кузнецовой, в январе 75-го. Ленинградцы, во главе с Жаркихом, привезли в Москву свои работы. Назвали дипов и коров, а помещение дала - Людмила, поклонница и меценатша. И началось сидение в Брестской крепости: менты окружили весь дом, иностранцев во внутрь не пропускали, и мегафонами уговаривали художников сдаться. Сдавались поодиночке - то папу Росса привезут, уговаривать сына, то шкап Есауленко марширует на Ленинградский вокзал в сопровождении ментни. Голодать - не голодали: доброхоты и бабы носили харчи и кидали в окошко, благо первый этаж. Но сдавались. На который-то день сидения - из первоначального десятка, не то дюжины - остались два человека: Жарких /капитан корабля, ему и положено - последним/ и тихий "кузнечик" Алик... Сдавались киты, бойцы и борцы, сдавались те, кто орали - а Алик тихо сидел ДО КОНЦА.
        Так, до конца - отсидел свой срок тихий еврей Илюша Бокштейн. Не шумя, не крича и не выступая. Сам капитан Толик Радыгин уважает его.
        Вот на этих-то кочегарах и матросах 2-го и 3-го класса - и плыл наш корабль. На участниках, а не лидерах только.
И участвовал Рапопорт в Газа, и в Невском, и на еврейской, участвовал в Москве и участвовал в Питере - об этом см. в его письмах.
        Сейчас - в Калифорнии. Один из немногих профессионалов, знающий искусство новое и древнерусское - он и здесь "сбоку-припеку": на кому нужно знать искусство иконы? Икона на Западе - это ТОВАР, но никак не искусство. Как, впрочем, и для Глазуновых в России...
        Еврей? Русский? Не пьет, не поёт, работает почасовиком в печатне, выставляется, где придется и, практически "за так" /за афишку-приглашение к выставке своей/ оформил афанасьевские сказки. Тот том, не вошедший в полное и тиснутый предположительно, Герценом - в Швейцарии в прошлом веке, впервые оформлен художником. Почему он и здесь. С "обратными иллюстрациями", моими. Русские сказки...

 


см. также: ККК о худогах. Алек Рапопорт.

 

 

 
        опостылело постное кумовство, полегли хуи ковылями, солнце не вставало, дрожало на грани золы, не вставала заря, не стояли колеса в пути, тихой дрожью осина ростила грибы, вырос гриб дождевик бородавкою волчий табак, сжатый пальцами - фук! - насмехается, кажет свой фиг, дева между опущенных век - рдеет мак - дева ловит свой миг, скользок гриб трутовик /трутень пчелку увлек, с нею лег/, в поле викой растет, повиликой цепляясь за щель, вьется хмель, тихо дева смеется над ним во хмелю, из дупла дятел кажет свой клюв /клюв твой мягок, кулик, и унывен твой лик, да и сам ты кулик, невелик/, выступает удод, он разряжен, урод, ростом мал, его уд весит пуд. дева трогает пуп, а над девою поп, ударяет удилищем в лоб. это лапоть лепечет и печень печёт, дева черной водою течет
 

/хотэль цум тюркен/

        шла баба по воду, качала ведром, трясла бедром, а он налетел - сбил с ног и снизу лег: поди, разберись, еблись или не еблись
 

/гозиас, из письма/

        прилетела ворона, стала воровать ягоды и упала в колоду, в воду. Упала в воду, торбалась, торбалась, торбалась, да и выторбалась и полезла по краю-то. Лезла, лезла, лезла, да и стала сохнуть. Сохла, сохла, сохла, да и высохла. Ветер дунул, да опять ворона упала в колоду, да опять и торбалась, торбалась, торбалась, да и выторбалась... и т.д.
 

/сказки терского берега

белого моря/

        паучок - ног пучок - выткал и поволок нитку под потолок и там у лепного витка прилег. Там у лепного витка - его высотка, там северный полюс старательно соткан. Но вот к потолку, к лепному витку, тянется потолочная щетка - беда пауку! Пока паук набирался скульптурных наук, пауку и каюк. И конец паутине в щеточной жесткой щетине. Мысль паука: "Боже! Как я одинок! До чего же щетка меня многоножей ! До чего относительно количество ног!"
 

/семен кирсанов/

        задери подол, загляни в подпол, засунь предплечье в подпечье - рогачом в чрево, села дева на древо, на плакучую иву, стоящую криво возле той речки, где блеют овечки, возле той речки, что течет в Туле, что течет втуне, что течет в поле, что течет в холе... Я стою в холле, меланхолия, ипохондрия - иноходью жеребца /холостил коновал/, головою кивал, влажным оком кобылы косил...
 

/китоврас/

        могла я в юности увлечься да готовя щи улечься с прохожим дядей на плите ну а теперь года не те могла я лечь куда попало на грунт на снег на лёд на шпалы на гвозди с йогом из мадраса не нужно было мне матраса могла я в юности лечь спьяну на арфу или фортепьяну спиною извлекая звуки от плясовой до бугивуги под паровоз или под танк могла забавы ради лечь теперь себя веду не так должна здоровье я беречь
 

/владимир уфлянд/

 

 

 

 

Москва, 1976 г.

Квартира Люды Кузнецовой на Большой Садовой, 70.

Фото: А.Рапопорт.

   Андрей Геннадиев.  

Работы А.Рапопорта

у Л.Кузнецовой

Верхний ряд: Жарких.      

Верхний ряд: А.Геннадиев,

средний: Дышленко

    Нижний ряд: Петроченков.
    Верхний ряд: А.Арефьев и Овчинников
У окна: Есауленко.

Люда Кузнецова объясняет ситуацию кому-то через окно.

Средний ряд: Дышленко и Овчинников.

Нижний ряд: Филимонов.

 
 
 
Ленинград, 1976 год.

Невский Дом Культуры.

 

Фото: А.Рапопорт.

Архив: А.Рапопорт.

Работы А.Рапопорта сквозь модуль Леонова.
Работы А.Рапопорта "Ужин" и "Портрет сына"
Басин, Рапопорт и Манусов
            Зрители
Зрители у Тюльпанова
 
Н.Любушкин,

В.Михайлов,

А.Рапопорт.

Фото: И.Рапопорт.

 
 

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 5Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга