АВСТРАЛИЙСКИЙ АБОРИГЕН ПАША САУТЕР



/Из дневника Юлии/

11 января /76/.
. . . . . . . . . . . . .

        Да, забыла тебе рассказать о Павле. Он звонит мне часто и часто говорит о тебе - всегда с неизменной нежностью. Ты мне о нем напиши. Я чувствую, что этот человек не просто так появился в моей жизни и не просто так уйдет из нее. Странный мир открывается через него. Вернее, тот мир не странен - я и сама его хорошо знаю, хотя и не ломлюсь в него столь агрессивно, как он. Странна его дорога в тот мир.
 

3 февраля
. . . . . . . . . . . . .

        Ко мне удивительно относится Павел Саутер. По-моему, он меня боготворит. По нескольку раз в день звонит мне из своей больницы, читает стихи и говорит всякие чудеса. Болен человек страшно. Сейчас я у него, вроде, как свет в окошке. Посмотрим, что будет дальше. Если моя персона в чём-то и чем-то украшает его мир - ради Бога! Пускай любуется, пишет мне стихи и выздоравливает. Вот только что с ним дальше делать - совершенно не представляю. Не хотела бы я, чтобы ото всей болезни он избавился, а от меня - нет. Ибо я тоже - болезнь. Любить меня - анормально. Да и хватит уже - 35 лет. Вот. И вообще - "В горах мое сердце".
 

16 февраля
        Странный поклонник появился у меня, Костенька. Это Павел Саутер, безумный человек. Не знаю, чего от меня ему надо. Он с декабря в больнице им. Скворцова-Степанова. На свадьбу Наталии он оттуда удрал. Но у меня на этой свадьбе завязался смешной роман, за который мне здорово достается от "второй литературной действительности". "Нам можно, а тебе - нельзя", - заявляют мне друзья.
        Папа живет сейчас у своей мамы, так что я вовсю пользуюсь своей свободой. Называется это мероприятие "маленьким зимним романом". /Обычно, у Юлии были "летние", когда детишки на даче. - ККК/
        Ах, Костенька! Да разве можно любить кого-нибудь, кроме тебя на этом свете? Чем дольше я на нем живу, тем более в этом убеждаюсь. Мелок пошел русский мужик, мелок. И все безобразия, творящиеся в мире, творятся по его вине. Какая пропасть между мною и всем мужеским полом! Я женщина, на мне ответственности-то почти никакой, а я воюю. Эти же гаврики ... - чем их пронять? Могут ли они жить по-человечески? Что их разбудит, что заставит действовать?
        Так могу ли я любить тех, кто заведомо слабее меня? Скучно быть женщиной, Костенька, ох, как скучно!
 

29 февраля
        Окончен "мой маленький зимний роман". Пускай останется зимним. Сегодня простилась с его героем и даже запретила ему появляться у меня в доме. До поры. Пускай все забудется. Нет, не люблю я мужчин! Не нравятся они мне и как явление, и как понятие, а уж как событие - и подавно! Не понимаю Трифонова, нет, не понимаю. Впрочем, дамский пол я тоже не очень жалую.
        ........ /стихи, пропускаю. - ККК/
        Костенька! Павел Саутер твердит по телефону о своих намерениях поехать к Шемякину. Зовет меня с собой. Ну, вариант со мной, конечно, не пройдет: если я и поеду, то одна. Даже без Папы. Одного сына возьму с собой, старшего. А младшего оставлю с отцом и бабушками. Подрастет - сам решит. Впрочем, речь не обо мне, я отвлеклась и увлеклась.
        Так вот - Павел Саутер. Он хочет к Шемякину. Но болен он страшно. Пустят ли его? Нужен ли он Шемякину - вот в чем вопрос. Но и здесь ему не жить. Он сам себя затравил, как зайца. Не знаю, что он был, когда был здоров, но сейчас он жить не в состоянии никак и нигде. Правда, он умеет взваливать ответственность за себя на чужие плечи и, в основном, кажется, на дамские плечи. Ну вот, например, со мной. Я ему объясняю, что для меня пребывание в больнице дольше одной минуты опасно. Я не переношу советских лечебниц для бедных, я не переношу этой медицины. Страшнее же всего - дурдома. После Плюща я слышать о них не желаю, не то что видеть. А Павел требует от меня посещений. Я твержу ему: "Не могу! Не могу! Я от этого сама заболею: мне там невыносимо страшно!" Нет - приезжай и все. Звонит он в любое время дня и ночи: в полночь, в 4 утра, в 7. Соседи ругаются, муж ворчит, друзья смеются. Господи, да за что это мне!
        И чем я могу ему помочь? Я к нему никаких чувств, кроме дружеских, само собой, не испытываю. Да я и в его любовь не верю: мне кажется что это - болезнь и ничего более. Чего-то он там себе навыдумывал, а я - расхлебывай. Конечно, когда он читает посвященные мне стихи, когда вслух на меня молится, я распускаю уши, как паруса. /Все мы, бабы, трясогузки и канальи./ Но ведь это не грех? За что же такая тяжесть на душу?
        Напиши мне при случае, что это за человек и что с ним делать.
. . . . . . . . . . . . .

 

8 марта
        Нынче 8 марта начинается Великий пост. Вот нам, бабам, и праздничек!
        Решила я поститься. А потом, где-нибудь в конце поста - креститься. Пора уже, а то безобразие какое-то получается: верую безо всяких сомнений, а у исповеди не была ни разу в жизни и в церковь хожу, как в гости. Надо все привести в порядок, правда?
        Живем по-прежнему - весело и трудно. Наталья нервничает, я хандрю. И все - работаем.
        А я покрасила волосы в белый цвет. Вот.
 

29 марта
. . . . . . . . . . . . .

        Совсем плох Павел. Сегодня я покажу его одному гипнотизеру, моему другу. Похоже, что этот человек сумеет ему помочь. Других надежд у меня нет.
        Боюсь я и за Гума: все-таки этот человек, который никого не любит, зовет меня "мамой". Я не могу о нем не тревожиться. Здесь он со своим одиночеством справлялся, ибо вырос в стае волчат и привык в любом человеке видеть потенциального врага. Здесь это помогало ему жить. А там? Здесь он знает, что это он САМ отказался искать любви и привязанности. Там, среди чужих, он будет знать, что искать их почти бесполезно. Дай Боже этому волчонку стать волком! Он так выбрал, его выбрали для такой жизни - пусть так и живет. Интересно, как ты станешь к нему относиться там?

........... /следуют стихи "К Наталии" - см. - ККК/
 

30 марта
        Сегодня соседи Павла Саутера сказали мне, что позавчера его забрали в больницу. Дома он был уже две недели. Кажется, он уже не выйдет. Жаль, что я не успела показать его своим лекарям-парапсихологам, но думаю, что и это бы его не спасло. Жаль. Кромешно жаль: разрушен удивительный и прекрасный человек. Он боготворил Шемякина, мечтал поехать к нему. Радоваться можно только тому, что больница удержала его от самоубийства.
        Чёрт возьми! Знаю, что спасти его я не могла, но его странная любовь, с которой я не знала, что делать, заставляет меня чувствовать какую-то вину. Ну что ж, принимаю. А запишу все на тот же счет под названием "Что с нами делают". У Ю. Олеши есть пьеса "Список благодеяний". Когда-нибудь я соберусь и составлю такой список.
 

Больше в дневниках Юлии о Саутере ни слова. С 76-го года.
 

 

 

2
 

        Мой друг Паша Саутер писал рОман. "Ну что, Паша, пишешь рОман?" - спрашивал его Федор Иосифович Логунов, замдиректора Эрмитажа по хозчасти, обходя Халтурина и Зимнюю канавку. "Пишу, Федор Иосифович!" "Ну, пиши, пиши!", соглашался тот и шел обходить дальше. А Паша "лопатой и движком" "работал на морозе со снежком" /Охапкин/. Гребли снежок, иногда мокрый, сваливали его в Зимнюю канавку, а актер Миша Никитин свалился и сам, под лёд, вылез, однако. Федор Иосифович тут же заподозрил его /почему-то он, кроме Паши, всех называл - "Славка"/: "Ну, ты, Славка, сам нырнул, чтоб не работать!" На набережной Невы и Дворцовой снег забирали "хапы" /это такая машина, с гребками и конвейером/ и валили в грузовики. Но у поребрика снег оставался нетронутым, и его подбирали лопатами. Особенная возня была со снегом на краю газона: "Счищать на ширину ГРАНИТНОЙ ЛЕНТЫ", как объяснял им я. Так и окрестили меня "генералом поребрика". Паша греб задумчиво, медленнее его работал только Олежка Лягачев - тот просто отключался в транс, воткнет лопату и стоит, согнувшись. Фаиночка Павловна подходит: "Олежка, ты жив?" "Аааа..." - вынимает лопату и медленно продолжает грести. Несли однажды здоровенную лестницу, поворачиваем в Расстреллиевскую галлерею, у сортира, задним идет Олежка - и слышим жуткий грохот: какой-то идиот /вероятно, Логунов/ распорядился поставить на углу здоровенный застекленный щит, на дубовом треножнике "а ля барокко", с надписью: "Просьба обувать тапочки" - и вот этот щит загремел, на беломраморный пол! Мы чуть лестницу не уронили, а Олежка, знай себе, несет. На него, если б люстра упала - он бы тоже сказал: "Ааа..."
        А Паша Саутер "а" не говорил. Но зато он писал роман "об австралийских аборигенах". Собирался купить полпуда сальных свеч, уйти в подполье и писать этот роман. Спрашиваем: "Паша, а что ты знаешь об австралийских аборигенах?" "А ничего не знаю, но разве это так важно?" И был, по своему, прав. Пишут же коммунисты о гуманизме - а они о нем еще меньше знают. Паша же вполне мог написать этот роман.
        Держали нас два ангела, две женщины: Ольга и Фаиночка. Ольга, как мы ее называли, женщина была суровая, в войну связисткой была, "кирзой" от нее попахивало, но по-хорошему: пеклась о нас, как старшина о первогодках! Обе, по-своему, были красивы: блондинка Ольга, на вечерах одетая всегда немножко по моде 30-х годов /годиков она была, где-то, нас на 15 постарше/, и более юная Фаиночка - но тоже постарше нас, яркая брюнетка, бывшая натурщица - я был влюблен в Фаину, а Шемякин, звоня тут, пьяный, из Нью-Йорка уже - признался, что торчал на Ольге. Но они нас держали за мальчиков и относились, как старшие сестры. У Фаиночки только был роман с херром Суйковским /или сэром Хуйковским, как я его называл/, а в остальном никто похвастаться не мог.
        И Пашу Саутера они тоже любили. Как и все мы. А посмеивались - так от юности. Знали, что пишет что-то.
        И потом я встретил в 72-м, в Бехтеревке, боксера-экс-чемпиона Юру Еременко, который был соседом одной подруги на Воскова, к которой являлся по ночам Паша с огромными букетами цветов, чем будил всех соседей. Она его не пускала, и он сидел с цветами на улице.
        В 74-м-5-м и сам Паша нарисовался, после выставки в ДК Газа. Худой, заросший, жутко постаревший, он был и у меня на выставке, и в Газа. Попробовал я его "приспособить к делу" - написать чего об этих выставках. Принес 9 страничек непонятных каракулей, по отдельным словам и фразам - чувствую: очень интересно и серьезно, но расшифровать не берусь, пускаю факсимильно.
        Приходил он с милой девочкой, вроде Верой или Светой, я все уговаривал ее не бросать Пашу, а ВЫВЕЗТИ - не к Шемякину, зачем он ему, а на свет Божий, за кордон. Может, Паша и подышал бы напоследок, может, и написал бы чего. Может, даже, к австралийским аборигенам наведался бы...
        Но доканали Пашу психушки, неустроенность, голод, да и бабы рученьку тут приложили: не одна Юлия не могла понять его "странную" любовь.
        Где он теперь и как он, австралийский абориген Петербурга? Мы с Шемякиным тут, Олежка в Париже, Юлия в Германии, Ольга - в Эрмитаже...

 

 

2 апреля 86. Устал я. Страница эта сделана еще в Техасе, 6 лет назад, а события - и того старше: 22 года тому. И Юлия, автор дневника - за 7 лет в Хермании больше не нарисовалась, и Шемякина я вижу от случая к случаю - только реку переехать, а - зачем? Месяц назад попросил у него сделанного мною Роальда Мандельштама - его он так, за полгода в Италии, и не издал, Юпа зато издал. Попросил, и жду. В среду мне, говорит, три огромных рисунка Нахамкину сдавать /на оффициальное открытие в белых галстуках - где я не был приглашен, а Любимов - изволили быть, фото имеем. Любимова, щупающего "Древо жизни" Эрнста/, а мне - между прочим, тоже сдавать - еще 5 /ПЯТЬ/ томов антологии, к 20 апреля. И при этом доделать и просмотреть - все 3-3 с половиной тыщи страниц. А Мышь облажали на работе, румын, пришла домой злая, начала выпендриваться и получила по морде. Успокоения для - выпил 50 грамм водки и третью бутылку черного кончаю, больше в доме нет: не пил с октября. А кого это колышет? Мишу? Юлию? Сделал вот глоток - за Ольгу. И еще за Пашу приму.
 

А книгу /-и/ все одно, сдавать надобно...

 

Ольга Николаевна Богданова на Дворцовой набережной. 1975. Фото Приходько.
 
 
Паша Саутер

в каком-то советском присутствии /возможно, в больнице?/.

Фото из архива Юлии Вознесенской.

Год не указан. Фотограф - Папа?

 

Неплохие книги, по-моему. По крайней мере - я их могу читать. И перечитывать. Поскольку все это - моя аутобиография. Даже когда Паша Саутер. Еще на одном снимке его нашел.

Наверно, и пущу разворотом - но в который том?

Они все переплелись, как осьминоги, кроме первого.
Понизовского - Юлия поминает, не пустить ли фотку? Он у меня - в т.1, 2А, 2Б, ЗА /харьковском/ - почему бы не быть и в этом? Еще он у меня - во Львове, с Шаррадом.

А Паша Саутер - только тут.

И нету фоты Фаиночки Павловны...

Но я ее и так помню.
Пива осталось - треть пузырька /пинтового/, Мышь же и не подумает искать, поскольку - получив по морде.

Надоело это мне все...
 

Но это и есть - жизнь.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 5Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга