Приходько.

Автопортрет.

1980-е.

 

 

Неля РАКОВСКАЯ

 

        После бесконечных манхэттенских перспектив небольшой зал галереи Нахамкина смотрелся кунсткамерой с коллекцией злых изящных шарад. С удивлением я открывала нового для меня Шемякина. Зажатые между двух стекол, не касаясь белой стены, висели листы, и на каждом, словно в цветном матовом спирте, плавал то ли космический выходец, то ли философский символ. Тончайшее жало пера подцепило оболочку мира, ловко извлекло наружу части его нутра - и начертило сложнейшие, диаграмма строения их, кровеносную систему, скелет.
        "Лотосовидный Бог" или вечные образы: "Рыцари", "Королева", "Ребекка" - отрешенно соглашались на множество своих значений, но тайна длилась. Метафизические головы связывались несомненным, порой издевательским родством: "Законовед" с "Петрушкой", "Философ" с "Арлекином". Вопрошаешь недвижные акульи глаза и тончайшие линии век и носов. Странная меланхолия, отсвет зеленых пространств... Боги Рыб, Котов, Попугаев. Властный "Бог-Телец". Стремительная феерия спиралей
- марсианские существа, а земные предметы - гитара, кувшин, маска спаялись по абрисам в дышащий нервный лик, который под действием дьявольской силы сплющивается, растекается, застывает в сверкающей плазме.

 

 

        Но в сложнейших вариациях формы промелькнули детали: вилочки рук в манжетах, три букли, зеленый фрагмент мундира - и над ломкой структурой сосудов и мышц - призрачное очертание кивера... Поручик Киже, обретающий плоть? Плоть несуществующего мира.
        Наверно, чтоб истолковать Шемякинские фантасмагории, стоит перечитать Достоевского, Булгакова, Гофмана - и вглядеться в причудливую пластику закатов искусства - маньеризм, рококо, пламенеющую готику - распутать тонкие, но верные узы... Я же подбираю свой ключ - Ленинград-Петербург; мне знакомы, кажется, все обличия его - и художник там жил долго. Истинное понимание души города - и в пронзительном далеком листке "Крюков канал белой ночью", что шелестел среди фотографий с его гравюр, которые в пору безвестности друзья распространяли каждую по 3 рубля, - и в сплетне-легенде - когда Шемякин в Париже прославился, то якобы пожелал купить в Испании побережье, чтоб отстроить там Санкт-Петербург - лирический авантюризм в том же ряду небывалостей, которые художник создал.

 

 

        Итак, несколько лет назад я шла по Грибоедову каналу. День угасал в дожде, и заслон мокрых очков мешал любить осеннюю мглу - и как только я увидела нагромождение старых книг в витрине, которой здесь быть не должно. Вошла. Черные сырые фигуры в тусклом электрическом свете заслоняли тесные полки, продавцы временами роняли: "Два человека... Портфели сюда..." - все переехали с Невского, где дом встал на ремонт. Лень было идти за прилавок, но на прилавке - под стеклом были прижаты удивительные картинки: герои носаты и пучеглазы - но в весомой тишине интерьеров с окошками, в шкале черно-белых тонов... Сразу признавались иллюстрации к "Преступлению и наказанию", и ничего интереснее в этом роде я, пожалуй, не видела... Как фосфоресцирующий ореол вокруг камней ночных набережных, облик Раскольникова - лишь призрачная, эфемерная оболочка фанатичной неумолимой Смерти, широким шагом клацающей по мостику, аж скрутившемуся от адских прикосновений.. - "Это можно купить?" - "Это не продается. - "Что это, хоть, кто это?" - "Художник один знакомый, Шемякин " - "Зачем вы сюда положили?" - "А к месту подходит, канал, понимаете ли..."

