ПОСТСКРИПТУМ, ОН ЖЕ ЭПИГРАФ – К МИНЕ? К НАС? К?:
(из
забытого, школьного)
Блажен
незлобивый поэт,
В ком
мало желчи, много чувства:
Ему так
искренен привет
Друзей
спокойного искусства.
Ему
сочувствие в толпе,
Как ропот
волн, ласкает ухо;
Он чужд
сомнения в себе –
Сей пытки
творческого духа;
Любя
беспечность и покой,
Гнушаясь
дерзкою сатирой,
Он прочно
властвует толпой
С своей
миролюбивой лирой.
Дивясь
великому уму,
Его не
гонят, не злословят,
И
современники ему
При жизни
памятник готовят...
Но нет
пощады у судьбы
Тому, чей
благородный гений
Стал
обличителем толпы,
Ее
страстей и заблуждений.
Питая
ненавистью грудь,
Уста
вооружив сатирой,
Проходит
он тернистый путь
С своей
карающею лирой.
Его
преследуют хулы:
Он ловит
звуки одобренья
Не в
сладком ропоте хвалы,
А в диких
криках озлобленья.
И веря и
не веря вновь
Мечте
высокого призванья,
Он
проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, –
И каждый
звук его речей
Плодит
ему врагов суровых,
И умных и
пустых людей,
Равно
клеймить его готовых.
Со всех
сторон его клянут
И, только
труп его увидя,
Как много
сделал он, поймут,
И как
любил он – ненавидя!
(Н.А.Некрасов, 1852, ПСС, 1948-53, т. 1, стр. 65-6)
“При
печатании стихотворения в журнале цензура запретила указать, что оно относится к
Гоголю (В.Е.Евгеньев-Максимов, Некрасов и Петербург, Л., 1947, стр. 87)...”
– в
результате:
“В 1917
г. В.И.Ленин использовал это стихотворение Некрасова в борьбе с буржуазной
печатью, клеветавшей на большевистскую партию:
“Большевик вообще, – писал Ленин, – мог бы применить к себе известное изречение
поэта:
Он
слышит звуки одобренья
Не в
сладком ропоте хвалы,
А в
диких криках озлобленья.
(В.И.Ленин, Собр. соч., изд. 3-е, т.
XXI,
стр. 93)...”
–
отчего пострадал вовсе даже Тургенев:
“Стихотворение Некрасова произвело большое впечатление на И.С.Тургенева. ...
Тургенев писал: “... под впечатлениеим их нашел я несколько слов для
“Петербургских ведомостей” (“Тургенев и круг “Современника”, М.-Л., 1930, стр.
152-153)
Эти-то
“несколько слов”, написанные под впечатлением некрасовского стихотворения
послужили причиной ареста и ссылки Тургенева...”
стр.
536-7)
–
прочно забытая классика, со времени школьных лет; 45 лет спустя –
присоединяюсь...
...
можно и иначе, только – зачем? “dubia”
(сомнительное?), писанное от не хуя делать:
ПЛАКАЛА
САША... РЮМИЛА УЛЯ...
(“Руконог”,
стихи на сон грядущий, в книгу “для легкого чтения”)
“И кружит
над ними с хохотом
Черный
тигр-шестокрылат”
(Некрасов, “Влас”, т.1, 104)
и
шерстокрылый серафим
на
перепутьи мне явился
(пушкин
/ я)
“И уж
куда как становится зол
Крылья
свои опаливший орел”
(Некрасов, “Саша”, т.1, 128)
“птица
пфеникс
обжегшая пенис”
(я,
1980-е)
“Среди
мосвичей, увидевших в “Саше” отречение Некрасова от обличительной и “желчной”
поэзии, был и С.Т.Аксаков. ...
Константин Аксаков, считая, что прежние стихотворения Некрасова были нередко
“пропитаны едким цинизмом”, увидел в поэме “Саша” отказ от “цинизма”...
К
Аксаковым примкнул Аполлон Григорьев, ... увидевший в “Саше” примирение
Некрасова с “рассейской” действительностью: “Сердце поэта устало питаться
злобою”...
Молодой
Лев Толстой тоже увидел в “Саше” отказ Некрасова от прежнего обличительного
направления и горячо приветствовал его за ... “примирение с
действительностью”...
Все эти
отзывы были основаны на ошибочном истолковании “Саши”.
(Историко-литературный комментарий К.Чуковского, т.1, 556-7)
“Ст.
177-232 были перепечатаны (без разночтений) с заглавием: “Срубленный лес.
(Отрывок)” и подписью: “Н.Некрасов” в сб. “Для легкого чтения”, П. 1856, т.2,
стр. 222-224.”
558)
– 17
страниц разночтений, заготовок, вариантов, где героиня изначально называется
Улей*, а не Сашей
(*
нешто прообраз громовой?...)
...
начало моего “семейства рыбаря”, оказывается, перифраз “саши”, правда, последняя
глава – из “12-ти” блока...
ИЗ
ИЗГОТОВЛЯЕМОГО ИЗБОРНИКА
“РУКОНОГ,
ИЛИ СТИХИ НА СОН ГРЯДУЩИЙ” (1964-83)
(выборочный триптих, с зачином)
РУКОНОГ
Он стоит предо
мною, горилла,
кривоног,
волосат и зобат...
Сколько раз я
тебе говорила:
– Не води ты
меня в зоопарк!
По ночам
просыпаюсь от боли
и впадаю опять в
забытьё:
руконог,
притворившись тобою,
душит тонкое
горло моё.
И подушки
удушием смяты,
и нет сил
дотянуться до рук...
Из твоих
вырываюсь объятий,
и горилле
объятья дарю.
Что ни ночь – в
холодеющем гаме
этих снов – этих
рук ломотьё:
руконог обвивает
ногами
посиневшее тело
моё.
И борюсь, и
боюсь – до рассвета,
не дождусь
возвращения дня:
волосатой,
свисающей с веток,
тёмной тушей он
душит меня.
Ведь не зря я
тебе говорила:
– Не води ты
меня в зоопарк!...
По ночам к нам
приходит горилла,
кривоног,
волосат и зобат...
3.46.8.3.64 |
* см.
руконог стаса красовицкого (ант., т.1), виктора соколова “рыжей кошки” (ант.
4б?), издательство “руконог” 20-х и где-то ещё...
сама
статуэтка, начала века, обезьяны похищающей красавицу, подарена вдовой надеждой
афанасьевной
N.,
в наш недороман январский (года написания) в москве...
возможно, посвящается моей третьей супруге, людмиле ивановне
калининой-кузьминской (проживающей в челябе; новую фамилию я не смог упомнить...
а компьютор? – ткачева!), у неё и справляйтесь...
СЕМЕЙСТВО РЫБАРЯ
М.Арм.*
1
вялая ручка
синяя ножка
плавала в
грязной лохани как плошка
мама сынка
порубила ножом
папа в кадушке
головку нашёл
сделаем нового
мама сказала
папе мошонку
верёвкой связала
папа китаец а
мама нанайка
с лета у папы не
стирана майка
пахнет
подгнившею кожей сапог
мама под папой
надрывно сопит
мамин весёлый в
горошинку ситец
задран на бёдра
делает сидя
папа на маме и
мама на папе
папа похлопал
легонько по попе
мама у папы
кусает носок
папа у мамы
щекочет сосок
папа и мама
резвятся как дети
мокнут давно на
дворе его сети
кои подгнивши с
обоих концов
ловят упорно
одних мертвецов
трупы в сарае
поленицей дров
мама здорова и
папа здоров
кушают дети одни
отбивные
младни сосали
рожки обувные
бабке и дедке
давали котлетки
и продавали
покойных баретки
юбки
бюстгальтеры польта и брюки
трупы лежали
сложивши на брюхе
вспухшие руки в
которых свеча
и дожидались они
секача
мама решила
побаловать папу
и на сынка
занесла она лапу
спи мой сыночек
в кадушке мочась
будет готово
рагу через час
папа свежатинки
год уж не ел
и соответственно
маму не ел
спи мы заделаем
дочку сыночек
папа желает
печонки и почек
ибо приелись ему
мертвяки
хочешь отрежу
кусочек ноги
папа покушал
папа рыгнул
папа к
столешнице маму нагнул
и на плеча ей
задрав сарафан
он раздувал её
как самовар
2
прибежали в избу
дети
папа маму бросил
ети
и помчался с
топором
по пятам за
детворой
папа рубит колет
режет
у него зубовный
скрежет
мама вялит парит
жарит
и в печи ухватом
шарит
испекла алёнушку
испекла иванушку
из неё оладушки
из него же
вандыши
кушай папа
слушай маму
мама бросит
кости в яму
а приедут гости
будут кушать
кости
3
сидит рыбарь как
пёс голодный
и в мамин мех
упрятал нос
в кадушке
плавает головка
и рядом пара
белых ног
он начитавшись
льва толстого
решил навеки
бросить есть
а мама на глазах
толстеет
и надо еженощно
еть
рыбарь рыбарь
зачем твой парус
надулся ветром
как пузырь
в подпечке щи
исходят паром
наваром постным
из кирзы
и с уполовником
старуха
танцует польку у
плиты
зачем старается
стряпуха
когда не пищи
жаждешь ты
и пробудившаяся
совесть
тебя бодает как
коза
о где ты
сольвейг где ты сольвейг
и мальчики
кровавые в глазах
4
и мама говорит
тебе: рыбарь
сиди читай
толстого и букварь
/1 августа 1981/ |
*
М.Армалинский-Пельцман, графоман-копрофаг, которого следовало бы “забыть, как
безумного Герострата”, настырный питерско-американский издатель
тошнотно-порнографических “Тайных записок Пушкина 1836-37 гг.”, дешёвого и
тупого фальшака. (См. мудацкую рецензию И.Зильберштейна о нём, в “Огоньке”, или
же в изданной Пельцманом-Баевским “Парапушкинистике”). Автор (помимо прочей
графомании) одного достойного рассказа “Сделка” (в сб. “Мускулистая смерть”) и
книги “Стихов о любви и похоти” (“от которых у меня 2 месяца не стоял”, что и
отмечено в моей рецензии начала 80-х, исчезнувшей).
* “...
зачем твой парус
надулся
ветром как пузырь...” –
–
перифраз из в.и.эрля: “о парус мой! зачем надутый?”,
приводящийся также перифразом в “алых
penis'ax”
(ант., том 4б, см.)
“старуха, танцующуя польку с уполовником у плиты” – тоже откуда-то, тщетно
тужусь вспомнить...
ГИНЕКОЛОГ НОЧЬЮ
1
“и яйца точит шашель
и нестерпимый кашель”
имел подпольный
абортарий
подобный
камере-обскуре
невинность девы
обретали
путём утонченной
обслуги
по пересадке
этих складок
поближе к выходу
из оной
и пенис жалок
был и гадок
и пахнул йодом и
озоном
зане беззубый
гинеколог
игриво пальчиком
касался
и волос тонок
волос долог
в затменьи
пенисом казался
когда же вайль и
гениталис
статью об этом
поместили
виденья дачи
генеральской
на брайтон-бич
ему помстились
он дачу строил в
виде входа
и мох сажал на
крыше оной
стояла тёплая
погода
и влажно было её
лоно
он дом лепил с
её модели
как полудырчатая
плева
вели куда-то эти
двери
и поворачивали
влево
вели фаллопиевы
трубы
наверх к
двух-бедрумным меж бёдер
и малые смеялись
губы
поскольку врач
был явный пидер
жену имея для
проформы
детей зачав
случайной каплей
он изучал нагие
формы
влагалищ что
пред ним мелькали
2
партеногенетически
во славу нашей
партии
он бёдра мял и
титечки
и форму им
попортил
лоханка с
мондавошкою
овчиною заросшая
в неё копал он
ложкою
и выскребал
зародышей
массаж с горячей
ванною
чесал он темя
лысое
горящею гаваною
совал он в лоно
стылое
и даме ставил
градусник
в анальное
отверстие
и пенис мокрый
гадостный
поклоны ей
отвешивал
и утеревши брюки
на коих
спермацет
спокойно брал он
в руки
сверкающий
ланцет
и ласково
касаясь
подобием пера
он потрошил
красавиц
попользовав
сперва
3
а по ночам наш
врач потел и чах
его манила колец
бирюза
сочилась
медленно из ран моча
и мальчики
кровавые в глазах
и мальчики
бегущие вокруг
и мальчики
кричащие в ночи
они его
вовлекшие в игру
топили в луже
стынущей мочи
мечась на ложе
доктор полужив
жена сопит
спокойно на боку
а мальчики
кровавые ножи
в него втыкают
молча на бегу
а мальчики а
моцарты их рты
раскрыты
предложением любви
мохнатые
подбольные кроты
их органы в
дымящейся крови
он руки мыл до
мяса по ночам
под душем
охлаждающим простыл
но мальчики
кровавые кричат
и девочки на
белизне простынь
4
тогда он ушёл в
монахи
постился до
первой звезды
чтоб больше не
видеть мохнатой
и лиловатой
пизды
носил власяницу
на теле
иглой зашивал он
рукав
но руки его
потели
и скальпель
искала рука
/7 мая 1982/ |
–
параллели и парафразы разыскивайте сами.
ИСТОРИЯ ДЖЕКА
ПОТРОШИТЕЛЯ
Дж.Б.
(посвящение снимается за протухлый
академизм
и эстетический конформизм
и перепосвящается, з запозданием –
Джине Лурье, она же... “Х”,
и сержанту Бертрану)
1.
ударив бабу по
виску
он ощутил тоску
рука тянулась к
утюгу
он ворковал
агу-агу
и труп тащил он
по песку
к ближайшему
леску
зарыт землёю
хладный труп
уж он не видит
алых губ
и над могилой
вырос гриб
а также древо
граб
её в ушах
предсмертный хрип
и губ оскал
угрюм и крив
и по лобку
струится кровь
топорщатся вихры
а он с лопатой и
киркой
уже спешит
вослед другой
и горло сжав её
рукой
зовёт он дорогой
и этот труп он в
лес влачит
в могилу свежую
вложить
и уличив её во
лжи
вонзил в неё
ножи
2.
он одел её в
белое платье
красную розу
приколол к грудям
и мёртвую
заключал в объятья
и горько рыдал
и вальс танцуя с
трупом
как принц
неотразим
в фаллопиевы
трубы
он до утра
трубил
она имея розу
промеж больших
сосцов
вставала робко в
позу
влекущую самцов
в её глазницах
грустных
застыли две луны
и бёдра как
капуста
роскошны и пышны
но белый платья
саван
движения сковал
и голос
неустанно
в могилу
призывал
3.
побудь со мною
бабочка
молил грозя
клинком
ведь я
чернорабочий
с кровавым
языком
я её топориком
стукнул по
головке
кровь унял
тампоном
положил на лавку
вдоль по этой
лавке
воткнуты булавки
мягче нету ложа
на железе лёжа
я стругал её
рубанком
я пилил её пилой
а она в ответ
рыдала
извивалася змеёй
и тогда я прямо
в пуп
завинтил тебе
шуруп
и холодненьким
железом
ножки плача
резал резал
словно бабочка
крылами
колыхала ты
руками
и летел лебяжий
пух
и кричала
громко: ух
4.
зарыли голубку
в земляную зыбку
лежит похожая на
рыбку
в устах таит она
улыбку
лежит холодная и
голая
не дышит и не
движет членами
и помертвели
губы алые
меж плотно
сжатыми коленами
и по пупу ползёт
червяк
там где лежала
раньше роза
в остывшем теле
сахароза
и ноги пляшут
краковяк
ах я зачем тебя
убил
любовник
горестный вопил
и в грудь себе
кинжал вонзил
и так себя убил
5.
и снились деве
лавка
рубанок и утюг
поскольку стала
мавка
а джек курил
тютюн
в животе у неё
расцветал солитёр
и лежал в
изголовьи топор
/23 июня 1981/ |
|