Константин К. Кузьминский

“ПИСМО НА ДЕРЕВНЮ ДЕВУШКЕ”

   

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

 

 

   

 

 

ЕЩЁ ОДНА [ОРДЕНОНОСНАЯ] ЖЕРТВА АНТИСЕМИТСКОЙ ПОЛИТИКИ В СОВЕТСКОМ КИНО

 

   “В истории советского кино он [“интересный сюжет” – ККК] достался Иосифу Хейфецу. Дело не столько в том, что один из соавторов “Депутата Балтики” и “Члена правительства”, создатель “Дела Румянцева” и “Дамы с собачкой” в одиночку прошел сквозь всю историю советского кино.”

(Егений Марголит, “Право на сюжет”, “Сеанс”, №10, [1995], стр. 89)

     – жуть! как вспомню эти фильмики... супер-сов.классика моего разнесчастного детства-юности (но ведь и “робин гуд” с эрролом флинном, и “тарзан”, и “багдадский вор”, и “танцующий пират”, и “бродяга”... а не только – “члены” и “депутаты”, и “дело”, бесконечное дело – этих рвачей-отравителей!...)

 

Повторимся, стернианским приёмом, аутоцитацией:

 

“Я не знал этой темы еврейской, я оленей пас, я так, своим умом дошел: почему они везде?”

(А.Буйлов, из выступления на VI пленуме правления СП РСФСР, “Ленинградский литератор”, №5, 20 декабря 1989, стр. 1)

– одним из эпиграфов к моему неизданному “пермскому дивану” (150 стр. “географических” стихов)... 1994...

за подобное высказывание марлон брандо лишился возможностей голливуда, кается-извиняется и по сю:

“в голливуде всем заправляют евреи” –

– но то же, слово в слово, сказал ещё фитцджеральд скотт, до войны, и помер, не извинившись

 

– к сему, на тему – запоздалое? (в свете письма коммерсушника Севелы банкиру Березовскому, с рефреном “Не высовывайтесь!”):

 

ДИАЛОГ КАЛИФОРНИЙСКОГО ИЗДАТЕЛЯ ПОЛОВЦА С РУССКО-ИЗРАИЛЬСКИМ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫМ ПИСАТЕЛЕМ АЛЕКСИНЫМ

 

“ – ... Я сейчас побывал в России, и я увидел в телепередачах немало еврейских имен: среди ведущих, редакторов и авторов, владельцев программ и их участников... На фоне того, что происходит в России сегодня, не кажется ли вам, что подобное положение в определенной степени может способствовать росту антисемитизма? ...

А: – Трудно сказать... Я и сам вижу, что евреев там немало. Самое главное – лучше бы этого вообще не замечать, – чуть подумав, ответил Алексин. ...

П: – Ваша собственная дочь – ведущая в одной в одной из передач* нью-йоркского телевидения...” 

(А.Половец, “Анатолий Алексин: Перелистывая страницы жизни”, Лос-Анжелес, “Панорама”, №959, 25-31 августа 1999, стр. 33)

* WNMB? русско-язычной программе Паши Палея и Ко, опять недавно проворовавшейся (грабанувшей, в основном, безанглоязычных пенсионеров)?

 

Комментарий к уже писанному (или “идеи носятся в воздухе”), повторим:

 

   “Это более чем странно – хотя бы потому, что, как Вам уже писали, профессор Лосев сам еврей и русский интеллигент. ... Я тоже по происхождению еврей.”

(Письмо Коржавина, “русского писателя, эмигранта” – Д.Л.Бакли, президенту РСЕ/РС, “Литературный курьер”, №11, 1985, стр. 64)

 

– одно из писем в редакцию НРС, сразившее прозаика Юлика-Васю Гантмана-Агафонова, начиналось словами:

“Я не писатель, а я еврей...”

– что там следовало дальше, не суть (какая-нибудь обще-совковая муть), но – начало-то каково!...

 

/2 сентября 1999/

 

– но об этом подробнее, профессионально-грамотней и объективней – см. в единственно неотрецензированной части “Записок скандалиста” В.Топорова (гл. 10, стр. 325-369), и на всех предшествующих и последующих страницах этого немаловажного исследования совковой идеологии и переводческого истэблишмента великороссийского Союза писателей (“Великоросского Союза Иудовичей” – см. Ант., том 5А, послесловием к Рубцову...)

 

СОРОК ЛЕТ ПРОВАРИТЬСЯ В ГОВНЕ И НЕ НАЧАТЬ ИМ ПАХНУТЬ?

(Виктор Топоров, “Записки скандалиста”, АСТ-Захаров, М., 1999)

 

                  еврейской девочке-курсистке

                 бэллочке (ученице натана)

                 и санчуку и мадлен

 

“40 лет встаю на работу в 6 часов и никак не могу к этому привыкнуть”, сказал мне как-то в юности 60-летний мужик и сразил наповал

уйти в ночные сторожа и ложиться в 6 ему в голову не приходило

 

40 бочек говна и 4 специи у топорова

перечислим: базилик, кориандр, мята кошачья, травка-вонючка

вензель, биляк, карамян, генделев

добавим единственного поэта, божественно пахнущего – ширали

 

в 40 лет я сделал великое открытие для себя: кафка и гашек прожили всю жизнь в одном и том же городе и увидели два диаметрально противоположных мира

мир кафкинского таракана и мир бравого солдата швейка

по статусу мелкий чиновник кафка и бойкий журналист гашек должны были ходить в одну и ту же пивную

“прага это ужас, прага никогда не отпустит” – писал кафка

а в этой же праге и в той же пивной гашек создавал партию умеренного прогресса в рамках законности и внаглую баллотировался от неё в парламент

 

бочки а также котлы – не в аду же! – каждый выбирает сам

 

вынужденные ингредиенты совписа и русско-еврейской (на 90%, по топорову) секции переводчиков – можно было заменить на персональную бочку, где ингредиенты подбирались по вкусу (ненужное выкидывалось)

 

топоров выбрал свою бочку – бачок унитаза, очко переводчиков

нюхал, нюхал сорок лет – и теперь почему-то плюётся

 

“а у вас нет другого глобуса?” – анекдотом про еврея в ОВИРе

 

говно везде пахнет одинаково – совершил я открытие в вене, в мои 35, и с тех пор стараюсь его не нюхать

разве полдюжины раз вынужденно (одноразово) – на славиках американских университетов, “голосе америки” и “свободе”, конгрессах и фестивалях поэзии, в “новом русском слове” и иных эмигрантских газетках и журнальчиках

пахнет тем же чем в родном и не позабытом совке

но можно не нюхать

 

“но ведь своё, родное” – приговаривал, утираясь, папаша, посадив дочку себе на голову, а младенец обкакался

 

так и живём. привыкая к запаху. и почитая его привычным, неотъемлемым

 

потом об этом пишутся мемуары, мало чем отличающиеся друг от друга – разве талантом в описании разнообразных запахов говна

мандельштамиха, чуковская, л.я.гинзбург, (эткинд-солженицын), евтушенко, липкин, найман-рейн, довлатов, с.волков, топоров, эмма гершейн

своё, родное

 

“но уйти из искусства!” – анекдотом о еврее, убиравшим говно за слоном в цирке и поимевшем от него аллергию (“смените работу” – сказал врач)

 

не уходят.

один владимир гольцшмидт, футурист жизни, быв выслан в 1919-м за нудистскую демонстрацию, “без пяти” (без права жительства в 5 городах) благополучно помер в петропавловске-на-камчатке в 60-х

там же в магадане чуть не в 90-м помер и вадим козин, не пожелавший возвращаться в москву, где его знала каждая сука (им же и заложенная)

не уходили

булгаков слёзно писал сталину – чтоб хоть в театр (где пастернак переводил фаустов и шекспиров, за мзду немалую)

и только платонов пошёл в дворники. но в дворники при литинституте, в москве – вот уж гордыня паче смирения

с 20-х по 70-е, вычетом четвертушки лагерей, шаламов то искал бога в салоне бриков, то слал стихи на отзыв веронике тушновой – ведь своё, родное, кто ж ещё и оценит

 

мемуары ванды захер-мазох идентичны воспоминаниям анны григорьевны сниткиной (с поправкой на описуемых)

но ведь и галичанин леопольд захер-мазох успешно конкурировал на европейском рынке с орловским помещиком иваном тургеневым (не в пользу последнего)

 

по питеру – вычетом моей отнюдь не мемуарной (по сути*) антологии – имеем пока книгу топорова, лукаво-врущие интервью кривулина, плюс разрозненные (сугубо хвалебные) публикации на смерть членов совписа, да старческое блекотание л.я.гинзбург

* по сути – потому что в томе 5А нарисовался подзаголовок: “мемуары о живых”

и все имена названы своими именами, без пропусков, инициалов и точек

одна правка – серёжа “и/ван/ов” – может, братику моего оруженосца не в кайф вспоминать, что старик дар его в попочку ебал (о себе я признался, и с гордостью)

 

о мемуаристике г.иванова, одоевцевой, яновского, ..., бунина, седыхов и прочей ебиграни говорить попросту не хочется: определяет не искренность и достоверность, а талант

воистину, “литература выше нравственности”, пушкиным

 

что мне топоровские оценки гранина, линецкой, эткинда-адмони, корнеева, гнедич, с.в.петрова – если я изначально поставил на них крест (быв при том даже лит.секретарём тётки таньки, любимейшей)

а и она варилась в том же говне

 

что мне появляющиеся в прессе обвинения в адрес л.в.успенского (“заложившего” обериутов) и п.лукницкого (“стукача” при ахматовой), если мне и лёвке успенскому, крёстному братику, посвящено “слово о словах” (и чуть не пропита легендарная “большая книга маркизы” сомова из тайного ящика стола писателя-филолога, за что и был изгнан в 63-м), а второго знаю лишь по нежно любимой памирской книге “ниссо”

не знаю и не интересуюсь, что напишут о г.тушкане, авторе книги детства номер один, “джура”

 

всё что сказано о гайдаре (а сказано немало), не закроет ни тимура, ни чука и гека, ни мальчиша-кибальчиша

 

спрашивается, стоит ли писать мемуары?

триппер пушкина не отталкивает, а приближает

 

“другой петербург” к.к.ротикова сразил меня не гоможопничеством, а описанием коломны и калинкина моста, где под каланчой пожарной и был написан в октябре 1959 мой “туман”

как в фильме “bullet to beijing”, канадо-англо-советском боевике – улицы, мосты и каналы питера, облупившиеся стенки задворков московского вокзала, где я целовался и прочее с нынешней (из того 1961) супругой

 

цитировать...

цитировать мемуары нужно либо в полном объёме, либо комментарием в контрапункт, если уж слишком и внаглую врут

вот и получаются полста страниц к какой-нибудь эмме герштейн, протеже топорова на букера

а топорова комментировать незачем (да и не о чем). разве двойную парашу об угоне самолёта бродским (с попыткой “левитации на арарат”), но и она уже проанализирована в главе “самолётное дело майора пронина”, параллельным цитатником. льва овалова топоров явно не читал, не то поколение: на 6 лет младше

 

говорить нужно о многом или попросту ни о чём

легенда (даже если их несколько) всегда правдоподобней и приемлемей, нежели реальность

как 3 легенды о смерти николая степановича гумилёва: телеграмма ленина опоздала, телеграмма пришла вовремя, но он заявил: “здесь нет поэта гумилёва, здесь есть офицер гумилёв”, и третья – что матросики просто утопили белую кость в сортире. мне лично третья кажется правдоподобней.

но её не приемлет учёный комментатор вадик крейд /крейденков/.

 

расписали по дням и часам последние дни высоцкого – истины не прибавилось

выясняют, три четверти века спустя, кто последним видел есенина, какой системы пистолет был у маяковского (пушкина), и кто стрелял в лермонтова из-за горы

 

но даже живые свидетельства ложны (см. “расёмон” акутагавы /и куросавы/...)

семь рассказов об одном

и всё неправда

 

трагедия (по марусе климовой) бродского не в том

а в том, что он стал из пророков профессором

 

и что мне сильман и адмони (липкин и лиснянская) если ещё не написана история венички ерофеева

маятник* ему как и высоцкому поставили (но высоцкому уже убрали)

* опечатка: памятник

 

маятник фуко

когда умиравшему свифту дублинцы сказали, что поставят ему памятник, он, на мгновение выйдя из безумия, грустно сказал: “бедные глупцы...”

 

мемуары малых сих

вот они не лгут

поскольку не страдают манькой величкиной

тихая и юная ольга ваксель против злобной мордоворотины и извращенки н.я.мандельштам

слушают вдову

 

“сусанночка мар забегала, она хлопочет об осе... переводит с какого-то литовского...” всё.

легендарная “ничевочка” (от появлений которых дрожал маяковский), жена рюрика рока, любовница мариенгофа – одной строчкой. зачем? ведь она пишет – “об осе”.

“костарев уговаривал осю заняться каким-то дальним востоком... оттяпал квартиру...”, “чёрный гений семьи мандельштам”...

“повесть о срединном китае”, “проклятие человека” – н.я.. читать не изволили. а зачем?

 

“ВСП или ничего о ничевоках” – наш с очеретянским стостраничный цитатник о группе

хор комиссаров (с востока): “ах, эти ничевоки!”

хор профессоров (с запада): “у, эти ничевоки!”

фурманов и терапиано, князь трубецкой и серафимович, согласно и стостранично матерят “этих ничевоков”, о которых – ничего...

книгу завернул за неактуальностью издатель игорь ефимов (отпочковавшийся от проффера-”ардиса” полукоммерческий “эрмитаж”), ещё в середине 80-х

в конце 90-х скучная литературовРедческая статья николюкина или галушкина в “de visu” или НЛО о

легенда ничевоков похерена

 

литература усредняется и нивелируется – вкусом и спросом читателей

кухней авторов, разогревающих и готовящих дежурные блюда

мемуары кухарки серафимы юрьевой о лит.кухне сталинской лауреатки веры пановой

дежурное меню (блюдаж и разблюдовка) заведения “континент” (ант., том 2А)

 

жри что дают – бессмертным лозунгом ОРСа:

“обеспечь раньше себя”

“обеспечь родственников своих”

“остальное раздай служащим”

расшифровкой обиженного и обделённого народа (великоросского)

 

скотский хутор, кормушка ресторана ЦДЛ

кто читал непоминаемый и непереизданный “ЦДЛ” льва халифа (с обложкой вагрича бахчаняна: родина-мать держит воззванием меню ЦДЛ)?

в мемуарах е.а.евтушенко студент литинститута лев халиф приставал в пьяном виде к женщине-таксёру и в милиции дал адрес его, евтуха

(о лечении его, евтуха, от триппера друзьями того же халифа, многократном, и о совместных поездках по девочкам – мемуарист почему-то не упоминает. как и о “ЦДЛ”, гулявшем десятилетия в самиздате.)

 

... копаясь в грудах и горах говна (“мне скучно без довлатова”, “конец бесславной эпохи”, “поэзия как факт” – и несть и несть им числа) поневоле отобьёшь себе нюх

и всё начнёт пахнуть одинаково

впрочем говно оно и есть оно

 

но можно его не есть

 

и подавляющее большинство читателей его и не ест (разве – “своё, родное...” – о каком-нибудь наилюбимейшем авторе)

возмущённо плюясь, отрыгиваясь, отхаркиваясь, но хавая

 

прочитан соломон волков (гнойная умная гнида), лежит катанян о лиле (но что он добавит к “новому о маяковском”, изданном 40 лет назад?), издана книжечка о хабиас (без “серафических подвесков” грузинова: другой автор!), в академических собраниях по-прежнему печатаются письма пушкина (но не его друзей, ответные и на тему), и не только пушкина, а всех

 

воистину, екклезиастом: “многия знания умножают скорбя”

и даже немногие

горьким: “когда в голове заведутся воши, это неприятно, но когда туда заползут ещё и мысли – жить становится просто невыносимо”

 

куда как лучше читать кошерную мемуаристику прошлых веков

начиная с “хождения за три моря” и записок купца федота котова о путешествии в персию

монтескье и шамфора, стерна и ларошфуко, переписку екатерины и вольтера

 

окаменевшее говно уже не пахнет

для специй и запаха можно взять эпиграммы катулла или упиться ароматами рабле (предварительно выучив старо-французский и школярскую латынь, не по любимову и пясту)

 

витю в середине книжки, вместе с неглупыми мыслями о теории перевода и его злоязычными оценками присяжного сайгонского эпиграммиста (не вошедшего в “300 [кошерных] эпиграмм” е.г.эткинда), мне уже нюхать как-то поднадоело

своё, знакомое, родное. да и многие /лучшие!/ эпиграммы его – давно в антологии

 

набрать нешто свою завёрнутую всеми журналами рецензию на “ЦДЛ” (двадцатилетней давности) “трифоныч, исаич и лёва халиф”

а стоит ли? на кому?...

 

своё, родное...

юная акулка, жена коммерсушника глеба богомолова, кинулась в разделе “сайгон” (том 4А) искать своих ёбарей... и нашла.

“ищущий да обрыщет...” (мною и мишей пчелинцевым) “... обрыскавший же обрящет, обряскавший же – опрыщет”, из словоблудия нашего 1962

 

писано было и немало – “под топоровым”, о “похоронах гулливера”, об “игре в классики” – нешто теперь писать о “вечерах на васильевском, или записках скандалиста”?...

 

включу и эту эссю в стремительно и бесповоротно пухнущий коллаж моего “писма на деревню девушке”

горнон рвётся издать меня в НЛО – как посмотрит г-жа редакторша , поклонница вайля-и-гениса (пениса-и-гениталиса, – моё!) на значащуееся в заглавии “... о неопознанных летающих объектах в виде задницы ирины прохоровой”, не говоря за имена (и оценки) иные – дочтёт до конца или же завернёт по первой странице?

скорее, исходя из моего 40-летнего опыта, второе

 

поэтому, исходя из стиля и жанра моего, будет, скорее – третье

САМИЗДАМ

 

литература изначально была для меня не заработком, а убытком

расклады по изготовлению и изданию всех 9-ти книг антологии – приводятся в каждом томе:

в полутора-двухтысячном минусе на том, при нулевом доходе

антологию никто не читал. ходят легенды о грантах, спонсорах, покровителях и меценатах.

* свежей цитатой: “Сейчас живет на Брайтон-Бич, возлежа на диване, читая стихи и находя спонсоров для самых фантастических издательских проектов.”

(В.Кривулин, вводка к разделу “Круг Константина Кузьминского”, “Самиздат века”, “Полифакт”, Минск-Москва, 1998, стр. 548)

– надо бы у витюши спросить, он лучше знает, раз печатает... опять же, ему виднее: я и слово-то это, спонОсоры – узнал лишь в 90-х, от них, совков...

“как вы такое великое дело свершили?” – восклицал е.а.евтушенко, покупая у меня первые 4 тома антологии (обкраденной им на 14 авторов-материалов позднее, в “строфах века”, напару с аппаратчиком витковским, единственным другом топорова), в уже далёком 1985-м.

“женя, на зарплату жены-уборщицы. я бы взял деньги хоть у ЦРУ, хоть у КГБ...”

