Константин К. Кузьминский

“ПИСМО НА ДЕРЕВНЮ ДЕВУШКЕ”

   

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

 

 

   

 

 

… по сю висит в инете (2005):

Творчество Кузьминского не бесспорно, но …

 

http://vestnik.rsuh.ru/40/vk40.htm

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

 

ФОНД “ЮРЯТИН” (Пермь)

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

   Идеология

   Замысел фонда выражен его названием. Как любой город с историей, Пермь не только административная единица, но и сложное явление культуры России со своим смыслом и судьбой. Преобразив Пермь в Юрятин на страницах “Доктора Живаго”, Борис Пастернак внёс в жизнь нашего города новый смысл. Благодаря роману в сознании миллионов читателей Пермь существует теперь и как Юрятин. ...

   В серии “Водолей” мы издаем книги поэтов русского зарубежья. Это совместный проект фонда “Юрятин” и Института современной русской культуры (Лос-Анджелес). Изданы книги А.Волохонского (Германия), А.Очеретянского (США), Е.Мнацакановой (Австрия), И.Близнецовой (США). Каждая из них стала первым изданием автора в России.”Водолей” служит развитию культурных контактов Перми, способствует утверждению ее авторитета в культурном мире России. Готовится к изданию: Выпуск 5: Константин Кузьминский. “Пермский диван”. Константин Кузьминский – одна из самых колоритных фигур русского поэтического зарубежья. Его подвижническая работа над монументальным 9-томным изданием “Антология новейшей русской поэзии у Голубой Лагуны” неоценима. Творчество Кузьминского не бесспорно, но без знакомства с ним представление о современной русской культуре будет неполным.

 

   ... имя Пастернака – это один из шансов Перми на общекультурное значение. ...

   Далее. По приглашению фонда Пермь посещают наиболее интересные и авторитетные литераторы современной России. В Перми уже побывали Иван Жданов, Ольга Седакова, Алексей Парщиков, Дмитрий Пригов, Сергей Гандлевский, Анатолий Королёв, Павел Басинский, Олег Павлов, Алексей Варламов, проведён большой творческий вечер Алексея Решетова. Тем самым фонд реально восстановливает прерванные за последнее десятилетие литературные контакты Перми и центра. ...

Фонд “Юрятин” приглашает к сотрудничеству. Наш адрес: 614600 Пермь, ГСП, ул. Букирева, 15, Пермский университет, корпус 5, к.111, фонд “Юрятин”. Тел: (3422) 39-66-21 E-male: VVA@uryatin.perm.su

 

(2004-2005)

 

– и о том же, но по другому адресу:

 

ИЗ ПИСЕМ АСЕНЬКЕ ЛЬВОВНЕ МАЙЗЕЛЬ, ПРИЯТЕЛЬНИЦЕ ДАРА...

 

                                                          ван-гог сам себе откусил ухо

                                                         (24 ноября 1997, при шнурове)

 

“... когда лимонов вырастя ушми

пытался стать великим меж мужми...”

(из поемок наталье медведевой, 1982, Ант., том 2Б)

 

“... митьки – стали тёплые и мягкие, как гавно. тем же и пахнут. ежели, в начале своей карьеры-движения они доброхотно отдавали свои уши ван-гогу, то теперь:

 

УХО НЕ ЗА ТАК

 

“Народный герой России Дмитрий Шагин принимает решение: ... предложить Холифилду свое ухо за один миллион долларов.”

(Василий Голубев, Николай Бех, “Профессиональное ухо”. Издательство “Mitkilibris”, СПб, XL Галерея, 1997)

“... ведь он не снимает последнюю рубаху, не делится корочкой хлеба... Сознание его меняется. ... Когда-то он отдавал ухо Ван-Гогу... Дмитрий – оставь свое ухо себе!”

(Елена Селина, “Сделай шаг”, указ. соч.)

“... он жертвует, дабы... Вот она, наша истинная евразийская жертвенность – ухо за миллион баксов... на тучной ниве самоокупаемости. Какая разительная разница... Какая доблесть!”

(К.Звездочетов, “Спасите наши уши”, указ. соч.)

– двусторонняя фактурного картона обложка, серебро и чёрное по синему; текст книги двуязычный, белым по чёрному, чёрным по белому, 8 стр., качественная печать Xerox'ом.

... а бурлюка – не себя! – сделанного мною, тиснули тяп-ляп, уменьшив и перекосив (весь мышиный макет, с выверенными линиями стихов и графики – полетел, в дурацком уменьшении), обложку – из женского нижнего делали, по-моему – гнусно-голубая, словом... 1000 экз. такого говна, штук 20-40 мне, а остальное?...

а “лепты” якимчук так и вообще, вроде, ксероксом тиснул, на скрепках, в жёлтой обложке – красная бамага вся повывелась?... а коммуняки – остались?...

словом, “меня там любят” и даже премии выдают (после того, как роздали их себе и всем, кому ни попадя: драгомощенке, б.и.иванову, шамшаду абдуллаеву, чорту в ступе...), премия белого – рупь на закусь и бутылку водки...

<(ванька толстой звонил из праги, сообщить-поздравить, но я сказался “не дома”, и премиальные речи выслушивала мышь... потом дочку, на кой-то ляд, дёрнули в питере на презентацию-присуждение, хорошо что меня там не было, а то бы я сблевал, или стошнил – по веничке, прямо им в зал...)>

... вот, асенька, начинаю брюзжать старчески – но ведь осатанеешь! ...”

(писмо к а.л.майзель, апрель 98)

 

... впрочем, как говорит – не кто-нибудь, а Гаспаров! – “Одинаково важны и Букеровская премия, и премия имени Андрея Белого, которую присуждали авангардисты, кажется, в виде рубля и бутылки водки.”

(“М.Гаспаров: “Поэт – это конкистадор, а стиховед – колонист”, КО, №5, 2 февраля 1999, стр. 6)

– гаспарова я уважаю... (немножко)

 

* последние, и уже тоже не свежие, новости:

“Митьки уже не те. ... А некоторые из них разбогатели и стали в шутку именоваться “новыми русскими”. Среди последних оказался и Александр Флоренский – один из “апологетов” митьковщины.

– Кстати: а как уживается с эстетикой митьков такое безнравственное понятие как “новый русский”?

– В среде митьков есть разные образы. Например, нас, Флоренских, называют так потому, что мы состоятельные: у нас даже 600-й “Мерседес” есть. А вообще безнравственно – забывать о своем долге.”

(Оксана Мацкевич, “Митьки садятся в “Мерседесы”, “Петровский курьер”, №31, 24 августа 1998, тираж 1.362.610, титульный лист; на фото – Шагин в тельняшке, в обнимку с Флоренычем в рубашке.)

– с горя, насмотревшись на них, в том же августе я купил 3 армейских джипа-виллиса 1941 и 1945, на фоне их мы и снимались с митей шагиным этой осенью... (а флоренского, за испоганенного бурлюка, и близко к джипам не подпущу!)

(неотправленная приписка, январь 1999)

 

“... и, если уж своего, родного, соснору не читают – не покупают, то мне-то куда? витя приготовишка в формализме, по сравнению со мной. самодеятель полный. слежу ж: и берговский “вестник” весь имею, и “нло” привозят, и аж “пчелу” тут гена прислал. пелевиных всяких и прочую новомуть – прочёл полностью. единственный мастер – сорокин. да и тот интересен одноразово.

я <ж> старообрядец: по ремизову, розанову, пильняку, весёлому, чаянову, колбасьеву обучался. по лескову-гоголю. орнаментальной прозе. не вижу таковой.

а не поискали б вы мне, асенька львовна, долгонужную книжку 20-х, зело и шибко впечатлившую: А.Ч-ский, “Ёлоп”, середина 20-х. иных данных нема. писал – бывший анархист, которого, судя по всему, шлёпнули к 30-м. проза – пулемётная! ...”

(писмо к а.л.майзель, 8 июня 1998; книга получена от зои эзрохи, ксерокс, в 2004… – разочаровался…)

 

“... детское своё я уже отписал. ведь “многия знания умножают скорбя”... (екклезиастом?)

я уже 40 лет знаю, “почему слово нежность // начинается с НЕ...”, о чём вопрошал в свои 19-20...

... неопубликовано у меня – практически, всё...

при этом, тянут из меня интервьи – кто ни попадя: то летом вышло 7 стр. меня в киевском... журнале мод, “стиль и дом” (ювелирщик и ролльс-ройщик феликс комаров пригнал редактора с фотографом 1,5 года назад), то гриша рыскин – третье уже берёт... (и всё о довлатове, о бродском...)

... засветился я везде и всяко, а вот стихами-прозой – пока нет. под 100 художников меня рисовали, с полтыщи фотографов, полдюжины киношников (или дюжина? две или три, с ТВ...) – словом, “образ меня в современном искусстве”, сделанный внаглую выставкой ещё там, в 74-м, и даже макетом альманаха, всё “посвящённое”... (правда, кривулин забыл про “натюрморт с чесноком”, а охапкин, озлобившись, с “души города” посвящение снял, а алейникова, что-то дивное, посвящённое мне и начитанное на маг мише крыжановскому – уже не найдёшь: сгорел миша года 2 назад, охраняя чью-то богатую дачу...)

но это так, к слову...

... и хочу в испанию: туда на семестр укатила очередная юная муза, повеселив старца парой приездов-<перетрахов> на недельку... питерская дитятя, 20 лет стукнуло 1 августа... мама – переводчица, папа – физик-теоретик, оба еле выкручиваются тут. полукровка, естественно, как мне всегда везёт (еврейка по папе). дитя с 6-ти лет в большом теннисе и пышет здоровьем, а я втрое старше и никакие виагры меня не берут... дитя к тому же пишет на всех языках (романских) и английском, а на родной – приходится её совместно переводить...

так и живём. до барселоны я, явно, не доползу: рассыплюсь...

... как тут не стать циником-медником, от тоски? ведь вся моя “чистая” лирика 1959-67 гг. – похоронена в “не-издате”... а сейчас тискать её – просто смешно, вроде того винегрета, что топоров раздобыл у тайгина для “поздних п.”...

ну, лирика... ну, ничего... но ведь не аронзон же! так, экспериментальная... и каждый год пытаюсь как-то отсортировать, набрать – но уже с души воротит.

... вот и пишу – перезрелую “лирику”, за отвращением к ранней...

ибо – нет на кузьминского – “кузьминского”...

... а лето было не ахти (вычетом музы: всё графство гудит, как мы с ней голышом купались...), так, грибков мал-мал посолили, да вареньица сварили, но и в огороде ничего – разве свежим огурчиком-помидорчиком перекусить, с укропом-петрушкой... горох  – еле-еле, а кукуруза во всём штате не удалась. и яблоки у соседки (белый налив!) – какие-то картофельные...

лета уже нету. как и любви. может, явится к рождеству, не запылится (если не перетрахает всех тореадоров, коррехидоров, андалузских цыган и прочих альгвасилов... всё выдует ветром <и хуями> из головы...) сейчас звонила мамочке, а мамочка мне – едет в мадрид на корриду, потом в португалию. а уроки начнутся 4-го сентября только. улетела же – 13-го августа...

... о этом тоже – эпическую поэму писать, “лизка коновалова”?... стихов ей понаписано, но все – фуфло... самого не вдохновляют, так, тренаж...

... вы ж ещё, асенька (да и – никто!), ГЛАВНЫХ вещей не читали: “Про ето”, “Поэма АДА или девочка из Днепропетровска”, “Сирены”... три здоровенных томищи... и все – в фотах, коллажах, рукописях... издать – никак.

... есть тут один вариант – что-то в обмен на скульптурку ривкину, но... посмотрим. (не проканало, как обычно. – прим. от янв. 99)

... пока же – грущу, лето кончилось, по ночам – температура 12 С, а грозятся и нуль... дом к зиме не готов, хоть отопление есть, и то... но на газе прогорим: всё в дырьях...

молодняк валит косяком, но работников не найти. и денег на них. и материалов (и денег же). ...

... дочке писать неохота, а мышь со звонка её – всё “собирается”... о ней, по-прежнему, НИЧЕГО не знаю: замужем ли? за кем? на что живёт? что внучки? здоровые кобылы по годам... – да и, честно говоря, уже без разницы.

в совок (куда она меня активно и ультимативно зовёт) – я до пенсии законной (в 65?) и думать не могу, архив – “продаётся” с января (ни с места, разговорчики), картины – тоже...

а меня тут ещё с фудстэпмов (талонов на жратву для малоимущих) сняли, 80 в месяц, но всё же деньги... надо ехать в нью-йорк, неделю бегать по оффисам, ночуя у знакомых... не вдохновляет...

мышь тут тоже 3 дня гоняли по всяким конторам, по 6 часов сидела в очереди с чёрными матерями-одиночками и их немалочисленным потомством, только по потолку не ходившим. отмаялась. на год.

... да и собачка, единственная (лордик – гость, заберут в сентябре) – стареет, а брать новых – и не под силу как-то... а без борзых (детишек!) уже и жизнь не в жизнь, как-то... привыкли. ведь сразу двух в этом году потеряли: гулю-маму и гешеньку...

а я лежу, пишу, “в стол”... самиздат (даже там) как-то не очень привлекает: и хлопотно, и дорого... и – никакой реакции. так, отметиться...

и, как тут на бродского – там всюду натыкаешься на кривулина... тошнотворно.

... пытаюсь читать сейчас павича, “хазарский словарь” – ей-ей, “хозары” байгушева в журнале “молодая гвардия” (80-е, прочтите!...) – в сто раз интереснее...

   “Усмирила иудейка Серах язычника Булана”

   (Байгушев, “Хозары”, МГ, №2, 1989)

   “Ах, даже и стариков, видно, взбередили эти полупрозрачные вечера ..., эта пришедшая ароматно-душная ночь, погружающая в волнительно-горячечный сон даже человека с увядшей мышцей!”

(Он же, МГ, №2, 1989, стр. 23)

– это в “поэме АДА”, эпиграфами...

... – а искамши неведомый мне “емшан” (ант., том 5Б), нашёл (цитатой из моего уже романа):

   “... И нашел я емшан не у сиониста Колкера, а вовсе даже в антисемитской “Молодой гвардии”, в сюрровом романе про хозар:

   “Только колыхались, отсвечивая серебром, островки ешмана в песчаных разводьях.”

(Александр Байгушев, “Хазары”, МГ, №2, 1989, стр. 18)

... ЕШМАНА, впрочем, тоже нет – ни у Ожегова, ни у Даля...

   Из дальнейшего, однако, следует – возможная расшифровка:

   “Монах нашел островок ПОЛЫНИ, стал выщипывать и, как конь, жевать траву:

   – О Кунгаулсун – Желтая Полынь Высокая Трава!...”

(ибид., с.19)

   И подробнее:

   “И с переменившимся, подувшим с юго-востока, откуда-то с Арал-моря, из зауральских степей ветром упал на Ал-Хазари и “сына вдовы” терпкий, горький и сладкий, тяжело дурманящий дух полыни.

   Дух Кунгаулсун, Высокой Травы Желтой Полыни, пах свободой и раздольем, бешено скачущими табунами и обжигающей свежестью, потом и солью, солнцем и небом, лаской и любовью. В висках от духа полыни звонко стучало, печень сжималась, а сердце прыгало, как на скачках. В воздухе серебряно запело, и скинувшая облако луна вдруг начала слегка приплясывать под эту серебряную песню. Белым парусом пошла большая волна по реке и затихла так же неожиданно как появилась.”

(ибид., с.60)

   Далековастенько кошерному Колкеру до явного антисемита Байгушева...

   Который, всяко, русского языка – куда как лучше Колкера знает!

   Если это – ЕМШАН (ЕШМАН?)...

  – по аналогии с “душман”, тюркским же?...”

... потом там нашёл емшан (евшан) в словаре Срезневского, и т.д.

всё это превращается в ткань – поэмы ли, романа, антологии – принцип один.

– коллаж.

... уже под 2 ночи, всё одно засыпаю к утру лишь, а утром не прочухаться – встаю в 3-4, принимаю почти ежедневных гостей, чего-то тюкаю в компутор, а до дому-огороду – руки не доходют (да и ноги не ходют, ходил только с лизаветой по окрестностям, <епались>, купались...) ...”

(писмо а.л.майзель, 22 августа 1998)

 

“... что же до книг... полетел у меня в сентябре компутор, со всей летошней работой, добро бы набор (как у вас, с васей филипповым), а то – черновики, заготовки... купил на днях пару новых, и тут же на одном посадил окна. неделю вставлял обратно, методом тыка.

и мышка паршивая какая-то: стрелочку не вижу, я уже почти слепой.

... но ни борина, ни ваша любовная самодеятельность не спасут поэта кузьминского, только он сам. спасение утопающих...

написал тут огромное подробное писмо алику гиневскому, другу с юности, но ни он к боре не пойдёт, ни боря к нему, ни вы не сможете...

изложил там свои соображения “о читателе”. читатель мне, в принципе, уже не нужен. его и не было отродясь. кому-то что-то нравилось, боренька с гелькой донским всё моё говно 1957-64 подряд отшлёпали в двух томах алфавитных, оба у меня (с таким чудовищным количеством невосстановимых опечаток, что даже я шизею).

книгу мне надлежит делать “анти-читабельную”, чтоб, не дай Бог, не сделали из меня кошерный винегрет для общепита... а сделать можно. (из бродского, к примеру, нельзя. он для столовок НИИ, исключительно.)

... всё лето (и годы перед тем) ломал голову со своей писаниной, но там же минимум 100 поэтов, а не один. можно, естественно, вычленить и одного (кошерного, лирического), но – зачем?

я наоборот всю свою жизнь поклал, чтоб меня не читали. и не читали. что и требовалось.

в принципе, как соснора, но тот кокетничает своей шизоидно-гениальной графоманью, которая худо-бедно употребима в харч, средне-советским совком. понятно до 90%. а я стараюсь, чтоб не боле 20-30%. чтоб понятно было, что это стихи, и только. далее и глубее чтоб было непонятно. в принципе – герметизм, как у мадам ахматовой, но та выражалась словарём, понятным и брежневу. мой же словарь...

... так что не тщитесь вы, асенька, любовно извлекать кузьминского из ямы, в которую он сам залез. добровольно и сознательно.

нашёл вот на компуторе летошнюю подборку ранней лирики – на книжку всё одно не тянет. а разбавлять говном для размеру...

... распечатаю, вам во утешение. делов!

но книжку никакую делать не надо. у меня в миллион раз более важные вещи застряли: роман, три поэмы, да с полдюжины книг стихов, поважнее.

а что кто-то меня полюбит (как асадова – пэтэушницы) – мне это, как-то, уже без разницы.

... вот, перервался, на чай и дал мышь делать бутерброды с каким-то крим-чизом, туземным испохабленным творогом, гость приволок неделю назад, покамест треска и сом из морозильника оттаивают, чтоб пожарить.

человеческой еды здесь нет, кроме как на брайтоне. не дай Бог, сами почувствуете. в стране, где правит итальянская мафия – и булки нормальной нет, сплошная вата – кроме как у тех же итальянцев. даже русские евреи не додумались, пытаются только. форму выдерживают: круглая, содержание...

... живём мы, в принципе, пока – не тужим. стареем вот только: руки-крюки, глаза...

надо новые очки, и за бесплатно же: я ж шиз, на пенсии, только – ехать на брайтон, на чём? нашёл старые, тщусь узреть через них.

... ланно, вставим обещанную подборочку... (см. “59/58 или 20/58 = 59/98”, в конце коллажа), таких (и такого уровня) стихов у меня за тот период больше нет. разве издать их отдельной книжечкой? для кого? вы и так уже имеете. боренька – и подавно (не считая прочего мусора). у меня тут пермь зарезала мой “пермский диван”, джерри янечек – треска отварная – “а давай, я им дам раннюю лирику... у меня от тайгина всё твоё есть...” всё, включая полное говно. из него-то он и “отберёт”. упаси Боже! а таких стихов у меня за 7 лет (1959-67) на сборничек, может, и наберётся, но – пардон! – А НА ХУЯ МНЕ ЭТОТ СБОРНИЧЕК? читателю потрафить? да в рот я этого читателя ебу и ебал. мне он, асенька, и даром не нужен... и дед, старик дар, это тоже прекрасно понимал, но поступал – ровно наоба рот (см. его пердисловие к бореньке куприянову, том 4Б...)

так что пардон, асенька...”

 

(писмо к а.л.майзель, 14 декабря 1998)

 


   
назад  

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

 

дальше

 

на главную