ВЕЛИКОЕ СИДЕНИЕ. ЕВРЕИ И
РУССКИЕ. ЗАВЕТНЫЕ СКАЗКИ.
Девки приехали с раскопа, навезли на Плехановскую к Нике костей и черепков,
разложили на веницейском мозаичном столике. Сидим, пьем чай. Приводит Сеечка
Григорьев, театральный художник из Грозного, своего кузенчика. Входит Рапопортик,
огляделся: "Как здесь мило!" Мы фыркаем. "Какие здесь милые стульчики!" /Еще бы,
александровский и павловский ампир/. Мы - лежим. "Какие здесь милые косточки..."
Ника не выдерживает: "Это не косточки. Это остатки вчерашних гостей!" /Из нашего
"фирменного" анекдота о Диком Западе/.
Так он мне и запомнился, как видел
его в 64-м. Потом появлялся еще, уже на Бульваре, опять же с Сеечкой, показывал
какую-то книжную графику. Не запомнил. И так до 74-го: кузенчики-"кузнечики",
милота, чаи, робость...
В 74-м принес показать работы, уже
после моей выставки "23-х". Хотел выставиться с Васми, Шалем Шварцем, Арехом,
Шагиным, Жилиной. Эту выставку сделать я не успел, как и отснять уникальнейшую
коллекцию Жилиной. Может, Птишка отснимет? Наталья, вроде, его удочерила, или
замуж взяла, так что фотограф - в доме...
А представлял Рапопорт - возрастно и
эстетически - группу ленинградских "барачников", хотя и учился у Акимова в
театральном. Вместе с Целковым-Михновым-Кулаковым-Тюльпановым и иже. Но робок
был Алик. Углублен и религиозен. Причем: смешалось в нем - византийское
православие с родовым иудаизмом. Жил в коммуналке, с женой Аришей, специалистом
по персидским коврам и черепкам, и сыном Володей. Там и сделан портрет для
заставки, на фоне талмудической монументальной живописи Алика.
Еврей? Русский? В России он был
евреем. В России евреем быть - невыгодно, и поэтому он был им. Здесь, в ответ на
предложения продолжать рисовать на еврейские темы - что выгодно - Рапопорт
выставляет распятия и оформляет "Заветные сказки" в духе лубков. И дымковской
игрушки. Потому что это - невыгодно. Но потому, что русская культура - вошла в
плоть и кровь его, как и русский язык.
Более робкого,
беззащитно-безответного человека - я себе не представлял. Алик - не лидер, и
лидером никогда не был. Он - участник. Но зато участник, на которого можно
положиться. Как на каменную.
Сидели у Людмилы Кузнецовой, в январе
75-го. Ленинградцы, во главе с Жаркихом, привезли в Москву свои работы. Назвали
дипов и коров, а помещение дала - Людмила, поклонница и меценатша. И началось
сидение в Брестской крепости: менты окружили весь дом, иностранцев во внутрь не
пропускали, и мегафонами уговаривали художников сдаться. Сдавались поодиночке -
то папу Росса привезут, уговаривать сына, то шкап Есауленко марширует на
Ленинградский вокзал в сопровождении ментни. Голодать - не голодали: доброхоты и
бабы носили харчи и кидали в окошко, благо первый этаж. Но сдавались. На
который-то день сидения - из первоначального десятка, не то дюжины - остались
два человека: Жарких /капитан корабля, ему и положено - последним/ и тихий
"кузнечик" Алик... Сдавались киты, бойцы и борцы, сдавались те, кто орали - а
Алик тихо сидел ДО КОНЦА.
Так, до конца - отсидел свой срок
тихий еврей Илюша
Бокштейн. Не шумя, не крича и не выступая. Сам
капитан Толик
Радыгин уважает его.
Вот на этих-то кочегарах и матросах
2-го и 3-го класса - и плыл наш корабль. На участниках, а не лидерах только.
И участвовал Рапопорт в Газа, и в Невском, и на еврейской, участвовал в Москве и
участвовал в Питере - об этом см. в его письмах.
