ОЧЕРЕТЯНСКИЙ /Киев/:

        Быть близко знакомым с Мотричем мне не довелось. Видел я его всего несколько раз. Когда это было точно, не помню, но скорее всего в самом начале 70-х гг, 1971 или 1972 год.
        Т.н. либеральные времена, вызванные хрущевской оттепелью постепенно отходили в область воспоминаний, когда опять-таки в т.н. комсомольско-молодежных кафе выступали никому неизвестные поэты, джаз-банды... Одним словом, была хоть какая-то видимость культурной жизни. Но уже к началу 70-х все так же стремительно заглохло, как и началось. По старой привычке мы продолжали встречаться в тех же кафе, иногда на квартире, читая друг другу свои стихи, прозу... Обменивались впечатлениями...
        В тот вечер, о котором я собственно и хочу рассказать, как обычно, после работы я встретился с одним из завсегдатаев наших литсборищ и он предложил мне пойти послушать Мотрича, который по словам моего приятеля будет сегодня "трезвых всех трезвее". Пил Мотрич крепко, знал я об этом не только со слов других, но и самому мне однажды выпал случай видеть его в, мягко говоря, невообразимом состоянии, бегающего за женой, растрепанной небольшого роста, убегающей от него с пачкой его стихов в руках, крича что она их порвет уничтожит, что все зло идет от этих стихов и пр. А он бегал за ней, между столиками, поскольку сие происходило в кафе, и швыряя в нее все что попадалось под руку: солонки, тарелки пр. кричал все то что кричат в таких случаях: отдай стерва, убью, пр. Ребята пытались его увести, уже вызвали милицию, но он все-таки догнал свою суженную, вырвал у нее свое сокровище, и жадно перелистывал проверяя все ли на месте. А она воспользовавшись моментом лупила его изо всех сил сзади, пытаясь попасть по голове. Но все никак не удавалось, т.к. она была почти в два раза ниже его, и потом инстинктивно в поисках самозащиты, он втянул голову в плечи... И поскольку я находился не далее, как в трех метрах от происходящего, мне было хорошо видно вздрагивающую его узкую спину после каждого удара. Но вот проверка закончена, и не успел он обернуться, как она уже была на улице с той стороны, и придерживая открытую дверь продолжала выступать. Не говоря ни слова в ответ, он взялся рукой за стул, дверь с грохотом закрылась и внезапно наступила тишина. Милиционер, явившийся еще через пять минут, подошел к столику за которым сидел Мотрич, двумя пальцами поднял стакан, посмотрел его на свет, почему-то, понюхал, подозрительно осмотрел его с ног до головы, а заодно и нас сидевших за соседним столиком и вышел. Итак в тот вечер. Как я уже говорил, это был высокий и худой человек. Синие крутые впадины под глазами, небритые щеки, заострившийся нос. Читал он более полутора часов. Во время чтения, глаза обыкновенно уставившиеся в одну точку, время от времени пробегали по лицам присутствующих, сидевших полукругом, но не столько в поисках отклика на то что он читал, сколько в силу разрядки гнетущего его состояния. /Так, по крайней мере, мне казалось/. Читал он почти спокойно, и в то же время отрывисто, изредка то повышая то понижая голос, почти не заглядывая в толстую взлохмаченную рукопись, лежащую перед ним. Помню, что после того как он остановился, сказав "Ладно" и встал у меня осталось впечатление чего-то сильного, загадочного и ... неразрешимого, такого состояния из которого нет выхода, но и отбросить такое состояние за ненужностью невозможно... замкнутый круг...
Поздно вечером, возвращаясь домой, еще находясь под впечатлением я сочинил своего рода посвящение, четыре строчки:
 

Неопрятно одет. Непострижен. Небрит.

Вечно пьян. Часто мрачен и зол.

Пишет Мотрич стихи. Не стихи, а гранит.

Недоступная смертному боль.
 

Стихи эти, конечно, далеко не совершенные.
Но вот каким-то образом уцелели в памяти.
Тем более, что я никогда бы и предположить не мог, что мне явится необходимость писать воспоминания о Мотриче, которого я и видел только два раза в своей жизни. Поэтому заранее прошу извинить все возможные неточности.
 

дек. 1981.

/Нью-Йорк/

 

 


 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

 


 
 
                Вл.Мотрич.

 

ЗВУКИ СОМНЕНИЙ

 
Самообманом истины больны,

Им не поможет пресловутый лекарь...

Широкоглазы идеалы века.

Тупоголовы идолы войны.
 

Нас дразнит бог

соблазнами небес.

Душа -

сомненье -

Я иду к тебе!
 

 

         I
 

Встаёт за окнами рассвет.

И в ожидании потерь

Зевнула лестничная дверь,

И домовой зевнул в ответ.
 

Холодная зевает рань

И карты старые тасует.

И начинается игра,

И проиграть любой рискует.
 

Усатых дразнит королей

В азарте пиковая дама.

И задохнулась холодами

Неутомимая свирель.
 

 

          2
 

Кружение и суета,

И посвист дудок деревянных.

И астры солнечные вянут,

Сомкнув прозрачные уста.
 

И в боли моцартовых нот

Растёт высокое движенье.

Блаженен мир, и мы блаженны,

Пока сомненье в нас живёт.
 

Покуда истины судьбы

Не принимаем мы на веру,

И на невольничьих галерах

Мы вольными умеем быть.
 

 

          3
 

Войди в меня, моё сомненье,

Душой и разумом владей.

Среди заученных идей

Живи волчонком воскресенья.
 

Ищи в словесном океане

Скупого разума следы,

Наполнив ветром молодым

Дырявый парус начинаний.
 

Домов одноэтажных дни

Взрывай соцветием рассвета.

И вдохновение поэта,

До звёзд безумья подыми.
 

 

          4

 

Переоценка старых цен.
Пора прозрений на мгновенье.
Пора признаний и призренья,
Когда, подчас, в одном лице
Героя видят в подлеце,
И бунтаря в стране смиренья...
Какое светопредставленье,
С весёлым трагиком в конце.
 

 

          5
 

Приходит ночь уединенья.

Ищейка - ночь и ночь - сова.

Становятся прозрачней тени,

И призрачней звучат слова.
 

Слова - улыбки и оскалы.
Слова - цветы,
слова - шипы,
Слова, склонённые устало,
Слова, поверженные в пыль.
 

Слова державного молчанья -

Венец союза и вражды.

Слова обиды за плечами,

И бездорожья - впереди.
 

И не хватает слов обычных

Ночную боль заговорить...

И трагик в небо пальцем тычет,

Решая: быть, или не быть.

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 3А 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга