“ЗНАМЕНИТАЯ АНТОЛОГИЯ” (КОТОРУЮ НИКТО НЕ ЧИТАЛ)
“... круг
Константина Кузьминского...”
(В.Тучков, “Кирпич на могилу цензуры” /рецензия на антологию “Самиздат века”/,
“Пушкин”, №5, 1 июля 1998, стр. 20)
“В
знаменитой антологии Кузьминского “Голубая лагуна”...”
(В.Топоров, Дневник литератора, “Иосиф Бродский: разговор с небокоптителем”,
“Смена”, 6 ноября 1998, стр. б/н.)
“По
точности “Самиздат века”, увы, не безусловно превзошел “У Голубых лагун” –
знаменитую антологию самиздата, творение Константина Кузьминского. Во всяком
случае, в некоторых комментариях. Но по емкости на единицу текста и широте
охвата явления превзошел “Голубые лагуны” безусловно.”
(В.Уфлянд,
“Итоги века”, “Панорама”, Лос-Анжелес, №927, 13-19 января 1999, стр. 54)
– не
понял: кто кого в чём “не превзошёл”? и вдобавок, “не безусловно”?...
... но по
пошлятине в.уфлянд, безусловно, превзошёл сам себя:
“Есть
живопись для масс: Глазунов, Шилов, – и для понимающих: Богомолов, Овчинников и
т.п.”
–
перечислив двух заведомых гнойных коммерсушников в пику матёрым профессионалам
московского китча...
... и по
малограмотности тоже: “Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны”
(1980-86, 9 томов) превращается, почему-то, в множественное число лагун – по
числу томов?
ЕЩЁ ОДИН
КИРПИЧ (И – ПО МОРДЕ...)
Привезли,
днями – астролог и тантрист Танчук, со своими сиренами – второй неподъёмный
кирпич издательства “Полифакт”, “Самиздат века”, в тыщу страниц (1053), где,
помимо лагерно-диссидентского и фольклорного разделов (редакторы,
соответственно, А.Стреляный и В.Бахтин), имеются и 400 стр. (339-750)
поэтических, “Непохожие стихи”; редактор Генрих Сапгир (соредакторы Вл.Кулаков и
И.Ахметьев значатся только на обороте титульного), где приводятся стихи 261
поэта, от одного-двух текстов до двух-трёх страниц на нос. Куда вошли почти все
имевшиеся у меня “основные” поэты, добавились – единицы и поколение,
нарисовавшееся после 70-х-80-х (моя антология заканчивается 1986-м).
Впечатление – эффектное, помимо текстов имеется и с дюжину (15!) блоков цветных
и ч/б фот (составитель Н.Ордынцев), только меня там – 2 цветные страницы (полный
сет 9 томов антологии и куча рукодельных изданий “Подвала”, всё – из собрания
Е.Витковского – откуда?) и 3 ч/б фотки во всех видах – от голого до лежащего с
бутылкой, и голая Н.Медведева, расписанная моим именем, с дюжину фот из
Антологии (не указано), словом, обижаться, вроде, не на что. Упоминаний
Антологии – от вступительной статьи Г.Загянской и Н.Ордынского до статьи о
“самиздате” В.Кривулина, самых уважительных – не перечесть, обо мне – тоже мило
(и даже объективно), но...
“За
Державина обидно!” (цитатой, вроде, из Лесскиса), и за “племя молодое,
незнакомое”.
За
знакомых – и паче. Поэт Ширали (без вводки) представлен тремя безликими
почеркушками на пол-страницы, а, скажем, “этих гнойных шопотливцев”, как назвал
их я в недавнем писме к кулакову (сабурова, иоффе, айзенберга и примкнувшего
коваля) – целых 11 страниц! (491-512).
И так –
со многими (чуть не сказал – со всеми. Не со всеми, но: с Бокштейном,
Галансковым, Горбаневской, Делонэ, О.Прокофьевым, Худяковым, Лёном – называю
имена позаслуженнее и повесомее “шопотливцев”, а ведь это – Москва, за Питер и
не говорю... Треть странички, полстишка... И проломлена башка... – Но это уже из
рецензии В.Сосноры на молодых, в 70-е, см. Ант., том 5А? Не помню. “Десять
проломленных головок” называлась.)
Вводки
самого пана-редактора Сапгира не заслуживают никакой критики (так, ни о чём и
ничего). И даже классики “самиздата” – представлены либо нерепрезентативными,
либо просто неграмотными подборками, случайных стихов (“на вкус”).
Ссылок-то
на Антологию есть... Да только, похоже – ни Сапгир, ни подручные его – не
читали. В значимом тексте раннего (анонимного) Вознесенского “Довольно
околичностей!” – пропущена целая заключительная строфа:
“Распахнутые двери,
Сметённые
посты,
И –
ярость новой ереси.
И –
яркость правоты!”
– вполне
имеющаяся в томе 1-м Антологии.
Глеб
Горбовский – и вообще представлен по отцензурированным Совписом публикациям, а
не по изданиям его архивариуса Б.Тайгина в том же томе 1-м.
И
дюжина-другая иных и прочих ляпсусов, включая и ИЗО: “В томе также использованы
фотографии ... Бориса Пти, О.Смирнова [В.Смирнова? – Валентина-Марии Тиля? –
их там есть], Бориса Смелого...”, который и есть покойный “Птишка”,
“Пти-Борис” (в отличие от “Гран-Бориса”, Кудрякова), он же Боренька Смелов – см.
тома Антологии от 1-го до 5-х, и особенно – том 4А, где есть и фото его, и о
нём... Придворный экстра-класс фотограф питерских поэтов и подаренный мною отчим
Мити Шагина, главного “митька”; замёрзший по пьяни в январе 1998-го – ещё одна
жертва самиздатско-богемного круга...
Зато
какие понты! Тут и “Административная группа программы “Итоги века. Взгляд из
России”, в составе полудюжины лиц, и “суперобложка и плакат В.Цеслера,
С.Войченко”, и “фото на суперобложке В.Гиппенрейтера”, и “медаль Н.Байрачного”,
и “штамп медали изготовил гравер И.Иванов”, и “сертификаты призового розыгрыша
отпечатаны в типографии издательства “Полифакт”, художник Татьяна Нехай” – нехай
бы этих дармоедов перепутали, так нет...
Полагаю,
все они получили свои призы и гранты, зарплаты и гонорары. Все, кроме меня (и
моих фотографов). Но я и не числюсь в со-составителях, ни даже в корректорах
этого очередного монумента пост-совкового оффициоза. Так, попользовались,
похалявничали кулаковы-ахметьевы, из отданного для публикации женьке степанову
ксерокопированного сета всех 9-ти томов, а в ленинград съездить, к
рекомендованным мною эрлю, шнейдерману, тайгину – у них денег на билет не
нашлось. Сапгир же, похоже, вообще “свадебный генерал” – половины поэтов, как он
сам пишет, и не знал, а кого знал – не очень-то и помнил. (К примеру, “Ни дня
без строчки” своего /его и моего/ друга Бахачняна – представляют не “тоже
книжку, в виде дневника, каждый день в котором отмечен строчкой многоточий”
(Сапгир, вводка, стр. 577), а рукописную тетрадь из 365 строк: “Строчка,
написанная 1 января 1978(?) года. // Строчка, написанная 2 января 197...” и так
далее, до 31 декабря. Год, вроде, был не високосный. Книжка где-то завалена. Не
Баху же звонить?... Издание Марьи Васильевны Розановой-Синявской, “Синтаксис”,
Париж.)
Ну,
Сапгиру простительно. И за стихи, и за старость (70 лет, чать!), и за
несгибаемый нон-конформизм в те, уже далёкие, годы.
Но
40-летним пиздодуям, канающим к тому же за литкритиков (см. “Поэзия как факт”
В.Кулакова, на которую я отписал с 40 страниц замечаний, с полгода назад),
простить этого никак нельзя.
И ещё
один “генерал от литературы”, Лев Аннинский, автор вступительной статьи, на
шести страницах литературно говорит “о литературе вообще”, а не о самиздате в
частности (всплывает лишь одно имя: “Ленин – в Разливе, Гагарин – в ракете,
Айзенберг – в очереди за вином”. – стр. 8), последним абзацем произносит себе
приговор: “Даю имена поэтов, чьи стихи помогли мне очертить “душу самиздата”:
Андрей Товмосян, Борис Ванталов, Александр Величанский, Эдуард Лимонов, Леонид
Иоффе, Дмитрий Веденяпин, Марк Шатуновский, Александр Фрадис, Андрей Дмитриев,
Андрей Сергеев, Юрий Колкер. Большинство имен малоизвестны.” (Стр. 10).
– даже
мне... Хотя 7 из них – у меня в антологии, в том или ином виде.
... Но
простим ему, сов.критику. За “Лесковское ожерелье”, хотя бы...
/22-23
сентября 1999/
ОТСТУПЛЕНИЕ В ЕЩЁ ОДИН “КИРПИЧ”, НИКОМУШЕНЬКИ НЕ НУЖНЫЙ (ДАЖЕ МНЕ): “СТРОФЫ
ВЕКА-2”, МНОЮ НЕ ЧИТАННЫЙ, НО ЗАВЕДОМО ЗНАКОМЫЙ
В третьем
“кирпиче” – “строфах века-2”, антологии переводов под редакцией витковского, я,
вроде бы, не присутствую, хотя 3 моих перевода из байрона (и недурных) имеются в
томе 2А моей антологии, имеющейся у витковского и, уж всяко, мой “перевод с
французского”, единственные стихи в “тропике рака” генри миллера –
растиражирован уже миллионными тиражами. Но это проблемы витковского, не мои.
Тем более, что он – шенгелианец, а мы, как известно, принадлежим к школе
т.г.гнедич, противной.
(И, как мне
сегодня напомнили, витковский из зарубежных поэтов чрезвычайно высоко ставит
графомана ивана елагина, полностью сходясь во мнениях с фёдором панфёровым,
автором “брусков”. Не говоря, что педрила перелешин, русско-бразильский
бумагомарака, сделал оного витковского – “ариэлем”, “человеком голубой луны” в
своей преклонной однополой лирике. Мне с этой публикой, как и с попукивающими
патронами бобышева, иваском и чинновым – западло было бы даже рядом срать
садиться. Впрочем, я и не садился. Это чиннов приебался ко мне на каком-то моём
чтении – почему я их не люблю? А за что мне их любить? Я же – не витковский и не
девочка-димочка. Мне и без них есть кого любить – сотню-другую поэтов моей
антологии, плюс немалую сотню “не вошедших”, и весь решительно левый авангард.)
/сентябрь 1999/ |