Сейчас - в Калифорнии. Один из
немногих профессионалов, знающий искусство новое и древнерусское - он и здесь "сбоку-припеку":
на кому нужно знать искусство иконы? Икона на Западе - это ТОВАР, но никак не
искусство. Как, впрочем, и для Глазуновых в России...
Еврей? Русский? Не пьет, не поёт,
работает почасовиком в печатне, выставляется, где придется и, практически "за
так" /за афишку-приглашение к выставке своей/ оформил афанасьевские сказки. Тот
том, не вошедший в полное и тиснутый предположительно, Герценом - в Швейцарии в
прошлом веке, впервые оформлен художником. Почему он и здесь. С "обратными
иллюстрациями", моими. Русские сказки...
опостылело постное кумовство, полегли хуи ковылями, солнце
не вставало, дрожало на грани золы, не вставала заря, не
стояли колеса в пути, тихой дрожью осина ростила грибы,
вырос гриб дождевик бородавкою волчий табак, сжатый пальцами
- фук! - насмехается, кажет свой фиг, дева между опущенных
век - рдеет мак - дева ловит свой миг, скользок гриб
трутовик /трутень пчелку увлек, с нею лег/, в поле викой
растет, повиликой цепляясь за щель, вьется хмель, тихо дева
смеется над ним во хмелю, из дупла дятел кажет свой клюв
/клюв твой мягок, кулик, и унывен твой лик, да и сам ты
кулик, невелик/, выступает удод, он разряжен, урод, ростом
мал, его уд весит пуд. дева трогает пуп, а над девою поп,
ударяет удилищем в лоб. это лапоть лепечет и печень печёт,
дева черной водою течет
/хотэль цум тюркен/
шла баба по воду, качала ведром, трясла бедром, а он налетел
- сбил с ног и снизу лег: поди, разберись, еблись или не
еблись
/гозиас, из письма/
прилетела ворона, стала воровать ягоды и упала в колоду, в
воду. Упала в воду, торбалась, торбалась, торбалась, да и
выторбалась и полезла по краю-то. Лезла, лезла, лезла, да и
стала сохнуть. Сохла, сохла, сохла, да и высохла. Ветер
дунул, да опять ворона упала в колоду, да опять и торбалась,
торбалась, торбалась, да и выторбалась... и т.д.
/сказки терского берега
белого моря/
паучок - ног пучок - выткал и поволок нитку под потолок и
там у лепного витка прилег. Там у лепного витка - его
высотка, там северный полюс старательно соткан. Но вот к
потолку, к лепному витку, тянется потолочная щетка - беда
пауку! Пока паук набирался скульптурных наук, пауку и каюк.
И конец паутине в щеточной жесткой щетине. Мысль паука:
"Боже! Как я одинок! До чего же щетка меня многоножей ! До
чего относительно количество ног!"
/семен кирсанов/
задери подол, загляни в подпол, засунь предплечье в подпечье
- рогачом в чрево, села дева на древо, на плакучую иву,
стоящую криво возле той речки, где блеют овечки, возле той
речки, что течет в Туле, что течет втуне, что течет в поле,
что течет в холе... Я стою в холле, меланхолия, ипохондрия -
иноходью жеребца /холостил коновал/, головою кивал, влажным
оком кобылы косил...
/китоврас/
могла я в юности увлечься да готовя щи улечься с прохожим
дядей на плите ну а теперь года не те могла я лечь куда
попало на грунт на снег на лёд на шпалы на гвозди с йогом из
мадраса не нужно было мне матраса могла я в юности лечь
спьяну на арфу или фортепьяну спиною извлекая звуки от
плясовой до бугивуги под паровоз или под танк могла забавы
ради лечь теперь себя веду не так должна здоровье я беречь
/владимир уфлянд/
Москва, 1976 г.
Квартира Люды Кузнецовой на Большой Садовой, 70.
Фото: А.Рапопорт.
Андрей Геннадиев.
Работы А.Рапопорта
у Л.Кузнецовой
Верхний ряд: Жарких.
Верхний ряд: А.Геннадиев,
средний: Дышленко
Нижний ряд: Петроченков.
Верхний ряд: А.Арефьев и Овчинников
У окна: Есауленко.
Люда Кузнецова
объясняет ситуацию кому-то через окно.