- - - Хожу по городу и спотыкаюсь о поцелуи - Здесь целовались, там целовались, А поцелуи навсегда остались На мостовой. Хожу по городу И ищу: Это не наш, это не наш. Наконец, нашел: Горсть - на Фонтанке И два - на Васильевском. Кажется, все. Остальные - чужие. Какие они холодные - Сущие льдинки! Какие они несуразные - Твердые, маленькие. Не как у всех. Подберу, сколько есть И - домой. Ношусь по комнате, Не знаю, что делать, куда положить, Чтобы оттаяли. Да и я-то с ними замерз, Руки окоченели. Ничего не придумал. Пойду отнесу на старое место. Может, ты мимо пройдешь, Споткнешься, узнаешь: наши; Поднимешь, увидишь: холодные. Что-то поймешь. Что-нибудь сделаешь. Что-нибудь сделаешь. 1960 В ЗАЩИТУ ФЛЕЙТЫ Джаз, не надо Флейту развращать! Она тонкая, маленькая, грустные глаза, голос серебряный, чистый, холодный, как ручеек; девочка она, девочка из симфонического оркестра. Зачем отбили ее от своих? Не надо Флейту развращать, джаз, не надо. Мало вам своих женщин? - голосистой Банджо, веселой Банджо, танцующей Банджо... А у Гитары какие бедра роскошные! Какие бедра у Гитары! А Саксофонши! Это воплощение страсти, сама страсть!... Звонкоголосая блестящая Труба способна быть любовницей отменной... Мало вам своих женщин, джаз? Мало? Что же вы делаете, джаз, оставьте, оставьте Флейту - вы, братья Саксы, хохотуны и плакальщики, добряки в душе; вы, братья Барабаны, драчливые, большие кулаки, но славные ребята; ты, губошлеп Фагот, рассказчик анекдотов; и ты, брюнет Кларнет, рот до ушей, любитель поболтать, позубоскалить; ты, тучный Контрабас, большой чревоугодник и флегматик; ты, разбитной Рояль, со всеми в дружбе, душа компании, - ДЖАЗ, оставьте маленькую Флейту! оставьте девочку! 1960 ПОЛЯНА Моя поляна. Я жадными глотками пью тишину лесную. Шуршат большие мураши. И - ни души... Но души трав, цветов мне вдруг открылись, совсем как в детской сказке, порхают запахами. Вот, надо мной, сирени глазастая душа, вот скромная душа ромашки и колокольчика веселая душа, вот - жимолости, мяты, иван-чая. Они недвижно в воздухе висят, как маленькие дирижабли. Я их на ладонь сажаю, и глажу, и не обижаю, и отпускаю полетать, и грустно говорю: прощайте. Они наивно уверяют: мы вернемся! а сами - в воздухе растают. Но новые мгновенно вырастают и надо мной парят... Я пролежу в траве, пока темно не станет, пока цветы заснут и мураши. И снова - ни души. 1964 УЭРЛА Я так рано проснулся. Зачем? Мне не хватило уэрлы в университетском буфете. Ну какая уэрла в четыре утра! Но табличка еще висела: "Уэрла - 27 коп." Я купил два кусочка сыра, кубик масла и хлеба на одну копейку. Больше ничего не было. И чай кончился. И уэрлы не было. Очередь расстроилась, кто-то тоскливо охнул: "Уэрлы уже нет!" Где-то заплакали. Буфетчица оправдывалась: "Она остыла... Я устала... Ее увезли..." Даже чая не было. Я проснулся с такой обидой: в кои веки приснилась уэрла, так и той не хватило! 16.08.1969 ШАБАШ Четыре - пять. О этот страдный час, Когда лавина учрежденцев Из зданий хлынула И затопила Невский - Дурная кровь из каменных существ. О этот буйный час РВАЧЕЙ, Грозящих растерзать пассажи Взволнованными хваткими руками, ЖРАЧЕЙ С оскаленными белыми глазами, С наточенными жадными зубами, С желудками, трубящими о пище Утробнейшие гимны. О этот рьяный час, Когда мужья спешат своей получкой Домашнюю тигрицу ублажить, Но, мелким хищникам подобны, Кусочек отделив, Во внутренний суют - "А жить-то надо!" О этот пьяный час, Когда автопоилки, пивнушки, забегаловки, ларьки Разверзли окна, двери, крыши, стены, От жажды перекошенные рты Желанье выдают; Холостяки - компании сбивают, Женатых соблазняют И, сговорившись, утоляют жажду - Взасос, Взахлеб, Глотками троглодитов. Четыре - пять! О этот стадный, О наистаднейший час! 1961 ВЛЮБЛЕННЫЙ ГОРБУН Передний горб почесывая, Задним горбом помахивая, Глазками покашивая, - Левым кося, правым кося, - Идет горбун, идет горбун, Идет горбун по городу. Он девочек оглядывает, Кого полюбить, угадывает. Вот одна, других милей. Ах какой разлет бровей! Бедрами покачивает, Сердце - переворачивает. К ней горбун причаливает И у нее вымаливает: - Идем со мной, идем со мной, Ну идем со мной ко мне домой! - А ты будешь меня любить? - Очень буду тебя любить! Тебя хочу! Полюби меня! Полюби меня! Не гони меня! - А сколько дашь? - Дам сто рублей! - Мало ста! Дай тысячу! Нету? - хватит с меня других кобелей. Чего под ногами тычешься! ... Идет горбун, что лист, шатается, На асфальте спотыкается. Передний горб - по земле стучит, Задний - в небо торчит. Прохожие - пихаются, Дети над ним насмехаются: "Фу, какой горбун противный! Он, наверное, очень злой! Мама, мама, возьми меня на ручки, А то он меня заберет и съест!" 1966 БАБКА - ПЬЯНКА Пахнет потными деньгами В кассе винного отдела. В магазинном шуме-гаме Покупателям нет дела До старушки-замухрышки. А она - шустра-востра - Норовит собрать излишки: "Братик, дай! подай, сестра!" По копеечке, по двушке - У старушки-побирушки В кулачке засела горстка, На головке встала шёрстка. В уголке пересчитала - На душе так сладко стало... Бабке - рай, и я ликую. Вместе славим Господа. Выбивайте "маленькую"! Пьем до Страшного суда! 1969 МИМО Тихо-тихо-тихо-тихо Хохоча, хохоча, Волокут в больницу психа Два матерых врача. Мимо-мимо-мимо-мимо, Миронтон-миронтень, Мира, мира, мира, мира, Где он жил, точно тень. Где он жил, где он проснулся - Лишь на раз, лишь на миг, Оголенного коснулся И - сгорел, - и - поник. Был он будущий - стал бывший Человек, человек, И обгрыз, как злые мыши, Тело - век, тело - век. 01.1972 РОЖДЕСТВО За городом, в старом сарае, По соседству с ослом и коровой, Под большим кирпичом - Маленький мальчик родился. И, ежели венчик отбросить, - Такой же, как все, Большеголовый крепыш. Колыбельку из ясеня ладил Иосиф-отец. В красных штанах и хламидах соседи пришли поглядеть И дивились: Что за сиянье вокруг головы у младенца? Оросил новорожденный мамино платье и плакал. Но, солнечный лучик поймав, улыбнулся. И мама его целовала. А с неба архангел спешил Марию поздравить. Он долго искал: Да где ж этот старый сарай, В котором она - Ребенка Для мук и легенд принесла. ... Как это недавно случилось! Нет, двух тысяч лет не прошло, - Всё перед глазами, Как будто на прошлой неделе! Всё будет потом: И козни врагов, И измена друзей, И ржавые гвозди в ладонях. И сотни художников трепетной кистью Запечатлеют еще Начало начал - Великое чудо рожденья. 1962 МАЛЕНЬКАЯ БАЛЛАДА О БОЛЬШОМ МУЖЕСТВЕ Шурша по шершавой стене, Ползли тараканы, тараща Буденновские усы. Один, по фамилии Шустер, Был иссиня-черный, другой - С немного порепаным боком. Ползли тараканы на запад, Сверяя по компасу путь, Усталые головы свеся, И некуда им улизнуть. Зачем вы стремитесь на запад? Ступайте на юго-восток, Где пряный причудливый запах, Где лотоса зреет цветок. Но электролампой палимы, Могучей идеей сильны, Бредут они, как пилигримы, По ровной пустыне стены. И вдруг героический Шустер Упал и на спинке лежит, И лапками в воздухе машет, И быстро всем телом дрожит. Обвисли усы боевые, Ему застилает глаза Скупая мужская слеза. Он другу шепнул: "До свиданья! Мне здесь суждено умереть. Увы, боевое заданье Не выполню, дабы сгореть." К нему подбегает товарищ, Глаза отирая рукой. Он вырыл герою могилу, Он памятник соорудил, Вздохнул о потерянном друге И к цели поспешно пополз. Да только бедняга ошибся - На север свернул впопыхах. 1968 ПИВО К деревьям подкатили десять бочек. Устроили открытую пивную. И сразу потнолицые мужчины Живую очередь образовали И начали неспешные беседы Вести на истинно мужские темы. Их тенора, басы и баритоны Звучали плавно, сдержанно и стройно. И пиво в толстостенных крупных кружках Красиво пенилось и шопотом шипело. Пивцы Двумя руками Брали кружки, Покрытые испариной снаружи, И, чтоб добраться поскорей до влаги, Сдували пену, Фукали на пену, И пена белыми лохматыми кусками Летела вниз и ляпалась на землю. И открывалось вещество напитка - Янтарная и горькая прохлада. И медленно, Весомыми глотками, Ее вбирали жаждущие рты. 1960 ВЕЧЕР Старики-любовники прячутся в подъезды От сырого морского ветра И ведут свои нескончаемые разговоры О любви, победившей время. Порывистые жесты, полунамеки, Понятные только двоим недомолвки... Нежно водя по лицу перстами, Она разглаживает его морщины. Вечерняя заря старой позолотой Покрывает стекла, золотит лица. И они, вглядываясь друг в друга, Видят юность, одну только юность. Ни поцелуев и ни объятий. Но как тревожно их расставанье! Не загадывают о новой встрече. Может быть следующей не будет. Но зато два последних слова - "Милый!", "Милая" - два крылатых Слова нежности - с губ слетают И взмывают чайками в тучи. О любви, неведомой миру, Я кричу в этих тесных строчках: О любовь, останься, останься Здесь, у края Невы, навечно! 1972 СУМАСШЕДШАЯ Почки взорвались в саду, птицы ликуют, синички и воробьи. А она - по дорожкам гуляет, ходит, гуляет, глядит. Уродлива - не передать: немытые волосы клоками торчат, совершенно седые, лицо - серозем, всё на ней ветхое, вечная полуулыбка на губах блуждает. Остановилась, достала из сумочки зеркальце, посмотрелась, подкрутила кудельку, подкрасила губки, припудрилась и идет себе дальше, идет себе дальше, гуляет. Это здешняя сумасшедшая. Она совсем не опасна, не пугайтесь, не тронет. Просто бедняжка чувствует весну, но не так, как мы, - острее. ... Я иду, молодая, статная, в сердце - звонкая радость, в теле - томление, и чего-то мучительно хочется, чего-то мучительно хочется, а чего - не понять. На скамейку присядет, улыбаясь, вертит головой, из сумочки булочку вынет и кусает, держа двумя пальчиками, кусает, крошит. Птицы ее не боятся, - подлетают к самым ногам - важно ступают голуби, воробьи суетятся, кричат, кричат суетятся. Все проходят по этой аллее. Поглядят - отшатнутся. И никто не присядет рядом. Никто не присядет рядом. Никто не присядет рядом. 05.1974 ШАГАЛ Беспечный Шагал - Шагал, Расшатался, Шагнул От края картины до края, И дальше, И выше, И вышел за раму, Наружу. Над Витебском видели: Длинные ноги в веселых штанах Промелькнули и скрылись. Премудрые мужи Судачат: "Коллеги! Назрела задача Постичь его метод и суть. Зачем он чудачит? Что все это значит? И значит ли что вообще?" Прикидывали, примеряли, Решили: "Бесспорно одно: Он спорный, Противоречивый художник." Как видим, столпы не дремали. Но дальше! Печально маяча И трогая струны смычком /Художник чудачит?/, Бочком Скрипач примостился на крыше. Пронзительней, выше... /Четыре струны - Оголенные нервы, Натянутые до разрыва/. Рыдай, безутешная скрипка, О горе вдовы, захлебнувшейся горем, О смерти, о смерти, о смерти Любимого мужа, Кормильца, Распластанного в пыли Вдоль улицы нищей В толпе погребальных свечей. Глядящая в небо, Глядящая в небо прямым, ненавидящим взглядом - Сожженная зноем пустыня, Кричащая небу: НЕ ВЕРЮ! Немое страдание рыб - облаков, проносящихся скрыться от горя... Но бережно, Точно ребенка, Старик Свою древнюю тору Прижал, отогрел на груди, Доверчиво шепчет Творцу И вера его беспредельна. Но дальше! Художник шагает все дальше. Его настигает Внезапное чудо - Любовь. Она необъятна как небо. А небо распахнуто настежь. И если любимую нежно, Любимую нежно за плечи Обнять, Оттолкнуться, - Ведь можно, Ньютонов закон попирая, В бескрайнее небо шагнуть И плыть. Но не в поисках рая, - Над миром местечек, парижей Парит неземная любовь. Здесь рыбы-скрипачки летают, Румяные ангелы-дети Наивных ромашек букетик Влюбленным спешит поднести, И те отвечают спасибом На скрипках играющим рыбам И детям. И курица-жизнь, Беспечно кудахча, Вприпрыжку несется куда-то, И, кажется, счастье, удача Настали на старой земле. Но что это? - Курица-жизнь Баюкает куклу-надежду, Тоскует и плачет, как баба. Художник чудачит? Когда бы! Что значит Свеча на снегу? Лишь ветер дохнет - и погаснет. Да был ли он - радостный праздник?! ... И лошадь хрипит: "Не могу Касаться горящего снега!" И лошадь, оглобли, телега С разбега Бросаются ввысь - От невыносимого дыма Зловещих печей Освенцима, От Бабьего Яра спасись. Играй веселее, скрипач! Наяривай полечку, что ли, Раскачиваясь от боли; Сдержись, не сорвись, не заплачь! Упавший на землю - играй! На мертвой земле замерзая - Играй! По дороге до рая, Расстрелянный - польку играй! Старик, Нахлобуча ермолку, От смерти не пряча лица, Молитву твердит без умолку, - Он ДОЛЖЕН дозваться Творца! Подглядывающие в щелку Посмеиваются: "Что толку?! Ему не дозваться Творца!" Но страшно матерому волку, - "Уймите, - вопит, - балаболку Свинцом! Не жалейте свинца!" Но маятник древних часов Не остановился - Маячит. И, значит, Качнувшийся вправо, Он влево качнется. И жизнь непременно очнется. И эйфелев добрый верзила, Расставивши ноги, Учтиво согнувшись, Беседует с курицей жизнью о жизни, В то время, как двое влюбленных /Два ангела?/ На парашютах С ночного спускаются неба И полная светит луна. Итак, Страдая, влюбляясь, чудача, Художник шагает. Он прав! Советуют остепениться. Но можно ли остановиться тому, Кто рыбу, шутя, научил Летать И на скрипке пиликать, Смеяться - теленка, Влюбленных - по небу гулять?! Тому, кто деревья, домишки, животных и даже людей Пустил по холсту вверх ногами?! И пусть себе критик-брюзга Брюзжит, возражения брызжет - Таится, мол, в теме полета, Увы, ирреальное что-то, - На это Пушистый цыпленок С лукавой усмешкой кивает: "Представьте, коллега, На свете Еще не такое бывает!" Х1-Х11.1972 Из сборника "ОСЯЗАНИЕ": Позволь мне сказать, не мешай, протяни этот миг, Дозволь рассказать, не карай немотой мой язык, Дай мне досказать, дай взрастить, то что всходит едва. В тяжелые, зримые-нежные, злые слова, Мне славы не надо; покоя, достатка лиши, Но этот подарок отнять насовсем не спеши, Хотя бы за то что - опасный, случайный, шальной, За то что умру, не услышан родной стороной. Октябрь 1976 - - - Наши дикие и дивные растения - Осип, Велимир, Марина, Ксения! Гонят? Не пускают в этот сад? Разве только - в угол, в тень, к забору. Дабы не мешали взору Лицезреть безликих липок ряд, Отдыхать на грядках унавоженных И на клумбах, бережно ухоженных, Созерцать товарную красу Овощей бокастых и униженных Кустиков - подрезанных, подстриженных, Растерявших песенную суть, Да и что вам в этой душной холе, Коли рядом воля - лес и поле! 1977 ОТРЕШЕННЫЙ Это кто там сидит, разбросав по плечам свои кудри знакомого цвета волос? Это ты? - Это я тут сижу по ночам, наблюдая движение лунных полос, лунный мост на воде, невод из серебра невским горлом журчащей тяжелой воды, невода на воде на виду у меня, и, не помня себя, и, не чуя вины, я хочу намотать эту тонкую нить, этот путь, я хочу намотать и тянуть и луну притянуть, в руки взять и отпить, проливая тяжелые капли на грудь, эту ртуть, эту заворожь жадно глотнуть и в себе растворить ее суть. Потому и сижу по ночам и тяну, обрывая и связывая, торопясь, но ворвется рассвет и прорвет тишину, и загасит, задвинет, запрячет луну, и нарушит непрочную связь. Безалаберный день! - Дети, деньги, дела. Жизнь - гремящая жесть - разорила дотла. Поскорее бы вечер раскинул крыла и луна ко мне в жены пришла! - - - Стал я глохнуть, как Бетховен. Пасторалей не пишу. Нелюдим, с людьми неровен. Суеты не выношу. Стал я глохнуть, в сущность звуков Продираясь, в их нутро. Доложу вам, это мука - Как ногтями рыть метро. Стал я глохнуть - стал я чутче Слышать спрятанную жизнь. Слухом внутренним измучен. И уже не тянет ввысь - В шум подспудный, в гул утробный, В отголоски голосов, В ритм прерывистый и дробный, В мир, закрытый на засов. О когда бы смог я связно Потаенное схватить, То что в душах бьется разно, Вытащить, соединить, Оттолкнуть замшелый камень, Снять привычную тщету, Немоту лечить стихами, Слепоту и глухоту! 1977 |