Фото коллаж М. Шемякина

 

Лев Ломинаго (Зайцев).

По мотивам коллажа М.Ш.

 

Шемякин - ККК, на выход трёх томов антологии.

 
 

 

 

 

 

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОФМАНИАНА


        От скоморошества, личин, обрядовых масок, культовых плясок - от Ярилы и Даждьбога, от масленицы и до великого напоста - идет раешник, раскрашенные хари - а тут и футуристы, и цилиндры имажинистов, и шитый бисером кокошник жены Туфанова, и шуба Мандельштама-Гумилева, и японское кимоно Ахматовой - и опять - нагота адамитов и нудистов, допотопные костюмы анабаптистов /амиш/, волосатые битники и бритые плеши детей Кришны. Татуировочка жоржиков и зэков, фиксы и гульфики, боевая раскраска индейцев и "вшивый домик" Бриджит Бардо.
        Все это явления одного ряда, одного порядка - хохломские ложки в петлицах /а если орхидею не укупить?!/, брито-стрижено, клеши и дудочки, мундиры драгун и гусарские ментики, вегетарианская шляпа Кия Гилберта Честертона, нагота и шальвары - и чем голый Кузьминский хуже одетого Седыха?
 

        Художник Шемякин, вскормленный - как, скажем, и Сомов - на всем целиком Эрмитаже /и сына главного хранителя тогда, и чернорабочего - теперь - равно допускали и допускают в "запасники", в святая святых - там Руо и Малевич-Кандинский, не пропущенное цензурой и изъятое с экспозиций/ - человек "до-барочный". Сын полковника Дикой дивизии, ингуша, и актрисы-испанки, воспитанный в готике Дрездена /коего отец был военным коммендантом/, а потом - в Петербурге, начинавший с иллюстраций к Гофману-Гоголю-По и Достоевскому, Шемякин - человек язычески-европейский, типичное порождение Европы и Азии.
        Зимой 63-64 мы с Шемякиным /а также Уфляндом, Овчинниковым, Лягачевым и иными будущими знаменитостями/ гребли снежок на Зимней канавке, в промежутках же - часами базарили у Тинторетто, Эль-Греко и в особенности, у "Положения во гроб", 15-го века, которая кочевала из французского отдела в немецкий, а потом осела в испанском. Уже тогда Шемякина восхищали Петербург и машкерады Петра, а потом появилась и серия гравюр "Галантный век". В своих двух комнатках на Загородном, в полумансарде на 6-м этаже, с видом на Исаакий, в жуткой коммуналке, где по коридору шлялась дворничиха Панька, в распахнутом халате с грудями навыпуск и сиреневых трикотажных панталонах, блекоча на всю квартиру: "Всё, бля, художники ходють, ёб твою мать! Всё, бля, волосатые ходють!" - в обоих же коммунальных сортирах художник малевал черной краской по штукатурке: "Спускай говно!" - потому соседи это обычно делать забывали. Вынимала Панька свою старуху-мать из койки, всовывала в валенки и вела в сортир, а старуха - шла по коридору в рубашке, роняя говехи...
        За обитой жестью дверью с железным кольцом - начиналось царство Шемякина. Жена Рива, блестящий дизайнер, красила гравюры, в промежутках же - шила парчовые или бархатные платья для Доськи, для себя, или делала кукол из меха и старых материй - "Куку" носатого, в духе Гофмана, Шемякин же рисовал и писал сказочки в духе старо-французском. Мебеля, поголовно, были с помойки - резные буфеты, кресла с прямыми спинками - от всего этого несло средневековьем или голландским Петербургом Петра. Гигантский офортный станок, как пытошная машина, старые рамы /рамы, выкидываемые в Эрмитаже на помойку по причине жучка, выносил я, под своей желтой собачьей шубой, которая жива и по сю/. Со стены Шемякин облупил штукатурку до кирпичей, кирпичи и известку подтонировал красным и белым - на стенке висели связки чеснока, испанского синего лука, сушеные рыбы - это был не дом /не только/, это была - студия.
        70-71 годы, до отъезда Шемякина в Париж, мы прожили, можно сказать, сообща. Когда случались у Шемякина деньги /а они случались: бывшая натурщица Матисса, приемная дочь Майоля, с которой тот лепил Венеру - сейчас в этой "Венере" свыше 6 пудов живого веса - случалось, платила за раскрашенные от руки гравюры Шемякина пластинками и джинсами, купленными на распродаже в Париже/, пласты и джинсы мы загоняли, на вырученные деньги Шемякин покупал средневековую тушу /баранью , или четверть говяжьей/, добывались в прокате костюмы /Шемякин, размахивая горкомовским билетом, орал, что оформляет костюмированный бал в Смольном, и что Толстиков будет в костюме Золушки/, закупалось сухое вино и - начинались съемки на двое-трое суток. Пили в меру все, вычетом меня - я от алкоголю становлюсь пластичнее и вообще не знаю меры. В "звездах" были художник и гитарист Андрюша Геннадиев, двухметровый тощий "тевтонец" с кудрями до плеч, музыковед Сережа Сигитов, ученик Шемякина Пиндыр, и я. Естественно, еще "утроба" Есауленко, который утверждал, что снимался и в "Рублеве". Был меланхоличный Олег Лягачев, художник и искусствовед, были поэты - в основном, Олег Охапкин, реже - Кривулин, баб же, естественно, не было - да и откуда их взять, кроме жен? Раздевали жен и фарцовщицу-парикмахершу Мамку, да еще был пес, боксер Чарлик. Я под конец съемок уже обычно просто валялся на полу, а ля нюд, а Шемякин изводил несчетные кадры своим "Никоном" /поэтому его самого почти и нет на снимках/. Ставились сцены, композиции, каждый изобретал, что горазд. Шемякин дирижировал, и я немножко тоже. В заключение, если не зимой, туша съедалась участниками, куски уносились домой, если же летом - тушу забирал художник Юлик Росточкин, еще один участник съемок, чтобы рисовать ее еще неделю /поскольку сам купить не мог, по бедности/. На четвертый день, надо сказать, туша уже пахла.
 

        К чему отнести эти невинные забавы 70-х годов XX века? Перформанс? Хэппенинг? Просто позирование? Аналогичные дела, только пошире и на пленере, проделывал со своим коллективом Нуссберг. Ну, Нуссберг и человек был побогаче, поэтому снимал не на черно-белое фото, а на фильм. Фильм этот /а точнее, материалы к нему/ я сейчас посмотрел повторно, но об этом у меня есть статья. В обеих съемках участвовал непрофессиональный коллектив, как и вообще в хэппенингах - сами художники, поэты, зачастую - и зрители.
 

        Так что к хэппенингу поэто-художническому можно эти кадры и отнести. Можно и не относить - это кто как посмотрит. Шемякин же использовал эти фото для многих рисунков /см. его каталоги/.
 

 

 

 

Petersburg Harlequins: M. Chemiakin with artist L. Zaitsev — Photograph by L. Tevelev 1964

Poets K. Kuzminsky and B. Okhaptan — M. Chemiakin. Ink drawing 1971

Those Were the Days — M. Chemiakin. Watercolor and india ink 1974

 

 

 
Рисунок 5-летней Доськи
Доротея Шемякина

 

                                                                                Фото А. Львова.

 

 
 

ПРОДОЛЖЕНИЕ /ПРИЛОЖЕНИЕ/:
 

        В парижский период Шемякина начались уже светские хэппенинги: танцуют Ростроповичи, поют Барышниковы, выпивают Высоцкий и Марина Влади, скачет на черном коне героиня романа "Это я - Эдичка" графиня Елена Щапова /де Карли/, словом, вычетом кадров с Есаулом и Лягачевым, абсолютный бомонд.
        Кадры стали суше, статичнее, исполнение - неизмеримо лучшее /парижская печать, и бумагу в НИИ красть не приходится/, да и отсутствие трех шемякинских "звезд" /меня, Сигитова и Геннадиева/ - тоже не оживляет. Появляются кадры с Петроченковым /в период недолгого наезда Юры в Париж/, но в основном, вычетом всегда прекрасного /пьяного или не/ Володи Высоцкого или, как всегда, свеже-небритого Вячика Завалишина - парад зарубежных звезд. Уютно сидит Окуджава, Евтушенко таращит стеклянные глазики на изрядно потертом лице, престарелый цыган Володя Поляков дрожит четверным подбородком, выделяется только, элегантностью тонкой фигуры, перманентно голая Щапова. Путем чего я написал немало стихов и полупрозаических текстов. Ривчик /жена/ как всегда, неизменна и артистично-аристократична, а 5-тилетняя Доська, появляющаяся на кадрах, превратилась уже в зрелую 16-тилетнюю Доротею. Собак много, и все они разные, а попугай ара /подаренный Ривчиком мне, но так и застрявший в Париже/, похоже, что матерится на смешанном русско-французском наречии.
        Антураж - если и изменился - то только в сторону количества /и цены/, а так - все те же "средневековые" графины и кувшины, раковины и ракушки, гипсовая харя /посмертная маска/ Петра, знакомые женские манекены. Петербург Шемякин перевез с собою в Париж, а сейчас все эти 40 тонн багажа - распаковываются в Нью-Йорке. Художник волокет за собой атмосферу, как ауру.
        Зимняя канавка, Мойка, Введенский канал...
        Карнавалы и маски Санкт-Петербурга...
        Шемякин в Нью-Йорке...

 
 

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2008

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 2Б 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга