Милославский в Израиле  

в военной форме  

 
 
ЮРИЙ МИЛОСЛАВСКИЙ

КОНСТАНТИН СКОБЛИНСКИЙ
 

СКАЗЫ
 

/написанные в 1966-67 годах, имеют они - в лучшем случае - историческое значение: как выглядел "черный" полуполитический самиздатфольклор, к которому мы руку приложили. Ю.М./


        1. ЛИМОН


        В ночь под 1-е Мая шел путеец Григорий Харченко со своей женой вдоль по улице Труфанова.
        Шел-шел, и захотелось ему жене подарок сделать. Взял он ее и сказал:
        - Я тебе щас лимон куплю!
        - А на хуя мне лимон? - удивилась жена.
        - Как "на хуя"?! - не понял путеец. - Я ж тебе щас лимон куплю!...
        - Засунь его себе в жопу, свой лимон! - обиделась жена.
        - Лимон тебе щас куплю, - сказал путеец Григорий Харченко и вдарил жену по морде.
        - Гамно ты такое засратое! - не согласилась с ним жена. Изумился путеец Григорий Харченко,
        - Ой да я ж тебе лимону куплю-у-у, - сказал он и вдарил жену под дых.
        - Проститут ты проклятый, - окончательно обиделась жена. Путеец Григорий Харченко вдарил ей по печени. Вдарил, зашел в дежурный магазин "Продтовары", открытый по случаю праздника, купил лимон, положил его рядом с телом жены - и пошел один дальше вдоль по улице имени Спиридона Труфанова, зверски сваренного белоказаками в паровозном котле, который котел они, белоказаки, всегда для такого случая при себе возили...

 


        2. В ДОЗОРЕ
 

        Заступил молодой красноармеец Сидоров на пост.
        А заключался этот пост в неусыпном охранении уголка боевой и трудовой славы н-ского полка, где находились различные бесценные и священные реликвии, а именно:
        1/ картина персонального пенсионера всесоюзного значения, полковника в отставке, а ныне - самодеятельного художника Дубивко П.П. "Владимир Ильич Ленин принимает парад Красной Гвардии на Красной площади, стоя на трибуне Мавзолея" - I шт.,
        2/ картина лауреата Сталинской премии народного художника Х.Л.Фуксова "Товарищ Сталин учит академика Вавилова, как нужно бомбардировать пластинку бора тяжелыми электронами, предварительно разогнанными в бетатроне" - I шт.,
        3/ Изображении товарища Сталина: на фоне библиотеки, составленной из произведений классиков марксизма-ленинизма - 100 шт., "Сталин - наша слава боевая" - 100 шт., "Товарищ И.В.Сталин" - 100 шт., "Товарищ Сталин" - 100 шт., "Сталин" - 100 шт.,
        4/ изображений руководителей коммунистической партии и советского правительства, расположенных в секретном порядке - секретное количество шт.,
        5/ знамен гвардейских, бархатных - 4 шт.,
        6/ знамен армейских, креп-жоржетовых - 4 шт.,
        7/ знамен переходящих, сатиновых - 4 шт.,
        8/ знамен спортивно-общевойсковых, кумачевых, с надписью "Ходи, боец, почаще в тир - на всей земле наступит мир!" - 4 шт.,
        9/ подшивок газеты "Пограничник" за I94I-I942 гг. - I шт.,

        10/ советско-английских разговорников для командного состава, начинающихся предложением: "Все распоряжения советских офицеров должны исполняться беспрекословно", что по-английски звучит как "Ол зе ордерз оф зе совьет официрз мает би иммидиетли фулфилд" -200 000 000 шт., -
        Вот потому-то и был этот пост наиглавнейшим из всех наших главных постов...
        Все имеется у нашего бойца. Имеются у него серебряные самолеты, зеленые танки, черные бомбы и желтые патроны. Но только самое главное оружие в руках советского воина-освободителя - не серебряные самолеты, не зеленые танки, не черные бомбы, и уж конечно, не желтые патроны, а наша красная, марксистско-ленинская, непримиримая идеология. Без нее самолет не взлетит, у танка броня подведет, бомба взорвется без пользы для нашего государства, а о желтых патронах - и говорить нечего!
        Зашло за рекой солнце. Отгремела в казарме любимая песня:
 

Я солдат Иван Петров.

Как задвину - будь здоров.

Я за родную страну

Глаз на жопу натяну!
 

        Только-только обосновался Сидоров на посту, как услышал кругом шорох, лязг и иностранные слова, неучтенные в вышеупомянутом разговорнике.
        Посмотрел он направо - и видит. Несутся на него толпы боннских реваншистов, фашиствующих молодников: тут тебе и НДП, и разные правящие бургомистры Западного Берлина, который никогда не был и не будет частью ФРГ, и Аксель Шпрингер, и другие ихние официальные лица. Все на танках, бронемашинах - и все, как один - кричат: "Пересмотрим, бля, границы по Одеру-Нейссе"!!!
        Начали они вести по Сидорову беспорядочный и неприцельный огонь. Усмехнулся боец - да напрасно. Нашлась-таки одна шальная пуля /дура/1 и оторвала она ему ногу. Не растерялся Сидоров, обмотал рану портянкой - и посмотрел налево. А там - тьма-тьмущая израильских экстремистов, палачей арабских народов... Отродясь боец столько жидов на одном месте не видывал. Начали и они вести по нему беспорядочный и неприцельный огонь.
        Заржал Сидоров - и даром. Нашлась еще одна шальная пуля /тоже дура/2 и оторвала она ему следующую ногу. Не растерялся Сидоров, обмотал рану портянкой - и посмотрел вперед. Несутся на него спереда американские империалисты, наиболее развитые экономически и военно. Начали и эти вести по нему беспорядочный и неприцельный огонь. Улыбнулся Сидоров, но - ах! - рано: нашелся один шальной неуправляемый снаряд глобального радиуса действия типа "ХУЯК" - и оторвал он бойцу голову. Не огорчился Сидоров, обмотал рану портянкой - и обернулся. А там, за его спиной, стоит-дрожит ма-а-а-ленькая кучка идеологических диверсантов - и тоже чего-то пытается Сидорову навредить. Расхохотался боец, но - зря! Подкрался к нему внутренний перевертыш /гнилой либерал, неомарксист, власобендеросионист, импотент, член НТС, шизофреник, насильник, алкоголик, плохой физкультурник, двоечник, минетчик - и отравленной иглой антикоммунистической клеветы, закаленной в лютой ненависти ко всему святому в нашей трудовой жизни, штриканул его прямо в большевистское сердце...
        Нахмурился боец - и рухнул.
        Помутилися у него орлиные очи, но и этими - помутившимися - орлиными очами увидел он все прогрессивное человечество, спешащее к нему на выручку с лозунгами "Руки прочь от бойца Сидорова!", а также - "Миру - Мир". А еще - увидел он непобедимую Красную армию безжалостно разящую агрессора ядерными ударами с криком "Даешь, даешь!!!" Но вот чего "даешь" - так и не узнал советский воин Сидоров, потому что он - пал....

 

---------------------------

1 . . . а штык - молодец! /А.В.Суворов/
2 . . . а штык - все равно молодец!! /П.И.Нахимов/
 

 

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ:

 
        Зощенко и Хармс, Гашек и антиагитка - недаром, говорят, "Похождения бравого солдата Швейка" запрещены в гарнизонных библиотеках! - и тут же "Ленин на мавзолее" / с картины художника Дрючина - анекдот? быль? - рассказывал мне завкафедрой ИЗО МГУ, уже в Техасе, байку о Дрючине, по пьяни изобразившего Ленина на мавзолее, в толпе прочих вождей - и прошла картина два тура, на третьем лишь спохватились. ../, Сталин, считаемый на "штуки" - а на ЧТО еще?! - я, как-то, в Алупке - попытался подсчитать количество Лениных на душу населения, вышло больше двух! - тут и китайский анекдот о дешевом китайском гарнитуре: "2 цыновки и 6 портретов Мао-Цзе-Дуна" - словом, куда как знакомо...
        Материал этот должен был идти в журнал "ПРАВ ДАДА" /главный, точнее, "почетный художник" - естественно, Вагрич Бахчанян, безответственный секретарь - Очеретянский, редакционная коллегия - один я - а то проку, что в "Континенте" от сионистов до педерастов всех поднабрали, решает-то - Носорог Емельяныч!/, но журнал не состоялся по причине затрат: издатель хочет "готовый" выпуск - а макетировать папа римский будет? И на какие шиши?
        Словом, нет журнала. Но материал - есть. И нижеследующий:

 

 

"ЧЕРНЫЙ СМЕХ"
 

        Его, как и многое другое - следует, вероятно, отнести к шестидесятым годам. "Абстрактные" анекдоты, повалившие сериями лет семнадцать-пятнадцать тому, возникли - распространялись? - тогда же. В этом смысле вполне можно говорить о русском первенстве. Самомоднейшим американским анекдотом в конце семидесятых был: что такое зеленое и красное, вращающееся со скоростью сорок миль в минуту? Ответ: лягушка в миксере. Ну... что сказать по этому поводу? В 1964 году наша компания увлекалась: лежит интеллигент с блядью в канаве. Пристроился выебать. Щупает-щупает - и говорит: "Милая, это у тебя - тоже хуй? Как интересно! - Нет, - отвечает блядь. - Это я какаю.
        А годом раньше мы дружно пели:
 

Сколько пол в избе не мой -

Он от крови розовый:

Внучек с дедкой поиграл

В Павлика Морозова!
 

        Со второй половины шестидесятых я и мой старинный товарищ Костя Скоблинский вовсю писали у меня на кухне "черные" рассказы и сказки, умирая от хохота. Это было самое счастливое время, - и не сравнить его с недавними днями, когда опубликовал я кое-что из нами сочиненного в "ЭХО"...
        ... Я и по сегодня блаженно сияю, когда припоминаю реакцию слушателей на рассказ "Как мы играли в похороны космонавта". Вот его начало - в целом виде он затерялся где-то в следственном деле о распространении заведомо ложных измышлений, порочащих.
        "Мы ужинали во дворе. Мама испекла наш любимый пирог с редькой, а папа все говорил, что хорошо бы сбегать на угол за маленькой, беленькой, проклятой. Тут пришел наш сосед дядя Коля и сказал, что одна подопытная падла так-таки сгорела. "Ну и хер с ним", - сказала мама, а папа зарыдал и побежал на угол за маленькой, беленькой, проклятой..." Дальше - не знаю. Помню только изобретенную нами "ванну, закрывающуюся крышкой с зажимчиками", в которой похоронили детишки нашего космонавта.
        Коротко о истории создания.
        Толчок первый.
        На одной из остановок в трамвай вошла здоровенная бугристая баба с дитем. Головка дитяти была полностью замотана бинтом, не оставляя даже отверстий для глаз. Бинта, казалось, было столько, что дышать дитя не могло. Но оно дышало... Вид у семейства был странный, - и пассажиры уступили им место. Через несколько минут раздался голосок - глухой, рупорный: "Мамо, дэ мы?..." - "Сыды тыхо, - грозно ответила мать. - Дэ мы, та дэ мы! В гузни!"
        Оскорбленные в лучших чувствах пассажиры, принялись пенять жестокой матери.
        - Та щоб воно повыздыхало! - оправдывалась баба. - То воны у космонавтив грали, так воно насунуло соби на голову чавун /чугунок/. Зняты не можу - везу в больныцю..."
        Толчок второй.
        Ребятишки из Полтавы задумали испытать чувство невесомости. Двое забрались в железную бочку. Остальные подкатили ее к обрыву двухсотметровой меловой скалы - и сбросили вниз.
 

        "Черная" эпиграмма возникала исподволь, постепенно. Это было некое сращение пародии /"Бьется в тесной печурке Лазо..."/ и "жесткой" шутки. Так пошучивал Игорь Холин /на мой взгляд - неудачно/, создатель гениальной частушки "Ах огурчики / да помидорчики / Сталин Кирова пришил / в коридорчике!!!" - Алик Басюк, сумасшедший поэт Сережа, писавший, например, так:
 

Остановилась двадцать четвертая марка -
Из нее выходит Тамарка,
Как всегда одета опрятно,
А как перднет - понюхать приятно.


        Маркою у нас в Харькове именовался трамвайный номер-марщрут.
        Уверен, что "черную" эпиграмму подготовили и отличные забавки Вагрича Бахчаняна - как визуальные, так и словесные. Бахчанян же впервые показал нам карикатуры Топора: человек съезжает по перилам, выполненным в виде пилы, человек, сунул палец в розетку - и удивляется, и проч.
        Популярная "черная" эпиграмма, которую связывают с именем Олега Григорьева, опубликована в "Антологии" Константина К. Кузьминского, - там она как-то искажена, поэтому привожу более гладкий вариант:

 
Я спросил электрика Петрова:

- Что ты держишь оголенный провод?

Но молчит Петров, не отвечает,

Только тихо ботами качает...
 

        Покуда приходится счесть "черные" эпиграммы - фольклором: изустность распространения, отсутствие авторства, обилие вариантов. А если найдется кто - претендующий, то пусть и доказывает...

 


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ:
 

        "Блуждающий сюжет" с ночным горшком /"каской"/ на голове - рассказывала мне еще в 50-х моя матушка - и тоже как "очевидец", а днями - смотрел его в какой-то английской кинокомедии, где к доктору дважды приводили малыша с оным же на голове. Милославский в Харькове славился, как рассказчик - и подтверждает это сочным пересказом классической истории с "чавуном". То же относится и к анекдоту, в более простонародном варианте "Не, это я сяру!", и к вариациям с "Павликом Морозовым", приписываемому Игорю Гаррику /см. в московском томе/ и "монтером Петровым", коего вариантов тоже изрядно.
        Иллюстрацией к "ЧЕРНОЙ" ЭПИГРАММЕ /как первоначально называлась статья, название заменено мною/ Милославский приводит дюжину четверо- и двухстиший, в основном, тоже, в вариантах. Их я не привожу, поскольку они с надлежащей полнотой представлены в двух сборниках Володи Козловского:
Неподцензурная русская частушка. Подготовка текста, введение и примечания В. Кабронского /"Каброн" по-итальянски - "козел", так что узнал "по рогам" - ККК/, РУССИКА, Нью-Йорк, 1978, 202 стр.
Новая неподцензурная частушка. Составитель В.Козловский, обложка В.Бахчаняна, РУССИКА, Нью-Йорк, 1982, 405 стр. -
над составлением последней потрудился малость и я /и сегодня Козловский нежно сказал по телефону: "Наша с тобой книга" - хотя моего там только с четверть дюжины текстов, плюс "Глумливые жанры" - "Речь дьячка", "Музыка" и подобное - о чем не забыл Козловский, но "РУССИКА" - забыла упомянуть, набирая - впрочем, что ожидать с "Руссики" в лице Валеры Кухарца!/ - занятие собирательством сугубо неблагодарное: Володя, и тот - заработал за первую книгу, вместо обещанных 40% - долларов 400, плюс "натурой" /сотен на пару книг в магазине набрал - словарь Даля, оксфордский там, и прочее/, а за вторую, тоже успешно распродающуюся - долларов 600, а я - экземпляр с дарственной от Володи и ощущение "причастности".
 

        Потому и приходится приводить в антологии тексты Милославского, отказавшись от журнала: по причинам сугубо материалистическим. Но - хоть иллюстрация и еще одной стороны харьковско-петербуржско-московской /советской/ жизни, в лице ее мифотворцев и иконоборцев. И я рад, набирая эти страницы друга моего Милославского, а также тезки моего, Кости Скоблинского, о котором знаю только, что он крупен телом и держит двух баб в обхватку.

 
        Далее восстанавливается - по Бахчаняну - авторство текста "Остановилась двадцать четвертая марка..." и приводится еще ряд текстов того же автора. Милославский здесь явно допустил очередную неточность /как и в рецензии на антологию о "жуках д-ра Даля", об этом см. неопубликованную полемику/.

 

 

Витя Николаев-Кильчевский


 

На вопрос "Сколько тебе лет?" ответил:
"В получку сорок пиздануло".
/Разговор происходил в начале 1964 года/
 

 

 

НА СМЕРТЬ КЕННЕДИ /первый вариант/
 

Сообщило Би-Би-Си,

Что убит Кеннеди в такси.

Где же мне найти клиента

Обмыть тело президента?
 

 

 

НА СМЕРТЬ КЕННЕДИ /второй вариант/
 

Убийца сжал в руке винтовку...

Как он смел его убить?

Где же мне достать рублёвку,

Чтоб Джона Кеннеди обмыть?
 

 

 

ДОНОРСКОЕ
 

Ворвалась такая новь:

"Сдать обязан каждый кровь".

Если кровь свою не сдашь,

Не советский ты, не наш.

Следуй моему примеру -

Хоть и жаль крови до слёз -

Я возьму взамен холеру,

Ты возьмешь туберкулёз.
 

 

 

ЛИРИЧЕСКОЕ
 

Остановилась двадцать четвёртая марка1

Из неё выбегает Тамарка.

На работу спешит вероятно,

А пукнет - понюхать приятно.
 

----------------------------------

1. Марка - по-харьковски номер трамвая
 

 

ТОВАРИЩ СТАЛИН И СЛОВО О ПОЛКУ


/ДВА ЛИКА ХАРЬКИВА В ПИСЬМАХ И ПРОЗЕ/
 

Пишет мне Милославский:
 

        "Впрочем, ошибочки - они зачастую.
        К примеру. Заходит некто Виля - пацан веселый, но нервный, этакий блатной хлопотун-непоседа - во двор №90. Там какие-то люди сидят. Увидели Вилю - и растерялись, застыли. Вот Виля подзывает к себе одного из этих застывших и говорит, - быстро так, внезапно: "Слышьтыгондониспользованныйбляпидархуймамин, Бора дома?" Подросток аж затрепетал. Насчет Боры он, по правде говоря, ничего не знает: может дома, а может - нет. Но как решиться сказать Виле: "Не знаю." Сочтет за пренебрежение - и задавит. И "нет" сказать опасно, поскольку Виля может расстроиться, что перся понапрасну - и обратно задавит. Отвечает подросток: "Ага, дома..." Виля ноги расставил для устойчивости - и как завопит: "Бора, выходи, на танцы пойдем в Парк, чертей гонять!!" Никто не отвечает. Виля снова: "Хули ж ты молчишь, Бора?! Выходи, на танцы пойдем, что ты ебаться-всраться, как неродной, блянахуй, выходи!" Молчит Бора /его дома нет/. Виля покраснел, обижается: "Так ты, блядь, с другом, блядьсдругомблясдрубляобращаессьябля?! Если щас не выйдешь - пиздец, вобщепиздецбляесищасневыдешьнахуй!!! Ты идешь? последниразбляидешь?!"
        Открывается окно - высовывается оттуда Борына сеструха: "Ви-илька, ну, чего ты? чего развопился здеся? ну ж нет его дома, нету! Хочешь, зайди, обыщи... Страшно огорчился Виля, прямо осунулся на глазах. Отмахнулся от Борыной сеструхи, - иди ты, манда с творогом, я, мол, к тебе не обращался - и горько задумался. И тогда - попался ему на задумчивые глаза подросток-дурогон. Приблизился к нему Виля, взял когтями за морду, размахнулся и ткнул подростка затылком о пожарный кран, - е-еще 'дин раз, и еще... Тычет и приговаривает: "За дачу ложных показаний, за дачу ложных показанийблянахуй!!"
 

О, если б знали, из какого сора... - АХМАТОВА.
 

        "И ты прав - возможно, это действительно харьковское. Все мы там любили Юза - автора "Окурочка", который есть единственное во всей русской литературе адекватное АВТОРСКОЕ воспроизведение ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕКСТА: со всеми его признаками и особенностями. Единственное! если не принимать во внимание "Слова о полку Игоревом"... А проза - она у него ... как бы тебе сказать ... "с первой попытки": нечисто взято, неотработаны движения. А Харьков - он всегда был очень пуританский, у него из поэтов - Ходасевич и Хлебников, из прозаиков - Бунин и Платонов. Даже Булгаков считался "у нас" /у кого - у нас? так, вообще.../ слишком "клочковатым". Лимон-то не подчинился харьковскому "диктату", уехал в Москву, где все повольготней, но несомненно, что какие-то подсознательные вкусовые пупырышки у него "харьковские"...

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 3А 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга