Константин К. Кузьминский

“ПИСМО НА ДЕРЕВНЮ ДЕВУШКЕ”

   

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

 

 

   

 

 

ПОСТСКРИПТУМ, ОН ЖЕ ЭПИГРАФ – К МИНЕ? К НАС? К?:

(из забытого, школьного)

 

Блажен незлобивый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства.

 

Ему сочувствие в толпе,

Как ропот волн, ласкает ухо;

Он чужд сомнения в себе –

Сей пытки творческого духа;

 

Любя беспечность и покой,

Гнушаясь дерзкою сатирой,

Он прочно властвует толпой

С своей миролюбивой лирой.

 

Дивясь великому уму,

Его не гонят, не злословят,

И современники ему

При жизни памятник готовят...

 

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

 

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

 

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

 

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья, –

 

И каждый звук его речей

Плодит ему врагов суровых,

И умных и пустых людей,

Равно клеймить его готовых.

 

Со всех сторон его клянут

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он – ненавидя!

 

(Н.А.Некрасов, 1852, ПСС, 1948-53, т. 1, стр. 65-6)

 

“При печатании стихотворения в журнале цензура запретила указать, что оно относится к Гоголю (В.Е.Евгеньев-Максимов, Некрасов и Петербург, Л., 1947, стр. 87)...”

– в результате:

“В 1917 г. В.И.Ленин использовал это стихотворение Некрасова в борьбе с буржуазной печатью, клеветавшей на большевистскую партию:

“Большевик вообще, – писал Ленин, – мог бы применить к себе известное изречение поэта:

Он слышит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

(В.И.Ленин, Собр. соч., изд. 3-е, т. XXI, стр. 93)...”

– отчего пострадал вовсе даже Тургенев:

“Стихотворение Некрасова произвело большое впечатление на И.С.Тургенева. ... Тургенев писал: “... под впечатлениеим их нашел я несколько слов для “Петербургских ведомостей” (“Тургенев и круг “Современника”, М.-Л., 1930, стр. 152-153)

Эти-то “несколько слов”, написанные под впечатлением некрасовского стихотворения послужили причиной ареста и ссылки Тургенева...”

стр. 536-7)

 

– прочно забытая классика, со времени школьных лет; 45 лет спустя – присоединяюсь...

 

... можно и иначе, только – зачем? “dubia” (сомнительное?), писанное от не хуя делать:

 

ПЛАКАЛА САША... РЮМИЛА УЛЯ...

(“Руконог”, стихи на сон грядущий, в книгу “для легкого чтения”)

 

“И кружит над ними с хохотом

Черный тигр-шестокрылат”

(Некрасов, “Влас”, т.1, 104)

 

и шерстокрылый серафим

на перепутьи мне явился

(пушкин / я)

 

“И уж куда как становится зол

Крылья свои опаливший орел”

(Некрасов, “Саша”, т.1, 128)

 

“птица пфеникс

обжегшая пенис”

(я, 1980-е)

 

“Среди мосвичей, увидевших в “Саше” отречение Некрасова от обличительной и “желчной” поэзии, был и С.Т.Аксаков. ...

Константин Аксаков, считая, что прежние стихотворения Некрасова были нередко “пропитаны едким цинизмом”, увидел в поэме “Саша” отказ от “цинизма”...

К Аксаковым примкнул Аполлон Григорьев, ... увидевший в “Саше” примирение Некрасова с “рассейской” действительностью: “Сердце поэта устало питаться злобою”...

Молодой Лев Толстой тоже увидел в “Саше” отказ Некрасова от прежнего обличительного направления и горячо приветствовал его за ... “примирение с действительностью”...

Все эти отзывы были основаны на ошибочном истолковании “Саши”.

(Историко-литературный комментарий К.Чуковского, т.1, 556-7)

 

“Ст. 177-232 были перепечатаны (без разночтений) с заглавием: “Срубленный лес. (Отрывок)” и подписью: “Н.Некрасов” в сб. “Для легкого чтения”, П. 1856, т.2, стр. 222-224.”

558)

 

– 17 страниц разночтений, заготовок, вариантов, где героиня изначально называется Улей*, а не Сашей

(* нешто прообраз громовой?...)

... начало моего “семейства рыбаря”, оказывается, перифраз “саши”, правда, последняя глава – из “12-ти” блока...

 

ИЗ ИЗГОТОВЛЯЕМОГО ИЗБОРНИКА

“РУКОНОГ, ИЛИ СТИХИ НА СОН ГРЯДУЩИЙ” (1964-83)

(выборочный триптих, с зачином)

 

РУКОНОГ

 

Он стоит предо мною, горилла,

кривоног, волосат и зобат...

Сколько раз я тебе говорила:

– Не води ты меня в зоопарк!

 

По ночам просыпаюсь от боли

и впадаю опять в забытьё:

руконог, притворившись тобою,

душит тонкое горло моё.

 

И подушки удушием смяты,

и нет сил дотянуться до рук...

Из твоих вырываюсь объятий,

и горилле объятья дарю.

 

Что ни ночь – в холодеющем гаме

этих снов – этих рук ломотьё:

руконог обвивает ногами

посиневшее тело моё.

 

И борюсь, и боюсь – до рассвета,

не дождусь возвращения дня:

волосатой, свисающей с веток,

тёмной тушей он душит меня.

 

Ведь не зря я тебе говорила:

– Не води ты меня в зоопарк!...

По ночам к нам приходит горилла,

кривоног, волосат и зобат...

 

3.46.8.3.64

 

* см. руконог стаса красовицкого (ант., т.1), виктора соколова “рыжей кошки” (ант. 4б?), издательство “руконог” 20-х и где-то ещё...

сама статуэтка, начала века, обезьяны похищающей красавицу, подарена вдовой надеждой афанасьевной N., в наш недороман январский (года написания) в москве...

возможно, посвящается моей третьей супруге, людмиле ивановне калининой-кузьминской (проживающей в челябе; новую фамилию я не смог упомнить... а компьютор? – ткачева!), у неё и справляйтесь...

 

 

СЕМЕЙСТВО РЫБАРЯ

 

                                 М.Арм.*

1

 

вялая ручка синяя ножка

плавала в грязной лохани как плошка

мама сынка порубила ножом

папа в кадушке головку нашёл

 

сделаем нового мама сказала

папе мошонку верёвкой связала

папа китаец а мама нанайка

с лета у папы не стирана майка

 

пахнет подгнившею кожей сапог

мама под папой надрывно сопит

мамин весёлый в горошинку ситец

задран на бёдра делает сидя

 

папа на маме и мама на папе

папа похлопал легонько по попе

мама у папы кусает носок

папа у мамы щекочет сосок

 

папа и мама резвятся как дети

мокнут давно на дворе его сети

кои подгнивши с обоих концов

ловят упорно одних мертвецов

 

трупы в сарае поленицей дров

мама здорова и папа здоров

кушают дети одни отбивные

младни сосали рожки обувные

 

бабке и дедке давали котлетки

и продавали покойных баретки

юбки бюстгальтеры польта и брюки

трупы лежали сложивши на брюхе

 

вспухшие руки в которых свеча

и дожидались они секача

мама решила побаловать папу

и на сынка занесла она лапу

 

спи мой сыночек в кадушке мочась

будет готово рагу через час

папа свежатинки год уж не ел

и соответственно маму не ел

 

спи мы заделаем дочку сыночек

папа желает печонки и почек

ибо приелись ему мертвяки

хочешь отрежу кусочек ноги

 

папа покушал папа рыгнул

папа к столешнице маму нагнул

и на плеча ей задрав сарафан

он раздувал её как самовар

 

2

 

прибежали в избу дети

папа маму бросил ети

и помчался с топором

по пятам за детворой

 

папа рубит колет режет

у него зубовный скрежет

мама вялит парит жарит

и в печи ухватом шарит

 

испекла алёнушку

испекла иванушку

из неё оладушки

из него же вандыши

 

кушай папа слушай маму

мама бросит кости в яму

а приедут гости

будут кушать кости

 

3

 

сидит рыбарь как пёс голодный

и в мамин мех упрятал нос

в кадушке плавает головка

и рядом пара белых ног

 

он начитавшись льва толстого

решил навеки бросить есть

а мама на глазах толстеет

и надо еженощно еть

 

рыбарь рыбарь зачем твой парус

надулся ветром как пузырь

в подпечке щи исходят паром

наваром постным из кирзы

 

и с уполовником старуха

танцует польку у плиты

зачем старается стряпуха

когда не пищи жаждешь ты

 

и пробудившаяся совесть

тебя бодает как коза

о где ты сольвейг где ты сольвейг

и мальчики кровавые в глазах

 

4

 

и мама говорит тебе: рыбарь

сиди читай толстого и букварь

 

/1 августа 1981/

 

* М.Армалинский-Пельцман, графоман-копрофаг, которого следовало бы “забыть, как безумного Герострата”, настырный питерско-американский издатель тошнотно-порнографических “Тайных записок Пушкина 1836-37 гг.”, дешёвого и тупого фальшака. (См. мудацкую рецензию И.Зильберштейна о нём, в “Огоньке”, или же в изданной Пельцманом-Баевским “Парапушкинистике”). Автор (помимо прочей графомании) одного достойного рассказа “Сделка” (в сб. “Мускулистая смерть”) и книги “Стихов о любви и похоти” (“от которых у меня 2 месяца не стоял”, что и отмечено в моей рецензии начала 80-х, исчезнувшей).

* “... зачем твой парус

надулся ветром как пузырь...” –

– перифраз из в.и.эрля: “о парус мой! зачем надутый?”,

приводящийся также перифразом в “алых penis'ax” (ант., том 4б, см.)

“старуха, танцующуя польку с уполовником у плиты” – тоже откуда-то, тщетно тужусь вспомнить...

 

 

ГИНЕКОЛОГ НОЧЬЮ

 

1

               “и яйца точит шашель

                 и нестерпимый кашель”

 

имел подпольный абортарий

подобный камере-обскуре

невинность девы обретали

путём утонченной обслуги

 

по пересадке этих складок

поближе к выходу из оной

и пенис жалок был и гадок

и пахнул йодом и озоном

 

зане беззубый гинеколог

игриво пальчиком касался

и волос тонок волос долог

в затменьи пенисом казался

 

когда же вайль и гениталис

статью об этом поместили

виденья дачи генеральской

на брайтон-бич ему помстились

 

он дачу строил в виде входа

и мох сажал на крыше оной

стояла тёплая погода

и влажно было её лоно

 

он дом лепил с её модели

как полудырчатая плева

вели куда-то эти двери

и поворачивали влево

 

вели фаллопиевы трубы

наверх к двух-бедрумным меж бёдер

и малые смеялись губы

поскольку врач был явный пидер

 

жену имея для проформы

детей зачав случайной каплей

он изучал нагие формы

влагалищ что пред ним мелькали

 

2

 

партеногенетически

во славу нашей партии

он бёдра мял и титечки

и форму им попортил

 

лоханка с мондавошкою

овчиною заросшая

в неё копал он ложкою

и выскребал зародышей

 

массаж с горячей ванною

чесал он темя лысое

горящею гаваною

совал он в лоно стылое

 

и даме ставил градусник

в анальное отверстие

и пенис мокрый гадостный

поклоны ей отвешивал

 

и утеревши брюки

на коих спермацет

спокойно брал он в руки

сверкающий ланцет

 

и ласково касаясь

подобием пера

он потрошил красавиц

попользовав сперва

 

3

 

а по ночам наш врач потел и чах

его манила колец бирюза

сочилась медленно из ран моча

и мальчики кровавые в глазах

 

и мальчики бегущие вокруг

и мальчики кричащие в ночи

они его вовлекшие в игру

топили в луже стынущей мочи

 

мечась на ложе доктор полужив

жена сопит спокойно на боку

а мальчики кровавые ножи

в него втыкают молча на бегу

 

а мальчики а моцарты их рты

раскрыты предложением любви

мохнатые подбольные кроты

их органы в дымящейся крови

 

он руки мыл до мяса по ночам

под душем охлаждающим простыл

но мальчики кровавые кричат

и девочки на белизне простынь

 

4

 

тогда он ушёл в монахи

постился до первой звезды

чтоб больше не видеть мохнатой

и лиловатой пизды

 

носил власяницу на теле

иглой зашивал он рукав

но руки его потели

и скальпель искала рука

 

/7 мая 1982/

 

– параллели и парафразы разыскивайте сами.

 

 

ИСТОРИЯ ДЖЕКА ПОТРОШИТЕЛЯ

 

                      Дж.Б.

                     (посвящение снимается за протухлый

                      академизм

                      и эстетический конформизм

                      и перепосвящается, з запозданием –

                      Джине Лурье, она же... “Х”,

                       и сержанту Бертрану)

 

1.

 

ударив бабу по виску

он ощутил тоску

рука тянулась к утюгу

он ворковал агу-агу

и труп тащил он по песку

к ближайшему леску

 

зарыт землёю хладный труп

уж он не видит алых губ

и над могилой вырос гриб

а также древо граб

 

её в ушах предсмертный хрип

и губ оскал угрюм и крив

и по лобку струится кровь

топорщатся вихры

 

а он с лопатой и киркой

уже спешит вослед другой

и горло сжав её рукой

зовёт он дорогой

 

и этот труп он в лес влачит

в могилу свежую вложить

и уличив её во лжи

вонзил в неё ножи

 

2.

 

он одел её в белое платье

красную розу приколол к грудям

и мёртвую заключал в объятья

и горько рыдал

 

и вальс танцуя с трупом

как принц неотразим

в фаллопиевы трубы

он до утра трубил

 

она имея розу

промеж больших сосцов

вставала робко в позу

влекущую самцов

 

в её глазницах грустных

застыли две луны

и бёдра как капуста

роскошны и пышны

 

но белый платья саван

движения сковал

и голос неустанно

в могилу призывал

 

3.

 

побудь со мною бабочка

молил грозя клинком

ведь я чернорабочий

с кровавым языком

 

я её топориком

стукнул по головке

кровь унял тампоном

положил на лавку

 

вдоль по этой лавке

воткнуты булавки

мягче нету ложа

на железе лёжа

 

я стругал её рубанком

я пилил её пилой

а она в ответ рыдала

извивалася змеёй

 

и тогда я прямо в пуп

завинтил тебе шуруп

и холодненьким железом

ножки плача резал резал

 

словно бабочка крылами

колыхала ты руками

и летел лебяжий пух

и кричала громко: ух

 

4.

 

зарыли голубку

в земляную зыбку

лежит похожая на рыбку

в устах таит она улыбку

 

лежит холодная и голая

не дышит и не движет членами

и помертвели губы алые

меж плотно сжатыми коленами

 

и по пупу ползёт червяк

там где лежала раньше роза

в остывшем теле сахароза

и ноги пляшут краковяк

 

ах я зачем тебя убил

любовник горестный вопил

и в грудь себе кинжал вонзил

и так себя убил

 

5.

 

и снились деве лавка

рубанок и утюг

поскольку стала мавка

а джек курил тютюн

 

в животе у неё расцветал солитёр

и лежал в изголовьи топор

 

/23 июня 1981/

 


   
назад  

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

 

дальше

 

на главную