“ну, не у КГБ же!” – поморщился брезгливый е.а. сам он получал – в соседнем окошечке.* (впрочем, и в том – тоже: в “не умирай прежде смерти” описывается, как получал он деньги в ГБ, “по доверенности мамы ахмадулиной, переводчицы” и, “забыв студенческий билет”, вернулся посмотреть, кто ещё получает. и застал там анонимного “известного писателя”. и поспешил описать-рассказать, чтобы неупомянутый писатель сам раньше не стукнул. как в том анекдоте – “не поленился”.)

 

топоров, в отличие от меня, изначально живёт литературой. пусть газетной или переводной

“нам не страшен хуливуд”, “алиса в стране хуливуда” (**) – переводчик в.топоров

и, добро б, “1001 палка”, порнографический роман аполлинера, вовсе даже в переводе вити лапицкого /скард-лапидуса/, выкормыша миши пчелинцева и натана завельского (курилка публички, 1959), чьих очередная ученица посетила меня вчера (но роман завела – со шнуровым...)

 

топорова привёз решетняк вовсе даже позавчера

 

и на этом можно закончить рецензию

 

(воскресенье, с утра – по моему расписанию с 3-х часов дня, вынесши компутор во дворик, уточняя:

TIME \@ "MM/dd/yy hh:mm AM/PM"04/29/05 07:19 PM)

 

* * весь абзац, начиная от слов “как вы … я бы взял деньги...” – был бдительно изъят русско-язычным руководством WMNB, русско-американского телевидения, в моём 2-минутном интервью киношнику андрею загданскому этим летом (о чём, о “свободе цензуры” – см. какое-нибудь последующее отступление...)  андрей же утверждает, что монтируя полутораминутный клип, из художественных соображений – предпочёл стук идущего поезда, мелькавшего в окне, каким-то упоминаниям о всем обрыднувшем КГБ...)

поколению 30-40-летних уже не интересны наши разборки диссидентские, они народ не брезгливый (сужу по “митькам”), из одной и той же кормушки хлебают: саша лурье не бьёт ежедневно по роже стукача вистунова, приходя на работу в “неву”; юл рыбаков не замочил своего прокурора, заседая с ним в думе; и так далее...

 

(**) против каковых изданий так яро выступает пурист топоров:

“Нельзя сказать, чтобы книгоиздатели и ранее делали свое дело в белых перчатках, скорей уж – резиновых... Порнография, выдающая себя то за научную фантастику, то за высокую науку любви, и трактаты о любви, преподнесенные так, что кажутся грубой и убогой порнографией...”

(Вик.Топоров, “Благополучные, алчные, несчастные...”, предисловие к сборнику “Современный финский детектив”, М., “Радуга”, 1991, стр. 5)

– чья бы корова мычала...

 цитатой, суммирующей “бочку”:

“... пахло здесь, как от стариковской мошонки.”

(Р.Кемпбелл, “Нам не страшен Хуливуд”, пер. В.Топорова, “Полина М”, Вильнюс-Москва, 1997, стр. 174)

 

Комментарием к Топорову (а ведь – читал!):

 

“В конце прошлого сезона, во время одного из заседаний секции поэзии при СП, в конференц-зале открылась дверь, и на пороге возник Григорьев. <...> На голове только что прибывшего авангардиста был напялен... противогаз. <...> Наш бессменный председатель, заступивший на эту должность тому лет тридцать, возмущенно сказал, что это дело так не оставит.

   Усилиями наиболее принципиальных чоленов секции противогаз был снят. Хотя стихотворец отбивался. Потный и взъерошенный, он с достоинством объяснил свой поступок тем, что на секции-де поэзии такая отравленная атмосфера, что без противогаза никак нельзя: есть опасность если не отравиться, то задохнуться...”

(В.Прохватилов, “Геннадий Григорьев” /предисловие к подборке стихов/, “Ленинградский литератор”, №4, 22 декабря 1989, стр. 5)

 

– “о евреях” у Топорова (и их абсолютном засильи в секции переводчиков) я промолчал  не из осторожности и/или благоразумия, а за невозможностью процитировать всю главу целиком (а к ней ещё добрые полсотни страниц из той же книги), но Топоров и так возникает у меня достаточно часто.

 

– но коллеги по совку (и совпису) ещё куда как худшего мнения о Топорове:

“... Никогда не забуду сцену на одном из первых заседаний Академии русской современной словесности (АРС'С). ... Виктору Топорову, который голосование прошел без всяких проблем, никто решительно звонить не хотел. То есть Топоров как совокупность текстов был нам интересен, Топоров как личность – неприятен...

Книгу Топорова ... он /Андрей Василевский/ откомментировал так: “С указателем имен! Куплена в складчину, поскольку прочитать ее хотели все (коллеги), а купить – никто”.

“Этот человек болезненно мнителен, мнительно тщеславен и тщеславно одинок. Людей он за редчайшими (да и то временными, так сказать, скоропортящимися) исключениями ненавидит”.

Это не о книге Топорова пишет кто-то умный и проницательный. Это умный и проницательный Топоров пишет о “Дневнике” Юрия Нагибина...

В “Признаниях скандалиста” сам он (свободный, презирающий конформизм любого типа Топоров) совершенно зациклен на проблеме своего вступления в Союз писателей, о качестве и назначении которого имеет самое недвусмысленное мнение. ... Автор постоянно к ней возвращается, и даже в приложенных иллюстрациях как счастливый итог многолетней борьбы – красуется фотография развернутого членского билета с подписью Юрия Верченко. ...

Словом, смешные заботы Нагибина о какой-нибудь очередной поездке в экзотическую Мексику выглядят все-таки блажью барина, которому захотелось зимой клубники, на фоне чего старания Топорова о членстве в СП смотрятся лакейскими хлопотами о прибавке к жалованью трех рублей. ...

И все-таки, разумеется, мелкий пакостник и зануда Топоров – в действительности существо трепетное и ранимое, белое и пушистое, и ему очень хочется, чтобы мы его полюбили.

Грустно все это, господа.”

(Александр Агеев, “Дано, но недодано /Виктор Топоров написал прошение о любви/”, “Общая газета”, №38(320), 23-29 сентября 1999, стр. 10)

 

Примечание запоздалое, о “демонизме Бродского”:

 

****    “В знаменитой антологии Кузьминского “Голубая лагуна” приведен отзыв обо мне (сделанный, повидимому, уже в эмиграции)* Юлии Вознесенской: “дьяволоват и холоден”. Не знаю, на чем основывала свое суждение многогрешная мать Тереза питерского андерграунда, с которой мы едва были знакомы, но вот применительно к Бродскому, каким он предстает в книге Волкова, обе эти характеристики бьют в яблочко: он дьяволоват в разговоре о стихах и холоден в личных воспоминаниях.”

(В.Топоров, Дневник литератора, “Иосиф Бродский: разговор с небокоптителем”, “Смена”, 6 ноября 1998, стр. б/н.)

 

* достаточно открыть том 5Б хвалёной “Лагуны”:

“Кстати, он /Ширали/ познакомил меня с Топоровым. Умница. Холоден, но дьяволоват. Приятен, но не представляю, как с ним можно водить дружбу. Поживем, увидим!”

(Дневник Юлии Вознесенской, запись 18 августа 1975 г., Ант., том 5Б, стр. 16)

– задолго до посадки её в 77-м, до эмиграции в 81-м?, до всего...

... а что до Бродского и Волкова – всё точно; правда, этаким чортиком-мефистофелем на фото М.Волковой (к “Диалогам”) выглядит плешивый Соломон, искушающий далеко не святого и лысого Иосифа...

... рецензия же Топорова на С.Волкова – как всегда, блеск. единственный критик, кроме М.Трофименкова (но тот из молодых и голубых), на весь Питер, многомиллионный...

 

(Новиков и Галковский, Могутин и Денис Горелов, но то Москва уже, а то и Верников, Екатеринбург – не так уж много... ну, Терехов и Быков, да полузабытый муж “пираньи”-Горячевой, а так – эпштейны и их пенисы, гройсы и бейцы...)

 


   
назад  

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

 

дальше

 

на главную