 

 

        Позднее, когда уже влияние неизвестного рисовальщика обнаружилось в ленинградской графике, я смогла приобрести его в Лавке на Невском, где полуофициально, понемногу стали его выставлять. Выбрала "Галантный век", а натюрморт, несмотря на миниатюрность, был бы для дома мрачен: предметы напоминали одновременно и щупальца, впивающие черную жидкость из мира и сосуды, хранящие этот яд. И хотя сказывалось благоговейное созерцание в духе нидерландской традиции, натюрморт рассказывал не столько о данных вещах, сколько об умонастроении, окружении. Окружал Петербург, всегда навязчивая идея, и тогдашние натюрморты Шемякина вскрывали одну из тайн города, его недобрую суть. Чернота бутылей -как вода каналов, зевы подворотен, вспоротые окна бесчисленных зданий, вставших на капитальный ремонт; приглушенные звучания фисташковых, золотисто-желтых, голубоватых - цветовая череда их фасадов в извечной прославленной дымке. Ничего прежнего не осталось за ними: рабочие давно обрушили прогнившее нутро, за которое еще как-то цеплялась жидкая атмосфера быта старых петербургских квартир...

 

 

        Но вот в мертвый город с Исаакием во главе прокрались неслышно из тончайших парабол сделанные, невесомые но упругие, в фижмах, кафтанах, буклях манерные существа. Какой сюрреализм изысканный... Что они здесь забыли, что значат выражения эллипсов-лиц? А точеные ручки - то ли для злых дел, то ли беспомощно вокруг тычутся, как у инфантильных слепцов. И мои "Кавалер и Дама" - старинные, в кружеве, но какие крошечные головки, словно мозговые извилинки в орнамент платья перетекли, а клетчатые пол и окошечко, обычные в эпоху Петра, превращают "камору" барокко в пустую камеру, в которой два разодетых болванчика. Герои той же природы не редки в живописи нашего времени, у знаменитого итальянца Де Кирико в композициях с манекенами в закатных косых лучах, а Ортега-и-Гассет, испанский эстетик, полагал дегуманизацию, изъятие человека - смыслом, стремлением искусства XX века, ибо когда зритель занимается человеческими проблемами, он от художественных сущностей оказывается далек. Но Шемякин не изымает героев из Петербурга, а лишь отражает изъятие, тот карнавал, который там до сих пор творится.
        Дома Петербурга, о петербургские обманы, всего лишь боксы людского муравейника, а фасады приставлены, это только маски, изощренные фантазии архитекторов. Там давно не живут петербуржцы, а потомка воспринимаешь как чудо. Там и лица - застывшие маски, крысиный оскал, или клюв, нос в красном гребне скомороха. Головоломные цветные гротески на точеных раскоряченных ножках, и черные тени - души их - пружинят как кружевные коты. Гусары в голубых и красных мундирах седлают на фоне казармы крыс, на зеленом газоне - бандурист и сюита алых казацких фигур с тонкими пиявками чубов на бритых черепах, за ними маячит бледная голова Гоголя в хороводе оборотней-носов, всё собой подменяющих, отовсюду растущих. Оргия порочной нечисти, тот "Петербургский карнавал", что на самом деле.

 

 

        Все петербургские писатели и поэты испытывали искушение святого Антония, - но когда Петербургский художник выводил злые силы на чистую воду? - Впервые. "Не было звездно под маской, ничья не притаилась повесть" - под маской - другая маска, за ней еще одна, а от владельца осталась застежка - "только она и спасает его от распада".
        Архитектурный мираж и раньше уже прорывался лубочными домиками с пустыми глазницами окон - а вертикали, горизонтали перекашивались в стремлении петь в разнобой. В "Карнавале" от волшебства Петербурга остался намек, а в листе, посвященном И.Бродскому, Медный Всадник над длинной казармой - сатирический символ, Конь-Змей, расклубившийся, наконец, над домами. "Петербургский карнавал" Шемякина - Петербург без маски.
        Сколько творцов уверено, что Петербург - единственный возможный объем существования - храм, сложнейшая музыка света которого - главный дирижер сонма произведений искусства, но служитель покинул храм и сотворил новую религию: из оставшихся обрывков, отростков корней, переплетений возникла новая художественная система, каллиграфические письмена которой гипнотизируют, отталкивают, влекут, синтезируясь в один из основных компонентов пластической формулы нашего времени.
 

Нью-Йорк, ноябрь 80

 

 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 

 

 
 
 
 

Папа, мама, жена и дочь. Архив М.Ш. и К.К.
 
 
 

 
 

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2008

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 2Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга