СТАРИК

БАХТЕРЕВ

 

 

 

25 янв 81
 

Зав. архивом ИСРК
И.Д.Левину

ПОСЛЕДНЕЕ НАПОМИНАНИЕ


Г-н Левин!


        Сим извещаю Вас, что задолженная Вами 2 года назад подборка Бахтерева должна быть представлена НЕ ПОЗДНЕЕ 28 февраля с.г.
        Подборка, объемом ДО 40 стр. /включая воспроизведенные рукописи и предисловие/ должна быть ГОТОВОЙ К ПЕЧАТИ, т.е. набрана на Ай-Би-Эм /любым элементом/ по центру листа, спустя 2 инча сверху. Переделываться ни в подборке, ни в предисловии ничего не будет, пойдет факсимильно. Рукописи /если таковые будут/ должны быть воспроизведены на машине зирокс-Кодак в фирме Ай-Ти.
 

        Повторяю, это последний срок и последнее напоминание. 1 марта с.г. я начинаю нумеровать страницы 4-го тома.
 

С приветом,
        Константин К. Кузьминский,

        секция литпрактики ИСРК.

 

 

 

IMRC, РОВ 7217, Austin, Texas 78712, USA Telephone (512) 345-5123 Cables: IMORCTEXAS

 

 
       На это обращение Г-н Левин, филолог-аспирант Техасского университета, позвонив, ответил непечатное и предложил обходиться своими материалами. Я обойдусь. Мне по Бахтереву не кандидатскую писать, и в "Континент" я его тоже предлагать не буду. Просто люблю старика. Последнего живого обэриута /хотя Бахтерев меня всегда поправлял: "Есть еще и Разумовский!"/ Не знаю. С Разумовским они и написали в 30-х совместную пьесу "Генералиссимус Суворов", которая понравилась И.В. Сталину - и тем спасла их от смерти.
        Бахтерев появился у меня уже под завязку, быв приведен не то Левиным, не то еще кем, и прообщались до отъезда /См. "проводы у Юлии"/. Выступал на основных наших поэтических вечерах, причем, должен отметить, старая гвардия - забивала начисто занудствующих более молодых поэтов. За Бахтерева я не боялся. Он словно помолодел лет, этак, на 40-50, юные же поэты - напротив, обрюзгли и постарели.
        Черти принесли корреспондентшу из "Крисчиан Монитор", крутую подругу, которая уже побывала в лапах у Вьетконга и желала послушать поэтов. Рассчитывая на поддержку прессы, я срочно организовал у Юлии вечер. Были собраны по сигналу поэты, все трезвые и мал-мал публики. Был там и Нортон Т. Додж, коллекционер и профессор экономики, с которым мы таскались по студиям. Я, вроде, от Жаркиха с ним и корреспонденткой и приехал. Народу набилось, как всегда, до потолка. Я занял удобное место на пианино, чтоб дирижировать - и понеслось. Сначала все стыдливо отнекивались читать, завывали мы с Юлией, потом, когда их разобрало - было уже не остановить... Юра Алексеев вознамерился прочесть все свои последние циклы -не знаю, месячные ли - но, разумеется, с листа. И это мой участник "звуковой школы"! Эдик Шнейдерман докончил избиение заграничной публики свои верлибрами, и они незаметно смылись. И тут вскочил Бахтерев. Это звучали - ревущие, ну, не 40-е, но уж 30-е - точно! Это было мастерство и магия звука. Это был поэт.
        Я ему подпевал, как мог. Выдавая с пианино свои "говорения" и шаманствуя в "Сифилисе кабацком" и "Ночи на Лысой горе". Юлия тоже чего-то чирикала, но чирикала страстно и гармонично.
        Поэтов же 1975-го года интересовала уже не публика, и не контакт с ней, а возможность лишь выслушать самих себя вслух - кому читать-то? Маме? Бабушке? Теще на кухне? Поэты изнылись и изверились в своем одиночестве, поэты читали уже только с листа...
        Бахтерев читал на память. Стихи тридцати- и сорокалетней давности слетали у него с языка - живые и нетленные.
 

       И так же читал он у меня дома. Был включен мой шемякинский "Сони", с кассет которого я и перепечатываю его запись. Было это записано 13 апреля 1975 г. -ведь поставил-таки дату на кассете, а на многих - нет... Кассета советская, рижского завода, потому что парижские /от Шемякина/ у меня уже кончились. При чем на использованной. 1-м там значился R.Conniff /я не слушал, не знаю, кто это/, а 2-м - Jazz guitar BACH (к чему я немедленно добавил - TEREV,и дату). Рэй Конниф мне был как-то ни к чему, а вот записать последнего обэриута...
 

        Вот с этой-то кассеты, за неимением текстов /и неимением времени у Г-на аспиранта Левина/ я и воспроизвожу тексты одного из нас. Старика Бахтерева. Пунктуацией и выверкой текстов - пусть займутся академики /когда у них руки дойдут/.
 

        Пока - представить бы поэта...
 

        1 августа 1981

        Техас

 
БАХТЕРЕВ:


ЗИМНЯЯ ОЧЬ
/это стихотворение посвящено памяти Давида Бурлюка, но к Бурлюку никакого отношения не имеет. Просто, когда я работал над этим вариантом стихотворения, я узнал, что Бурлюк умер. И вот, так сказать, написалось "памяти Давида Бурлюка", хотя я говорю, никакого отношения к Давиду Давидовичу не имеет./

 
ЗИМНЯЯ ОЧЬ
 

Когда начинаются круглые ночи
Тогда открываются круглые очи
Я походкой укромной на койку встаю
Я находку проворно в пекарне таю
В лекарне таю
То в махотку сую
Покорную память бросаю на стол
Где нянька-беглянка вползает под стул
Бьется в подошву ладонями в пол
Резвится под стулом округлость нагой
Что ж встану над памятью круглым перстом
Укромным затылком проворной ногой
Покорным крестом запрокинутым внутрь
На угол безвестным пройду торопливо
Ту местность фонарь заполняет приливом
Дворники метлами падают в снег
Хороводы детей заметают их бег
Мужиков староватых
Стариков тароватых
За ширинками разных
По-разному безобразных
Округлая ночь поднимается выше
Лошадкой взлетает на ближнюю крышу
В небо смеются лошадкины очи
Круглые очи
В круглые ночи
Проворные тучи
Просторные сучья
Безгубые мочи
И нянькам не в мочь
Полушками битая
Смытая слитая
Неверная очь
Бесчинная очь
Пустынная ночь
Метет по задворкам та очь лекарятки
Кружатся в сугробах округлые прятки
Я выну ее полнокруглые груди
И выложу их на тарелках на блюде
Все двери все входы
Зарыты укрыты
Раздвоите откройте
Ворота раскрыты
Опять я в палате
Опять на кровати
Пустынной и гладкой
Ночей наблюдаю ненужные складки
Безмолвные пятки
Кругов окорядки
Некруглое утро приходит в наш дом
Детей хороводы шуршат под окном
Их окружают нескромные ласки
Дворников тени
Гоняют салазки
К пустынной заставе
Просторной печушкой
Очи плывут с безмолвной пирушки
Некруглое солнце на круглых ногах
Округлость ночей заметает в снега
Что ж Память кругами ложится опять
Проворной рекой запрокинутой вспять
Некруглые очи шумят за мостом
Звучат в закоулке осенним листом
Укромным затылком
В разогретой земле
Просторные очи
Проворные очи
Нет
Зимние очи
Нет
Безгубые очи
Да в палате бездумной
Да в палате бездымной
Бесчинный
Рассвет
 

 

 

 

ЗРЕЛИЩЕ ВОЙНЫ
 

Столба фугасного видней

Минувший час является послушно

Простор нетоптанных полей

Последний раз при свете душном

Сирени буйный хоровод

Садов хмельных прощальный взвод

Девчат в хмелю переполох

Лесов больших прощальный вздох

Иль гор природное сеченье

Поэту смирному в окно

Погоды мирной полотно

Природы грузное скопленье
 

В ландшафте грозном натощак

Мы под скирды подруг бросали

Наутро с дымом на плечах

Скирдами в ряд герои пали

Они комдиву говорят

На диво мне клубясь в дымах

Заряд невзорванный хранят

Пока дымит заря в домах

Но взыщет пушка миномёт

Взметает пепел жар пожарищ

Пчела бросает в ульях мёд

А ты омёт бросай товарищ
 

Сюда идут полки солдат
Они затворами стучат
Слова надменные кричат
И шпаги в небо простирают
По столбовой пыли шагая
В туманах пыльных танки свищут
Евреев безоружных ищут
Соседи дробные томленьем
Рога встречали злобным пеньем
 

Мы в бой вступили на рассвете
Над рощей смерть взлетела
На север гнал осенний ветер
Ее безжизненное тело
Я грудью опустился вниз
Я по-пластунски землю грыз
Мне жизнь была не дорога
Прямые локти вытянув далёко
Мой ангел бедный бледный печень выдрал из врага
А тот не ждал победного урока
 

Пылает луч под вечер сладкий
Калек смешных мелькает хлам
За тенью туч боёв остатки
Останки
Где танки бродят недокрученные пополам
Где я стою
Один в строю
С борщом в руках
Сукном обжат
Луной объят
От лба впотьмах до светлых пят
Я
Памятник неверных исчислений
Из преждевременной золы
Еще наверное из жести
Ваты
Ветра
И вогнутых зеркал
Куда смотреться неопрятно
Ведь неопрятен скверный вид стрельбы
 

 

 

 

ОДИН СТАРИК
ВМЕСТО ЛАМПЫ СЕБЯ ПОВЕСИВШИЙ
 

Тихо в комнате моей
Двери отворяются
С дивным посвистом грачей
Длинношапкой до ушей
Длиннощек и длинношей
Старичок является
Надвигается
 

За туманами окошек

Ветерки колышутся

Голоса продольных кошек
За окошком слышатся

Продолжался старичок

Развивался рыбачок

У того окошечка

В сюртуке немножечко

Выгребая ложечкой

Из кармана корочки

Палочки да колышки

Колышки да солнышки
 

С длинной ложечки вспорхнула
Щучка-невеличка
Длинным перышком метнулась
Удлиненным личиком
Закружилась в потолок
Штопором винтами
Завершая рла урок
Длинными перстами
Длинных птиц устами
 

Наши бердени для вас
Ваши твердени для нас
Мы бретать хотим как вы
Крылетать вас убедим
Дым-звинь
Дым-пи
Глинь-тень
Глинь-сень
У-да
У-до
Тудеби
Убеди
Убеди
Удиви
Глинь-тень
Глинь-сень
Глинь-трю
Вщок-глинь
Фью-филь
Трост-ю
Щук-чу
 

Вслед за щучкой рыбачок

С полу приподнялся

В завершение чего

Ложечкой махался

Долетев до потолка

Брюхом притомился

Пальцы бросил к облакам

За крючок схватился

Лампу он изображал

Над окном с туманом

Щучка выспалась давно

В сумерках кармана
 

Глинь приходит во дворы

За окном глухой поры
Голоса не слышатся
В длинном доме без огней
В тихой комнате моей
Старичок
Колышется
 

 

 

 

ТРЕВОГА. СТРАХ.
 

                         Написано в 37-м году.
 

Тревога в комнате летает
Кружится над столом
Нестройным гулом наполняет
Твой душный дом
Твой неспокойный слух
Лишь одинокая как струнка мысль
Незнанья побеждает и звенит                      /незнаньЕ?/
И голову заносит ввысь
Где потолка неясного зенит
А голова вращается под самой крышей
Напоминая куб
И снова опускается
На выгнутые плечи
 

 

 

 

ДВА РАЗГОВОРА
 
Утренний разговор:
 

        Я спросила:
        - Сколько время?

        Он ответил:
        - Белый стул.
 

И вечерний разговор:
 

        - Ты бог на девяти ногах

        Утробу с числами раскрой

        И покажи предсмертный час

        Деревянной головой
 

        Ответ:
 

        - Я не стану говорить

        Потому что я сильнее

        Потому что я милее

        Потому что я фонарь

        Потому что я кунарь
        Потому что потому что потому что по...
 

Постепенно разговор заканчивается.
 

 

Теперь немножко прозы. Ну, эта вещь имеет такое, мемориальное, что ли, значение, и все люди, о которых здесь говорится, это реально существовавшие люди. Это Хармс, Введенский, ммм... Заболоцкий, ммм... Вагинов, Юра Владимиров, Левин. А называется "ЛАВКА С ДЫРОЙ, ИЛИ ЧИНАРЬ-МОЛВОКА /БЫЛЬ/".
 

 

        У него на прилавке косматые вещи, утратившие форму, даже свое назначение. Другие - посиневшие от старости, какие-то маленькие, с круглыми ротиками, с вилками вместо пальцев, всё кружатся, кружатся... Ах, идиотики! И зачем только их положили на среднюю полку! Ум их разнообразен, мысль устойчива, желания продолговаты. Им все равно не придется управлять своей судьбой. Смотрите - что там закопошилось под самой витриной, и какой отвратительный запах тухлой рыбы! Нет, не будем туда подходить! Уберите, доктор, уберите, миленький, оно губительно отзывается на всеобщем здоровье! Нужно ли перечислять остальное? На полках - кирпичная кастрюля, всевозможные несообразности. Тут же собраны некоторые сувениры. Исторические, и личного употребления. Первым когда-то, действительно, подчинялись времена и поступки, а теперь - вот - жалкое подобие предметов. Сам хозяин приходит в лавку только раз. Пухлый затылок, редкие зубы, на плечах чужие кудельки, в ушах нитки - вот его портрет. Ох, до чего дурён! Ужасно некрасив! А какие вытянутые мысли копошатся у него между тех разноцветных ниток! Наверно, ему хочется икнуть. Даже противно. Был такой случай, пришел к нему покупатель и говорит: почему у вас нет гвоздей, чтобы повесить мою маленькую душу, мой грязный уголок, который не видно. Глупости какие! Он оказался памятником Козлову, сменившим плащ путешественника на старую бабушкину шубу. И этот распался у всех на виду, оказался вполне приличным, да и пришел, как покупатель. В другой раз, с протяжно-мечтательным звуком появился министр просвещения. Он так и не вошел, и до сих пор нельзя понять: куда же он девался?
        При хозяине произошло, ох, много, а при мне - еще больше. Только, прошу, не сомневайтесь: вам говорят самую-самую глубокую правду. Когда я впервые, совсем один, стоял за прилавком, я бы без колебаний подошел к яме и заглянул в ее глубину, туда, где по временам отражаются разные малости, но чаще - укрупненные множества. Разумеется, в их обратном исконном значении. Интересно, как же рассуждают другие, которые наклоняются, всматриваются, а перед глазами - ни-че-го, совершеннейшая пустота. Скорее всего, уверяют, что между прилавком и той фарлушкой - вовсе не дыра, а что-то незначительное, попросту сказать - мизерное. Вполне возможно, подобная нецелесообразность и сегодня кажется удивительной. Более того, фантастической. Почему это так? Почему только передо мной открывается заросший палисадник, с ветлами, клёнами и добрыми, отзывчивыми дятлами. Ну почему, как вы полагаете? Вскоре мне стало ясно, что прав никто другой, только я.
        В тот интересный день я отчетливо увидел нескольких, все они были построены как бы по росту, после чего вежливо обходили вокруг каждого дерева, каждой тростинки. Первым выступал самый приметный, в самой шелковой шапочке, обвешанной кисточками, с красным языком-треугольником под кармашком обветшалого пиджака. Этот шагал, подгибая колени, с игральными кубиками за щеками, то и дело вздрагивая отсутствующими бровями, приставляя кулаки то к ушам, то к нахмуренным глазницам. Иной раз он старательно прочищал горло трубным пением одной единственной ноты, примерно так: ЭЭЭЭЭЭ или ОООООО. Согласно размера, за первым следовал тот, который вскидывал свое негладкое лицо, изображая гордость. Как знакомо поводит он ноздрями! Все-таки я вспомнил и этого: даже ту неповадную историю с награждениями, когда он по своему разумению назвался чинарём и, чтобы имелось перед кем величаться, наградил таким же чином знакомую дворничиху, потом товарища милиционера, и еще кое-кого. Получившие звание должны были уткнуть носы в разные углы, и гнусавить "чины". Но так, понимаете ли, не было, каждый занимался привычным делом. Только некоторые разбрелись кто куда, вроде того молвока. Его видели не то в Праге, не то в одном из трех концов Крещатика. За двумя впередиидущими выступал накрепко сколоченный, все еще розовощекий, о чем нетрудно было судить по его мясистому уху. Через пенснэ степенного учителя он разглядывал разных мошек на стволе старой черешни. Кому-то когда-то пришло в голову прозвать его Дугановым. Вот как оно случается! За ним шел прозванный Лодейниковым, в дохлых тапочках, с улыбкой Афродиты на изящном носу. Потом Ступал самый приветливый и картавый, с женским чулком вокруг шеи, с именем древнейшего Левита в суковатой руке. Два узкогрудых, которые появились, раздвигая акации, шли по-другому. Один стелился впалыми ключицами, будто был древнеримским эльфом, другой - словно надувал паруса мотобота, словно взлетал потухающим Моцартом. За ним бежал совсем уже махонький, но коренастый, в камзоле и кружевах, весь хвойный, пропитанный цветочной пылью. Когда он оборачивался, то обнаруживал немалый горб и длинные власы посадника Евграфа. Почему мне трудно сюда смотреть? Надо бы забить эту скважину! Неужели не найти куска фанеры? Завалю-ка дыру старым креслом. Слава Богу, втиснулось! Теперь из-под ржавых пружин слышались невыносимые слабеющие голоса: "А мы просо сеяли, сеяли, сеяли..." Покричат, покричат, да и смолкнут.
 

Вот и весь рассказ, вся наша быль.
Неприбранным утром попал я в пустой переулок, довольно изогнутый, если посмотреть прямо, и вполне прямой с точки зрения его изгибов. Сомнений не оставалось: лавка находилась рядом. Подозрения оправдались: за неприметными створками обнаружились евкалические буквы, кирпичные кастрюли, все, что находилось на полках. Вот как оно, представьте, получается! Стукнулся затылком - и ввалился. А вы не вваливайтесь, никакого, скажу, резона. В тесных сумерках лопнули трубы, залетел ветхий журавль. Ходют, ходют доисторические ветры, хорошо ли все это? Неопрятным оказалось и последующее: скрипучими пальцами схватил я вполне звонкую шашку, подбежал к перевернутому оконцу, и сразу понял - кто смотрит, кто он, с разноцветными в ушах нитками. Страх и положение всегда обязывали. Все, что месяцами казалось незаменимым, я тут же отправил вперед, лет, этак, на сто семнадцать. Не знаю - кому наши рукоделия там пригодятся, разве что манатикам, с круглыми ротиками. Словом, так: почему же ты веселый? - спросил неожиданно голос, принадлежавший никем не замеченному - знаете, кому? Над прилавком притулился чинаришка-молвока. Вот история! Откуда, дружище? Из какой опрокинутой лохани? Очевидцы рассказывали -улыбка, появившаяся над моим лбом, напоминала растянутое небесное тело. Я изрядно остыл в непроглядной вашей погоде! - уклонился от прямого ответа изнуренный молвока. История, как видите, из неприятных. Даже зонтики проступили, - показал он голубоватую ступню, - даже лежучи повыступили между выколок, - продолжал он неясным звуком. А выколки - они выколки. Они вЫколки, а не выкОлки, и так далее, и тому подобное.
Читать с выражением, доступным прославленным акторам, без передних зубов, зато с одной лишней подмышкой.
 

 

-------------------

 

 

Далее в записи следует хих и гам, ржут две бабы, включая мою жену, заливается Белкин, кашляет Левин. Сквозь базар и шуточки на счет моей бороды пробивается голос БАХТЕРЕВА:
 

... подгибая ноги, ходил.

Э.К.: Введенский?
Б.: Это Хармс. ... Введенский, он... вот, не было большего оскорбления, если нарисовать ... лицо и потом точек наставить. Это уже - враг, он сразу возмущался. Потому что он был очень красивый, но лицо у него было, так сказать...

К.: Рябое?
Б.: Не, не рябое, а какое-то ... негладкое. И он страшно не любил, когда , это, так сказать... И необычайно он, это, так, изображая, так сказать, гордость, он ... взмахивал так головой. Ну, и он, действительно, придумал, это самое, "чинари" и, действительно, он это сам награждал. Ну, там я пишу, в этих самых воспоминаниях... Потом дальше там идет Левин. Он появился у Хармса еще студентом, абсолютно бедным, настолько, что у него не было шарфа, и он, действительно, женский чулок носил вокруг... Ну, и он страшно гордился тем, что он Левин, что это из самой древней, так сказать, линии какой-то левитов... ну и он, в сучковатой руке своей несет...
Э.К.: Не ваш папа?
Левин: Папа мне объяснял то же самое.
Б.: Потом там идет... Ну, вот это, двое. Оба туберкулезники, Юра Владимиров и Вагинов. Ну, Ватинов, это, так сказать, древне-римский эльф какой-то, а Юра был капитаном, и он командовал мотоботом, и он, действительно, был чем-то на Моцарта, чем-то таким похож... Ну а последний - это Туфанов. Совсем маленький, с горбом, с длинными волосами, этого самого, посадника Евграфа, так сказать... Вот, вся эта компания и есть. Тут взяты все, кого... Да, ну и там, Заболоцкий... розовощекий... Правда, Разумовского нету, и меня нету, поскольку еще... преждевременно в эту компанию...
У меня был старый, первый вариант, где всюду, так сказать, называются они. И вот Александров, он и в Чехословакии приводил куски из этого... Но это, так сказать, неважный вариант, и сейчас он написал большую статью о Хармсе, вот она вышла...

Л.: Угу.
Б.: Сейчас вот, позавчера он был у меня и принес. И опять там приводится этот кусок из старого... Я думаю, он просто не знал, что он есть...
 

 

-------------------

 

 

        Где-то пропустил, в этом гевалте, Бахтерев спрашивает меня:"Выключен магнитофон?" "Выключен, выключен," говорю. Но записывал я каждое слово старика, и если бы не базар, может, он и говорил бы лучше.
        Но редактировать записи я не умею, поэтому привожу все, как есть.
 

        Есть еще запись на вечере у Юлии, но там уж вовсе ничего не разберешь. Да и сил у меня, честно говоря, нет - расшифровывать еще и ее. О Бахтереве найдется, кому позаботиться, трупоедов хватает, не один Александров зуб на него точит. Бахтерев уже, можно сказать, на 90% "истэблишмент", ждут только, когда можно будет печатать, и сколько дадут. Мейлах, я знаю, работает бескорыстно, а у него в 1-м томе Введенского - такое количество ссылок на Бахтерева! Значит, в контакте он с Игорем Владимировичем, чему я рад. Сбережет. Озаботится. А выезжать Мейлах явно не собирается. Издают с Эрлем напару Хармса, сколько-то томов уже вышло, но я не академик, не покупаю: НЕ НА ЧТО. Кроме того, с меня и избранного Хармса довольно, равно и Введенского. А это есть. Основные вещи - еще там в машинописи ходили.
        А вот Бахтерев, несмотря что живой, из всех обэриутов - почти был и неизвестен. По младости лет, как он сам определяет. Туфанов тоже недолго с ними продержался, быв, к тому же, выслан в Новгород, где его навещал Вячеслав Завалишин, из которого с апреля тщетно силюсь выбить мемуары. Об Алейникове тож, почему-то, не пишут. Танцуют вокруг трех имен, Хармс-Введенский-Заболоцкий, остальные же - возникают, как "фон".
 

        Вот и всё, пожалуй. 

см. также:Константин К. Кузьминский. "Бахтерев и академики"

назад
дальше
  

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 4-А 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга