По рассказам, микрофильм романа не то Довлатова, не то Марамзина был
вывезен в матке французской туристки, и он /Довлатов или Марамзин/ всем
этот микрофильм с гордостью показывает.
На фотографиях Бродского в этом томе изображен Бродский за писанием
стихов, в Ленинградском аэропорту перед депортацией на Запад. Стихи он
переписывал для Виньковецкого, по его просьбе и, по-моему, ту самую
знаменитую "Цинтию" за которой охочусь не первый год, но тут подошел
провожающий в форме и дописать не дал. В остальном же Бродский бумажек
не вез: не дозволено. На таможне он мерзко хихикал, тыкал пальцем себя в
голову и цитировал Гейне: "А вся контрабанда -она со мной, / В моей
черепной коробке!"
Вслед за Бродским, ту же цитату повторял и я, уже в июле 1975 года, на
той же таможне. И действительно, многое из этой антологии - выехало в
моей голове, скажем, том-другой, не больше. Есть вещи, которые даже я
запомнить не в силах, например стихи Охапкина. Поместительной же матки
для всех пяти томов антологии, да еще тома прозы, да еще некоторого
количества моих собственных произведений и черновиков, не говоря за
тысчонку-другую фотографий, не нашлось, природа не придумала, поэтому
пришлось обратиться к людям.
Дипломатам я не верю: надуют. Профессия у них такая. И даже если,
скажем, он культурный атташе, то это не значит, что он имеет отношение к
культуре. Прошлый /пред-предыдущий/ культурный атташе, которого мы
ласково звали в Ленинграде "Сукин сын" - а фамилию лучше не называть,
чтобы не портить отношений с новой родиной - по профессии был моряк и
специалист по советской экономике, и он этого не скрывал, но выпить с
ним было приятно. Ему я обязан тем, что целовался с самой Элизабет
Тэйлор, у него на квартире. Однако обещанный чемодан с рукописями он
взять забыл, не явился /а я-то трудился, взвешивая на теткином безмене
пуды рукописей, чтобы было не более одного, как договорились!/, передал
меня следующему атташе, а тот, 4 года спустя - тоже меня нагрел: привез
папочку биографий и при этом путано извинялся.
Так что дипломаты автоматически отпали.
Оставались голландцы. У отъезжающих в Израиль берут они частные
материалы для пересылки при выдаче израильской визы. Почему этим именно
голландцы занимаются, я не знаю, но такова ситуация. Поскольку выезжал я
по израильской визе /2 парижских приглашения были сначала отвергнуты
ОВИРом, или там КГБ, а когда я пробил две эти инстанции - мне отказали
во въездной визе во Францию, французы уже - или французское КГБ? и
пришлось срочно переписываться на Израиль/, троюродная сестра у меня там
объявилась /а в Париже был брат, двоюродный, Миша Шемякин/, словом, в
Израиль меня пускали.
В Москву, я не дурак, взял жену, а чемодан с рукописями приехал сам, на
другой день, когда я успел уже обговорить с голландским консулом мои
"частные бумаги". Тут мне еще Нусберг собаку подарил, борзую, так что
прихожу я на другой день в голландский переулок, волокем с женой
авоськи, а я еще и саквояж, рукописи в газету завернуты, а сверху -
булка. Подхожу к ментам у консульства, мне, говорю к консулу надо! А
зачем, говорят? /А он мне на 11 назначил/. Я говорю -"За деньгами!" "А
деньги в 2 часа выдают, а Вы пришли в 11!" /Все, паразиты, знают, и
когда деньги выдают! Так что пишу без смущения, секрет это только для
советских граждан - что там, в консульстве, творится./ Ну, тут я,
озверев, и вспомнив свое неудавшееся актерское прошлое, начинаю орать:
"Целые сутки, как идиоты, по Москве шляемся, у вас же в стране даже
гостиниц нет, на вокзале ошивались, все шмотки с собой таскать
приходится!" /А сам им авоську с pyкoпиcями в нос тычу/.
"Что ж Вы, говорят, у консула не попросили направления в гостиницу?"
/Для иностранных граждан, отъезжающих, значит, в России и гостиницы
имеются!/ "Да вот, говорю, пол-Москвы друзей, так лето же, все на даче!"
А сам чувствую: ноги - ватные, в руках - 100 друзей /титульные листы я
поотрывал, с посвящениями, но все-таки/, не то, чтоб им срока,
Солженицыных я не вез, но все же - неприятности! "И жена, говорю, сутки
не спавши, я - знаю, почему мне в 11 велели прийти?!" "Ну, проходите!"
Вошел я в подворотню, поднялся на второй этаж, а там, в коридоре, так на
пол и сел: колотит.
Ну, с консулом был разговор короткий, показал ему все манускрипты,
баночка тут еще, говорю, с лекарством, и все. А рукописи, говорю -
антология, ну и мои там, всякие. Взял. "В Вене, говорит, запросите -
перешлют."
Вышел я, как на крылышках, ментам язык показал и поскакал с друзьями
прощаться, все были в городе, а дач у моих друзей нет.
Настоящая борьба за архив началась уже с Вены. Пришел я, чин-чинарем, в
израильское посольство, прошел все телекамеры, мальчики, деловые такие,
меня обшмонали, трость декабристскую отняли, по яйцам металлодетектором
поводили, ну и к мистеру Гореву, кто он там, не знаю. "Ну, говорю,
антология там, русско-еврейское искусство /куда еще Бродского там,
Наймана и еще с полсотни моих еврейских друзей отнести?/" Мистер Горев
по-русски не шибко сечет, я с ним больше по-английски объяснялся, однако
изрек: "Нет, говорит, есть русское искусство, и есть - еврейское, но мы
благородных гоев тоже уважаем." /Это я-то - гой, с моей осьмушкой
благородной соломоновой!/ "Кому, говорит, доверяете архив получить?" Ну
- кому, ясно, что Эстер Вейнгер /хотя следовало бы Голофаста помнить! -
см./, она мне и вызов посылала. Написал доверенность.
Проходит месяц. Передает мне изустно директор отеля "Цум Тюркен", бывший
фарцовщик с галлереи, Коля Полянский, что там, мол, неполадки с моим
архивом, так не зашел бы я. Ну, я захожу. И кладут передо мной на стол -
письмо Олега Охапкина, из моего архива выдранное. "А вот, говорят,
объясните, что это за письмо?" Я, несколько опупевший, "То есть, как
это? Меня не предупреждали, что архив шмонать будут, и вообще, при чем
тут письмо?" "Нет, а Вы напишите, объяснение, мол, письмо о том-то, а в
архиве то-то, со списочком." А надо сказать, что перед отъездом мы в
хлам полаялись с Охапкиным, за его безобразное поведение, и он запретил
мне его печатать и потребовал рукописи взад. Об этом и было письмо, хотя
как они почерк Охапкина разобрали - ума не приложу, я - не разбираю.
Рукописи я ему вернул , а письмо это "гишторическое" - помещу в
аппендиксе. Но список всего моего архива - это было уже требование
непомерное, все-таки страниц с 20 000 рукописей было, не считая прочего.
Написал я требуемую объяснительную записку и потребовал, чтоб архив мне
в Вену переслали, за мой счет, поскольку Эстер на письма никак не
отвечала. "Да-да, сделаем." И при этом такая приятная улыбочка. Жду еще
пару месяцев. Ни слова. Наконец, прихожу туда с Алешей Цветковым,
поддавши. "Где архив, говорю?" "А мы его гражданке Вейнгер передали!"
"Ну, говорю, суки, обшмонали, как КГБ, а теперь яйца морочите, приду,
говорю, в следующий раз с автоматом, после меня арабским террористам -
тут делать не хуя будет, гады!" Они что, они - дипломаты, заулыбались. А
архив так и не отдали. Писал я Эстер, писал в МИД Израиля - ответа -
фиг!, писал Гробману и Дару, Сотниковой и Милославскому - "У нас,
говорят, бюрократия, а так - все отдали, говорят." Ну, я плюнул.
В июне 1977 года Эстер прислала мне процентов 80, без объяснений, всё,
в основном, слава Богу, мои рукописи пропали, да еще там по мелочам:
Хромов, Юра Алексеев, да еще у меня нашлись с профессором микрофильмы
переправленные, так что ничего. А дипломатов я ненавижу, суки, как и
Шин-Бет израильский, а по русски - КГБ вонючее: методы - те же. Знакомо.
Пусть подавятся. |
МОИ
КОНТАКТЫ С "КОНТИНЕНТОМ" |
|
/документальный роман в письмах и
сплетнях/
Началось с малого. Кто-то /знаю кто,
но не скажу/ еще в Ленинграде приволок мне по весне 75-го машинописную
копию статьи Синявского из №1 "Континента", об анекдоте. Я впечатлился.
Загорелись надежды.
1-го июля вылезаю из поезда в Москве
/Юлия билеты по блату достала/, оформлять визы. Из соседнего вагона
Марамзин лезет, зайцем ехал, жену выкинули: лето, отпуска. Марамзин -
дока. Тут же, за четвертной, подговорил таксера весь день по посольствам
возить. И понеслось: голландцы, австрийцы, МИД и по-новой. У людей на
эти скачки по три дня уходит - мы за 8 часов обернулись, за 5 минут, под
завязку, в последнюю инстанцию примчались. В промежутке, пока западные
дипы ланчевали /а во время ланча их не побеспокой!/, где-то в старой
Москве остановились, на пустыре, отдохнуть. Сидим и за "Континент"
говорим /я-то знал, что Марамзин к Максимову едет, другу своему,
сотрудничать/. Говорим, чего печатать там будем, чего - не будем.
Говорим об общих друзьях - Охапкине, Волохонском, Хвостенко. О Бродском
говорим. Говорю о своих архивах переправляемых: все поэты Ленинграда.
Поговорили.
В
Вене - о том же. Потом Марамзин по этапу в Италию, а я в Вене сижу,
переписываюсь с ним и с Виньковецким. Максимов Марамзина в редакцию
ждет, трудиться. Пишет Виньковецкий:
"Насколько я понимаю парижскую ситуацию, надо быть в дружбе с
"Континентом", организовав своего рода "разделение труда" при взаимной
поддержке. Ты, сам, впрочем, в Париже все поймешь. Но придется тебе
извлечь из собственных недр все имеющиеся запасы сдержанности, мудрого
спокойствия и дальновидности - памятуя, что от каждого из первых шагов
все зависит. Прости за назидательность тона /момент уж больно
торжественный.../."
/от 23 сентября 1975/
Яша
всегда такой, нравоучительный и мудрый.
В
Париж я попал на скаку перед самой Америкой, в конце января 1976.
Прикатил на открытие выставки в Монжероне, с поручениями от
Горбаневской. Наташа приехала в Вену где-то после Нового года с
партийным заданием: бить мне морду за Бобышева /Дима категорически
отказывался от участия в каких-бы-то-ни-было антологиях, и я его,
озверев, выкинул./ Наташа же об этом не знала и основное возражение ее
было: НЕЛЬЗЯ ПЕЧАТАТЬ ПОМИМО ВОЛИ /И БЕЗ ВЕДОМА/ АВТОРА! Через 2 недели
почти каждодневного общения, разговоров о поэтах и антологии, о месте
Бобышева в ленинградской школе, Наташа заявила: "Костя, я сама дам тебе
Бобышева, даже если он возражает, потому что это - нужно!" /Наташа от
слов своих отказываться не будет, она человек честный/. Но дело было не
в одном Бобышеве.
По
приезде в Париж я явился с визитом /и поручениями/ к самому Владимиру
Емельяновичу. Принят был в бело-голубой классицистической гостиной в его
квартире на Rue Lauriston, 11 bis .
Представившись и отрекомендовавшись, начал разговор о подборке
ленинградских молодых поэтов для "Континента". Принято было
благосклонно, подошел Марамзин и тоже подключился о необходимости.
Подарены были два номера "Континента", с автографами. Предложил подборку
Москвы: Лен, Губанов, Величанский, Алейников, Лимонов... "Лимонов!? Да
он же кагэбэшник!" "Успокойтесь говорю, Володя, не надо так нервно, ну,
поэт, ну, дурак, может, но уж никак не кагэбист!" "Нет, вы их не знаете!
А они за мною - следят, вот и сейчас, из дома напротив, а у меня жена,
дети! " Я говорю: "Да причем тут поэзия-то Лимонова? О каком КГБ речь?"
Еле-еле успокоил господина Максимова. Сошлись пока на подборке молодых
ленинградцев: Охапкина, Кривулина, Ширали, Куприянова, Чейгина,
Стратановского /см. в 4-м томе/. Объем - 15-20 страниц, или печатный
лист, как они его там называют. Я в Союзе не печатался, не знаю.
И
понеслось. С Толстовской фермы посылаю им подборку. Молчат. Пишу
Марамзину /неудобно же самого редактора беспокоить, у него там диалог с
Восточной Европой, дела со Шпрингером/. Получаю ответ:
"Я ничего не знал о твоей присылке и даже недоумевал: что ж ты, вроде,
не вполне серьезный человек? Обещал - не шлешь.
Но я спросил вчера у Максимова:
оказывается, он получил и отдал сразу Горбаневской. Она, по-моему,
ничьих стихов, кроме своих, не любит /неправда! Любит еще Бобышева и
Бродского - ККК/, но это меня не касается. Максимов сказал, что "будем
печатать". Что, когда - спрашивай у него или у Горбаневской, коей можешь
писать на адрес Максимова, то есть "Континента".
/от 24 августа 76/
Пишу
Марамзину:
"Кто у вас там в журнале редактор -
не знаю. Посылал Максимову, Наташе отписал попутно. Твой ответ меня не
утешил. За себя бы я просто послал на хуй, за других же /в том числе и
твоих друзей/ прошу вторично. Не могу же я почтеннейшему Владимиру
Емельяновичу или вздрагивающей от моего лексикона Наташе в таком стиле
писания писать!
А знать не мешало бы. С поэзией у вас
в журнале такое гавно - разнобой и с бору по сосенке, в то время как в
России всё смотрят с надеждой на вас. Похоже, прозаики, начиная с
Толстого, "стихов не читают", у Наташи же - честность, но это - не вкус.
Увы.
Пишу, не скажу, чтоб в надежде, но
так, чтоб понять, на какого ... вы молитесь? Скушно все это, сир..."
/от 1 сентября, 6 утра/
Пишет
Горбаневская:
"Костя! Прости, что долго не отвечала: первое письмо попало ко мне без
обратного адреса /странно. Я человек аккуратный, КГБ? - КК/ на второе
тоже просто прособиралась. Страшно много работы, так что не успеваю
писать писем. И сейчас-то пишу по делу. Мы сдаем сейчас №10 Континента,
в него идет большая подборка Бродского, так что вместить еще один
"корпус" стихов нет возможности. Дадим твое собрание в №11, так что, не
откладывая, присылай предисловие и /или это будет в предисловии?/
биографические справки об авторах. В 10-м идет неск. стихов Кривулина
/не совпадающих с тем, что у тебя/ - не можешь ли ты срочно
прислать биогр. справку? Прямо на мой адрес.
...
Отношения тут у всех сложные, я немножко вроде буфера, это тоже требует
некоторого напряжения душевных сил, но не быть буфером было бы еще
нервнее же для меня же самой..."
/без даты, на конверте - 6.9.1976/
Пишу
Горбаневской:
"Наташа, милая, уж месяц, как мы в
Техасе, отписал Марамзину, а сегодня - твое письмо ....... /личное/.
Отношения тут так напрягаются, за счет расстояний, состояний и
противустояний, что сам чорт не разберет, что и что. Письмо - это
хорошо.
Посылаю справку о Кривулине, надо -
сократи. Лучше за счет диплома, чем "общественной деятельности" в
феврале 74. Их сейчас за это трясут. Имеет смысл подчеркнуть. Кривулину
не повредит - он полиомиэлитом бронированный, таких не вяжут. И то слава
Богу. Хочет сваливать, опять же.
Посылаю, опять же, образчик
"предисловия" /не для печати, сдано Шемякину в евонный "Аполлон"/, в
таком, примерно, стиле воспоследует предисловие к подборке. Отдельно
будут "биографические справки". Не понравится - черкни "нет", напишу "по-континентовски",
новомировски, огоньковски - как хошь. Предпочитаю, правда, раешник.
........ /личное/.
Надеюсь, что хоть у вас неожиданных
перекроек /и редакторских правок!/ не будет? Вся ли подборка идет? И
опять же - что за путаница - тут Кривулин, и там Кривулин, за Иосифа я
не говорю, и еще - готовить ли Москву /Лимонов, Лен, Величанский,
Губанов, Алейников/?"
/от 14 сентября 76/
Пишет Горбаневская:
"Костя, милый! Пришли человеческую, кратчайшую, сушейшую биографию
Кривулина - срочно. Биографии своих героев подборки - такие же! - тоже
не очень медля. Надеюсь, что подборка пойдет в 11-м номере, который
сдаем примерно в конце ноября. Но номера наши имеют тенденцию разбухать,
и горе твоей подборки - в том, что она практически размеров прозы
/выкинуть пару стихов ничему не поможет/, так что как бы не
передвинулась опять из-за отсутствия места. Писать нет сил. Сижу сейчас,
исполняю эпистолярные долги, пока только континентские, а еще свои
личные поднимают волосы дыбом, так что я даже при своем росте дорастаю
почти до потолка /впрочем, нет - я ведь остриглась - ах, ты же, наверно,
видел на обложке континента/. Прости опечатки, руки уже не варят /башка
- да, опечатки вижу, а пальцы как будто дровишки, спотыкаются/. А,
прости, я идиотка - только сейчас увидела, что, кроме вздохов по
Кривулине и Охапкине /ох, сей - такой, а той - такой/ /см. в
"Аполлоне-77". По-моему, там не вздохи, а мат - Кривулин и особо Охапкин
- обиделись! -ККК/, приложена нормальная справочка. Сокращу. И не
надейся, что не сокращу. А может, и не сокращу. В континенте уже есть
одна такая изысканная биография - Анри Волохонского - пера, я полагаю,
Марамзина. Почему выскочил Кривулин отдельно? Потому что прислал с
кем-то через кого-то стихи. Не совпадающие с твоей подборкой и, видимо,
более новые. Прислал именно для Континента, а в случае самиздатских
поэтов это просто закон - ежели не бездарь, то напечатать за храбрость."
/на конверте - 23.10.76/
Тоже
мне, критерий! Самый храбрый в Ленинграде был - Синявин. И тоже стихи
пишет. Почему же в "Континенте" не печатают? Или - бездарь?
От
Марамзина на письмо /вышеприведенное/ ответа не последовало. И сейчас не
отвечает, став редактором "Эха". Ни он, ни Хвостенко. Я, впрочем, только
помощь им в подборке Горбовского предлагал, его лучшие тексты. Молчат.
Пишу
Горбаневской:
"Наташенька!
Прости меня за опоздание с ответом,
но занят был выше утерянной головы. Я не говорю за лекции, просто
выступления и по теле-, просто - замотался, замучился, теперь понимаю,
каково вам - бабам! Затеял грандиозную работу результат пришлю тебе. В
январе, полагаю.
О "биографиях" поэтов. Покамест
таковых не получил, придется по памяти. За точность ручаться не могу -
но нужна ли она? Важен поэт, а не биография. Публикация же жизненно
необходима, и в ЭТОМ ГОДУ, в начале будущего выпускаю антологию
Петербурга здесь и авторам понадобится защита. Получил фантастические
материалы, своего рода "поэтический ГУЛАГ". Печатаю самые острые стихи,
поэтому лучше, если "первый удар" КОНТИНЕНТ примет на себя - меньше
внимания господа уделят антологии. А она нужнее нужного.
Итак:
ОХАПКИН Олег Александрович. Родился в
1945 г. в Ленинграде. В детстве пел в церковном хоре. Христианин.
Закончил школу и ремесленное училище. Работал: рабочим, каменщиком,
геологом, в археологических экспедициях, рабочим в Эрмитаже и музее
Достоевского и где попало. Занимался в ЛИТО "Трудовые резервы" у
Д.Я.Дара вместе с Соснорой, Горбовским, Кушнером. В поэтике примыкает к
И.Бродскому и Дм. Бобышеву. Участник нескольких конференций молодых
писателей, неоднократно рекомендован на сборники. На 1975 г. имел 8 книг
/неопубликованных/ и 8 стихотворений /опубликованных/. Литературный
заработок на 1974-75 год составлял 8 руб. 46 коп. 4 октября 1975 года
вышел из профгруппы при Союзе писателей за невозможностью жить
литературным трудом. Входил и выходил /неоднократно/ в состав сборника
"Лепта" /32 неопубликованных поэта Ленинграда/, предложенного вниманию
Союза писателей и издательств и отвергнутого, невзирая на положительные
рецензии в 1976 г.
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович. Самый
"молодой" из неофициальных поэтов. Родился в 1950 г. Детство провел в
Германии в офицерском городке оккупационных войск. Закончил среднюю
школу в Царском Селе /ныне гор. Пушкин/, учился в библиотечном институте
/ныне Институт Культуры/ на режиссерском отделении. Ученик Татьяны
Григорьевны Гнедич, поэта и переводчика /умерла 7 ноября 76 г./.
Участник конференций молодых писателей. Не публиковался.
ЧЕЙГИН Петр Николаевич. Родился в
1948 г. под Ленинградом в дер. Сойкино. Кончил среднюю школу в Рамбове
/Ораниенбаум, ныне Г.Ломоносов/. Год прослужил в армии, которую вынести
не мог. Комиссовался. Работал рабочим в магазине "Старая книга", рабочим
в музее Достоевского. Участник конференций, рекомендован на сборник. Не
публиковался. В сборнике "ЛЕПТА" не участвовал.
КРИВУЛИНА сокращай сама. Можешь
добавить, что активный организатор "ЛЕПТЫ" и издатель
религиозно-философского журнала "37" /см. статью в "Вестнике РСХД /.
ШИРАЛИ Виктор /Виктор Гейдарович Ширали-задэ/. Родился в 1945 г. в
Ленинграде на Галерной ул. /ныне ул. Красная/. Кончил среднюю школу,
работал клубным работником в провинции, сторожом на лодочной станции и
т.д. Публиковался в провинциальных газетах. Рекомендован всеми
конференциями на сборник. Сборник не опубликован. /Сборник опубликован в
1979 г. - ККК/.
СТРАТАНОВСКИЙ Сергей. Родился в 1946 г. в Ленинграде в профессорской
семье. Окончил филологический факультет Ленинградского университета.
Работал на заводе. Преподавал в школе. Самый скромный из поэтов.
Вот, пожалуй, и все, Наташенька, что
я могу сказать за поэтов. В дополнение имею сообщить, что кроме
Стратановского, все вышеперечисленные поэты составляют, так называемую,
"поэтическую элиту Петербурга" и полупризнаны Союзом писателей. На
протяжене последних 10 лет всем им были неоднократно обещаны публикации
и сборники, чем власти и держали их "на крючке" до февраля 1975 г. В
феврале же началось движение "неофициальных" поэтов, к которому
примкнула и часть "Элиты". Власти пытались выделить их в отдельный
сборник, под свой контроль, но за вычетом Охапкина, Куприянова и Чейгина,
на это никто не пошел. В декабре 75 г. на сборник "ЛЕПТА" была дана
крайне положительная рецензия Майи Борисовой, о которой умолчали /но не
Майя!/ и сборник был отдан на рецензирование Выходцеву. После чего в
феврале 76 последовал категорический отказ на издание этого сборника и
подобных ему. Летом этого года стихи Охапкина были напечатаны в журнале
"Нева" /?/. А за Ширали, Нестеровского и Игнатову "заступился"
Вознесенский в Литературке. Так продолжают делить и властвовать.
Так-то, Наташенька!
Готовлю им маленькую бомбочку,
посмотрим, как пойдет. Обзавелся уже машинкой, но головки приходится
заказывать в Париже.
А вообще, Наташа, понял я, что
надеяться можно только на самого себя - только тогда будет сделано то,
что надо. А так - Шемякин поступил с моими материалами по своему
усмотрению, КОНТИНЕНТ мне по эстетике не подходит /это не значит, что я
не буду сотрудничать с вами, но - в каком вопросе?/, в журнале "Время и
ми" Перельман сейчас моего Алика Мандельштама кастрирует /и ждать
приходится, как в Союзе/, с американскими же издательствами - у меня
просто ничего общего.
Мне может понадобиться ваша помощь,
но когда будет чему помогать. Через пару месяцев... Увидишь второй
"Полдень". Пока - молчу.
....... /личное/.
P.S. Прости, забыл написать
предисловие. Со мною это случается. Можешь сокращать хоть на 90%, но
НИКАКОЙ РЕДАКТУРЫ, даже твоей! Редакторов не выношу с детства.....
/14-15 ноября 76/
Пишет
Наташа:
"Дорогой Костя!
/...... строчка личного/.
Ленинградская подборка все еще
откладывается, поскольку у нас хроническая нехватка места, материала
много /но - какого?! - ККК/, а подборка большая /когда приходит
несколько стихотворений из России, мы их всегда всовываем, а для такой
подборки приходится ждать и ждать, все время что-то срочное./ Пока я
прошу тебя подготовить минимально короткие, сухие и деловые биографийки
всех авторов, вошедших в нее. Думаю, что она может попасть в 12-й, а еще
вероятнее - в 13-й номер /12-й у нас будет в значительной степени
посвящен полякам в связи с тридцатилетием "Культуры", поэтому мало
вероятности/. Во всяком случае, в принципе она, да ты это знаешь,
принята.
/..... личное/.
Целую Наташа.
/как всегда, без даты/.
На
этом прощальном поцелуе все закончилось. Насильно совать им в задний
проход подборку лучших поэтов Ленинграда - мне надоело, политика
редакционная - совать, что ни попадя, что из России пришло /а я что,
поэтов - из Африки вывез?/ за "храбрость", посвящать целый номер
польской культуре /за что и деньги платят/ и ни одного - петербуржской
/и это говорю я, поляк!/, затыкать стихами дыры и прорехи в журнале -
мне тоже стала ясна. Поняв, что не в коня корм и что "свиней ведь не
кормят вареньем", решил вареньем их не кормить.
Но
тут повязали Юлию.
Разослав письма сенаторам и прочей
сволочи, решил обратиться и в "Континент". Защищали ведь членов Союза -
Войновича, Владимова и Снегирева, может и за не члена вступятся?
Пишу:
"Наташенька,
с Новым годом уже поздравлял, а
сейчас, как всегда, оффициальное.
Повязали Юлию Вознесенскую,
последнего живого человека в Ленинграде. А я узнал об этом только 31-го,
от матушки моей, и со скрипом. И чего теперь делать? Говорил с
Амальриком, чтоб поминал ее в речах, письма там разослал сенаторам, а
проку?
Юлия ж для Ленинграда живой душой
была, матерью всех поэтов. Ругал ее за плохие стихи, ссорился, а любил.
Получила вызов, ждал уже, и вот те на! Ну в лагерь ее не загонят /именно
- загнали, за побег из ссылки - 2 года! - ККК/, хоть дети и большие, и
дурдом ей не грозит /тьфу-тьфу!/, нормальная она, но ведь это ж я ее
дневник собрался выпускать и уже весь перевел, а сейчас не знаю. На
"Континент" надежды у меня нет: то у вас поляки, то чехи, то герой
кривоногий Кривулин /который всем зело поднасрал/, а ведь это не
случилось бы /или случилось бы не так/, если бы подборка пораньше пошла.
Ведь это же ее за официальную "Лепту" судили, за сборник 32-х,
отпечатанный ее руками и сданный в издательство в марте 75-го /почему я
на "Лепту" и упирал в предисловиях/ - без нее эту книгу бы не сделали! И
все собрания - у нее на квартире, ведь самой "защищенной" казалась /не
квартира, а Юлия/. А за этим еще 3 или 4 книги сделала она - ОБЩИЕ! - а
Кривулин выпустил свой христианский журнальчик, так о нем и говорят
/"37"/. А она - и на площадь Декабристов - первая, и Гумилева защищать -
как пионер, и о могиле Ахматовой /запущенной/ пеклась, с архитекторами и
наследниками договаривалась, чтоб сделать что-то, и всех поэтов,
пропойц, со своих 70 рублей кормила, а они у нее в квартире душу свою
поэтическую путем скандалов демонстрировали, что ж ей - в милицию их
тащить? 5 или 6 лет опекала поэтов, места в городе не было более
доброго, чем у нее - и при этом еще работать успевала, двоих детишек
вырастила /бандиты - вроде твоих, все в рыцарей играли/. И что же
теперь?
Ведь знала, на что шла - в письмах
неотправленных мне писала, которые надо сейчас публиковать /я - для
американцев, а вы - ... Да и станете ли?/. Ведь вместе все начинали, в
одном только мае 75-го 25 чтений 30-ти поэтов устроили -и в основном,
она: поэты - то изволят быть с бабой, то в миноре, то забудут приехать,
а отдуваться - Юлии. Ведь она - живая история поэтической культуры
Ленинграда, добрым двум десяткам поэтов сборники сделала и перепечатала.
Именно "сделала", потому что эти гении и рукописей-то своих не хранят,
все, что есть - в голове. Что они сейчас, поэты, делают? На площадь
пойдут? Так ведь не смогут - без Юлии! А я здесь что могу? В
техасском-то захолустьи.
Пишу - и без надежды. В журнал ваш -
это письмо по стилю не подойдет, Уж больно стиль ваш - "новомировский",
а иначе писать - не хочу. Даю вам просто информацию, которую вы все
равно засушите, как цветочек, а Юлия - живая пока!
Итак, преступная Юлия, помимо того,
что писала стихи и прозу, сделала три или четыре антологии
"неофициальных" поэтов и прозаиков, которые пошли в советские же
издательства - чтобы положить конец подпольному существованию вполне
лойяльных поэтов. С тем же она организовала десятки поэтических чтений и
вечеров, в том числе поэтов уже умерших, и все еще неопубликованных -
Леонида Аронзона /1939-1970/, Роальда
Мандельштама /1932 - 1961/ и вечер памяти Николая Гумилева
/пересмотренного и нереабилитированного - по мотивировке отказа
Секретариата правления ЛОСП/, и помощь в организации проведения выставок
"неофициальных" художников, и попытка почтить чтением стихов память
декабристов 14 декабря 1975 года. Арестовывали ее неоднократно, перед 14
декабря и перед 15 апреля /Гумилев/, без санкций прокурора, "в порядке
профилактики", но запугать ее не удалось. И то, что она наверняка не
дала показаний против художников, написавших лозунги о свободе
творчества на стене Петропавловки - обратилось в "дело" уже против нее.
Я Юлию знаю, она всегда была такой. В 60-х годах ей выбили зубы в
милиции, когда она защищала какую-то женщину от рукоприкладства
блюстителей "порядка". Зубы она вставила, но характер не переменила. Кто
же еще будет защищать поэтов, которые готовы заложить и себя, и ближнего
во спасение своего гениального поэтического "я" - доносчика О., поэта,
который предавал нас не трижды, а четырежды и пятьюжды - чаще, чем Петр
Христа, Петра Чейгина, слабого и двуликого - а с какой теплотой и болью
она пишет о них! Кто же защитит их, если не от властей, то - от самих
себя, от собственной слабости?
А кто теперь защитит Юлию
Вознесенскую? Дали ей три года лагерей /но обвинение просило о высылке,
поскольку - мать/ за "распространение лжи о Советском Союзе в своем
предисловии к рукописи антологии поэзии и графики, в автобиографии
поэта-диссидента Геннадия Трифонова /просто - поэта, тончайшего лирика,
у которого нет НИ ОДНОЙ политической строчки в стихах. - ККК/ и на
неофициальное интервью, данное ей художнику-диссиденту /вероятно,
кретину Синявину - ККК/", как сообщает в заметке газета "Нью-Йорк Тайме"
31 декабря 1976 г. Юлия не идиотка, чтобы в антологии и книги, сдаваемые
в советские издательства, включать антисоветские высказывания.
"Интервью" же, отдельно - не документ. Вряд ли у человека, прожившего
при Советской Власти 36 лет, могут еще сохраниться симпатии к этой
власти, но одно дело - симпатии и антипатии, другое - политические
высказывания. Юлия их не делала, крест святой! А если бы и сделала - то
разве нет в Советском Союзе свободы слова, мнений и выступлений, и
прочих свобод? По крайней мере, они утверждают обратное.
Так вот, Наташечка, вот тебе мое
письмо, вот письма сенаторам и всякой прочей сволочи, и делай ты с этим,
что хошь. Я все равно ваш журнал не читаю, хотя тебя люблю. Только учти:
ДЕЛО ЮЛИИ РЕШАЕТСЯ СЕЙЧАС, ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ БУДЕТ УЖЕ ПОЗДНО. Посылаю заодно
фотографию заседания поэтов "Лепты" у Юлии на квартире. Оригинал вернуть
обязательно - живую съем, если не вернете - переснимать некогда. Портрет
Юлии не посылаю, только зирокс, у меня он вообще один, правда, есть еще
негатив, но вам-то он ведь все равно ведь не потребуется.
А вообще, Наташечка, прости, что пишу
так неласково о "Континенте". Меня тут Нусберг Володе старшему
/В.Е.Максимову - ККК/ пропагандирует, а зря. По поэтам я вам дам любой
материал, потому что это нужно поэтам, а я себя и сам издам /когда будет
время/. Потому что сейчас перевел дневник Юлии /гениальная книга,
увидишь - потому что ДОБРАЯ/, издаю его в марте, заканчиваю перевод 20
поэтов Ленинграда /все, что уцелело от Израиля, а из моих
ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫХ друзей так никто и не почесался - я просил Марамзина,
а Миша Шемякин, говорит, Максимова, а тот - Агурского - ?/, потом статью
Н.Н.Пунина о Хлебникове /100 страниц рукописи/ и тоже в переводе, потом
кого-нибудь из поэтов /то ли Алика Мандельштама, то ли Чейгина/, потом
прозу Б.К. /псевдоним пока рано раскрывать, но крутая, вагиновская/,
потом материалы по художникам и выставкам /статья отдельно идет в "Арт
Ньюс" уже переводится/, потом, глядишь, и до себя дойду. А если клятый
израиль вернет антологии прозы и стариков - то нет, не дойду.
Так вот и живем. Воюем потихоньку с
Израилем за архив, готовим и переводим поэтов, пишем тексты для
рок-группы /пластинку скоро пришлю/, выступаю с чтением по-аглицки и на
16 языках 17-го в здешнем кабаке поэтов /я им устрою хэппенинг!/,
разъезжаю по лекциям и с ужасом жду лета и конца работы, потому что
работать придется посылать Мышь.
Если не считать горестных новостей из
России, то - жить бы и жить! А то я ведь за год 5 /пять/ друзей потерял:
друга моего и Димы Бобышева - убили /биолога Алика Тихомирова/, Женю
Рухина - сожгли, Татьяна Гнедич - умерла, Юлия и Трифонов - в тюрьме.
Кстати, посылаю копию одной из лучших вещей Трифонова. Сможете -
опубликуйте. Данные - дам. Ему, самому нежному из поэтов /полу-женщина,
пэссив/ дали 4 года лагерей. Четко не выдержит. Юлия - смогла бы.
Кажется, он и дал на нее показания, но ему это можно простить, он не
Охапкин. Вот те и Рождество Христово!
И пришлешь ли ты мне своих стихов,
новых? Трудно копирку заложить? Хотя что я говорю - на Западе копирку? А
зирокс? Тебе своих не посылаю, не поймешь. Ахматова от Крученыха
вздрагивала и отродясь не читала. И Пастернак тоже. Зубы у всех
акмеистов и академиков вставные, и кубофутуризм - не для них. А я -
ученик Крученыха, Чурилина, Туфанова, Василиска Гнедова и Чичерина. На
том стоим. И Бурлюка. И главное - Божидара. И Хрисанфа. А также
Довгалевского и Величковского /17 век/. И Ильи Зданевича. За Велемира и
не говорю. Понятно?
Это я дразнюсь, Наташенька. Ведь все
равно "Континент" статьи о футуристах не примет, уж зело журнал
благополучный. А мог бы написать! В Союзе, в "Новом мире" их тоже,
скажем, не печатали. Ахматову напечатали, а Хлебникова - нет. Ну не
позор ли? И здесь их не едят вонючие графини и княгини шаховские.
Ничего, еще поборемся! Целуем поголовно.
/8 января 77/
Ни
слова о Юлии Вознесенской в журнале "Континент" не появилось. На письмо
вышеприводимое - также ответа не последовало.
На
чем отношения с "Континентом" автоматически закончились.
Или только начались.
В конце июля 1979 года на мой адрес
пришел №20-й журнала "Континент", с обратным адресом отправителя -
Наталья Горбаневская, проживающей по улице Гэй Люссак, что по-английски
звучит совершенно неприлично. В оном номере обнаружил 2 стихотворения
/точнее, главы из "Башни"/, принадлежащие моему перу, и перевранные
биографические данные о моей особе.
Пишу:
В редакцию журнала "Континент".
Уважаемый господин редактор!
Прошу опубликовать данное заявление,
поскольку "недоразумение" произошло исключительно по Вашей вине.
Аналогичные письма я посылаю во все ведущие русскоязычные газеты и
журналы за рубежом.
С
приветом,
Константин К. Кузьминский, Голова
секции литпрактики ИСРК.
/В данном случае - просто Автор./
P.S. Прошу в заглавие, текст и
подпись не вносить никаких изменений.
P.P.S.
Кроме того, ни в каких "технических" вузах не обучался. Ушел с биофака
ЛГУ /специалист по змеям/ и из Театрального /искусствовед/. Информацию
давал, не иначе, Бетаки. Могли бы и у меня спросить.
Не ваш - ККК.
Господа! Меня, никак, в Союз приняли. Под Максимова
причесали. В №20 журнала "Континент" два моих текста
напечатали. Я туда стихи не давал. Полагаю, что это медвежья
услуга кого-то из друзей. Но публиковать при живом
закордонном авторе тексты его без его на то согласия - это,
как ни говорите, криминал.
И какие тексты? Выдрали из меня, из
семиязычной "Вавилонской Башни", стилизованное "под
классику" - и представляют, так сказать, читателю. Из меня,
последователя Крученых и Туфанова - дали кусочек, похожий на
Ахматову. Для вставных челюстей, помягче.
Что ж мне, в ножки благодетелям
кланяться? Кастрировали, как верблюда, как это в Советском
Союзе водится, теперь поди, доказывай.
И это не первый случай. Для начала
меня "Время и мы" тиснуло, издатель Перельман. И тоже
выборочно. Ну, я смолчал. Тоже без ведома.
Но сейчас я желаю возразить, и
возразить категорически.
Для начала: в "Континент" я ничего не давал, кроме подборки
ленинградских поэтов /куда себя не включил/, три года назад.
Подборка эта так и не была напечатана, хотя им это нужнее.
Я же - не разделяю эстетику журнала,
куда меня насильно засунули, и печататься в нем не желаю.
Кроме того, меня представили каким-то антисоветчиком, хотя я
колебал сам факт существования Советов. И "Континента" тоже.
В суд подавать не буду, поскольку
денег на суды нет.
Два текста, никак не представляющие меня, как поэта, равно и
публикацию во "Времени и мы" /не помню, какой номер/, прошу
считать несостоявшимися.
И вообще, пора бы прекратить эту практику литературного
пиратства за рубежом. С господами же из "Континента" -
разберусь при встрече. Они меня знают.
Константин К. Кузьминский,
.38*,
Техас.
P.S. Да, забыл: в "Третьей волне" Глезер тиснул "Владимирку",
тоже оттуда. Говорит, Жарких дал. А причем тут Жарких?
Растащили "Башню" по кусочкам, шакалы.
ККК |
Прим.:
|
|
* -
|
<калибр> .38
(моего техасского кольта; подарен года 3 тому –
шевчуку,
но
куплен – новый, 12-дюймовый; прим. 14 февраля 2006) |
|
|
|
Редактор "Нового Русского Слова" Седых, поливающий по-черному Эдика
Лимонова и печатающий всякую гнусь в адрес Александра Янова, печатать
протест отказался /как и в случае с Яновым/. И "Слово" и "Континент" -
одна бражка:
Многоуважаемый господин Кузьминский!
Получил Ваше письмо и очень сожалею, что Ваши стихи были опубликованы
без Вашего разрешения. Но письмо написано исключительно резко,- такие
вещи мы в газете не печатаем. /Врет, печатает и гораздо хуже - см.
письма против Лимонова, Соловьева и Клепиковой, Янова. - ККК/. Однако,
если Вы не возражаете, я пошлю Ваше заявление Максимову. В конце концов,
протестовать нужно не у нас, а на страницах 'Континента" и "Время и мы",
которые нарушили Ваше авторское право.
С искренним уважением -
/Андрей Седых/
Ну
спасибо, господин редактор! Максимову протест переслал! Будто я в первую
очередь об этом не позаботился.
А
проку?
Получаю из "Континента" следующую писулю:
"Многоуважаемый господин Кузьминский!
Опубликовать Ваши стихи мне удалось с
немалыми сложностями, т.к. и гл. редактор и отв. секретарь, и
большинство членов русской редколлегии /прежде всего Ваш друг И Б./
категорически возражали против публикации. /Так на хуя ж тогда вообще
публиковать?! Я что - просил? - ККК/ У каждого, разумеется, свои вкусы и
взгляды, но преодолеть сопротивление было нелегко. И в результате,
подтверждая отношение к Вам многих людей, для которых Ваше обращение с
ними заслоняет Ваши стихи, Вы пишете глупое и хамское письмо в редакцию.
Можете быть уверены, что теперь ни
"Континент", ни "Грани Вас больше не опубликуют /а я о чем прошу, чорт
побери?! - ККК/, даже если бы у меня сохранилось желание содействовать
Вам, поскольку я считаю вас безусловно талантливым поэтом. Но вопиющая
неталантливость Вашего поведения и у меня отбила охоту что-либо делать
для Вас в дальнейшем.
С уважением /только к стихам, но не к
автору их/
Василий Бетаки
/без даты/
Что ж
мне, с Васькой полемизировать?
Горбаневская и Максимов не удостоили
меня ответом.
Зато я их удостоил. И еще удостою.
При встрече.
Итак,
контактам моим с "Континентом" пришел полный и очевидный - "п....ц". И
чорт с ними.
13-15 октября 1979,
Техас.
/еще о кухне заведенья "Континент"/
Кухонный, надо полагать, рабочий, Вася-Бетаки /муж В.Ыверни/ глаголел
мне в начале 70-х: "Я, говорит, еду на Запад, чтобы доказать, что
Бродский - не поэт!" "Вася, говорю, ты прежде всего докажи, что ты -
поэт!"
Открываем 25-й номер. Кухарка Горбаневская стряпает, скривясь от
отвращения, хомаж из текстов, которые она - цитирую: "...Каюсь ... - не
одолела. Даже настолько не одолела, насколько положено моими
редакционными обязанностями выправлять опечатки в машинописи..." и пр.
Ладно. В совписовской столовке
"Континент" - подают иногда, чтоб "и прочих" читателей утешить, на
заклание какого Лимонова, Кузьминского или Щапову. То, что к примеру, из
меня приготовили холодный "диссидентский" винегрет, немытыми руками
кухаря /и на вкус, полагаю, столовского разнорабочего/ - это меня уже не
колышет. Я уже об этом написал.
Но
вот опять кривится кухонная дама: стряпать из какого-то Лимонова. Что до
нее, то она бы... Цитирую: "Если бы я , скажем, заняла пост /не
существующий в "Континенте"/ завотделом поэзии и печатала только тех,
кого всерьез считаю поэтами. Тогда бы /о, мечта кухонной дамы! - ККК/...
кроме давно мною любимых Бродского и Бобышева, недавно открытых Кенжиева
и Кублановского, да меня самой, кого бы еще печатал "Континент" в
последние годы?" И кокетливо оговаривается перед этим: "Было бы хуже..."
Если бы она, значит. Тогда - кто?
Да уж хуже некуда. В следующем номере
/№26/ Эдик Лимонов жалуется, что неграмотная кухарка /занимающая
несуществующий пост/ - умудрилась напутать даже страницы - но она ж сама
признается, что "не одолела". Она ж и не читала. Так что шли, Эдичка,
грамотные рукописи, чтоб не жаловаться потом.
А о
способностях кухарки /или, полагаю, самого "шефа"!/, просто помещаю
следующее меню /из №25 и - на будущее!/:

Кушайте, дорогие читатели! |