А. НЕСТЕРОВ /СОКОЛОВ/


Из сборника "Смертельный рост"
 

 

К СЛОВУ
 

Брось меня, уже светает.

К окнам вороны слетают.

Заморожен взмах ресниц,

Заморочен с небылиц.
 

Мне уже тебя не бросить.

Это пара горлиц просит

В одиночку крох любых.

Не очнусь от слов любви.
 

И не вдруг писать заброшу,

Днем из окон видно больше.

Всюду правда — шторы нет,

Мы в ночах, как взгляд извне.
 

Будят стекла, люди слышат.
Кто спешит, кто спит, кто пишет.
Равнодушье знать не хочет,
Есть ли жизнь за многоточьем...
 

12.2.76
 

 

 

 

 

* * *
 

Прибой седин,— ревущей
                      пены лет.

Усталость рук — гнетущей
                        ивы плеть.

Пологий лоб — плетущий
                      бредень дед:
улыбкою изморщитъ ловчий след

ладоней, сведущих в смоле,

тельняшкой об обмылки век тереть

в теченье между пальцев света.

Ком чешуи кольчужной, горб в спине,

резвясь, рванут,

потянутся, уснут

средь молодого лета.
 

1.6.76
 

 

 

 

 

ЧЕЙ
 

Реку увели, не сосватав,
в прохладной шубейке ночей,—
под горкой журчит виноватый
ручей-голышонок.
                — Ты чей?
Под звездной охотой подскочит

с растяжины карагачей

к каракулю тучи по-волчьи

ободранный месяц:
                 "Ты чей?"
Половче у ближней кошары

щенок от чабанских харчей,—

на выдумку дачника:—Шарик!..—

чихает в авоське:
                 — Ты чей?
Известность ли к чести оркестра?—

"заводит" шальных скрипачей

от рук "усверкавший" маэстро:

"Ты чей же, ты чей же,
                    ты чей?.."
Соседский ничей мужичишка,

мудрец загулявших речей,

уж тычет култышкой в мальчишку:

— Очнись, полуношник.
                     Ты чей?
 

14.6.76
 

 

 

 

 

* * *
 

В медовые сны...
Хоть улыбка хохочущей маской
        в гипсе луны

каменеет,
        я не знаю острастки
        от светлой вины,—

не посмеет
        жуть краски,

где медовые сны

как терпкие слезы вина

пламенеют.
Не до крепкого сна

в золотом опьяненье
        весны.

Ах...
    медовые сны...
        то Она

в золотом обрамленье
        уснула, бледна,

и агаты ночи

зло укрылись в углах

от смертельной луны —
        не от глаз,

где медовые сны.
        Не от нас

колдовские ключи.
 

21.6.76
 

 

 

 

 

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЗВОН
 

Вознесение —
            возвращение —
тягой взлета нимб не ревущий —

ног оплывших с плеч свечи капают —

взмах толпой обнять всемогущей.

Вальс от тени
            отвращенья,
мир такущий, ах, гроб настенный, гвоздь

с ночной бабочкой рук, свет шляповый,

не плясать же вплоть до изнанки в горсть.

В медолобой позолотице —

купол луковой безголовицы,

там сквозящий звон — короб нищего,

крест заветрится мукомолицы.

Хоть задрать на тот платьем хвори

голубиный двор при заборе.

Воротить на ток семя вышнего —

соло девушка веет в хоре.

Перемесится,
           перевесится
тестом первенец — не пригнуться,

под поношенный плат горошковый —

упасть и в голосок затянуться.

С чрева лестницы
                на седьмом месяце
в футляр черный... как фальцет... снести...

переложится корка с крошкою

в троепалую длань пречистости.

Седобабая гололедица

под сплетеньем солнечным вцепится

в ноги, в голос, в луч, словно в троицу,

отпеваючи перекрестится.
Рай ли нимба — дух одуванчика в тухлом взоре?

Но от неба ключ на запоре.

Догорит свеча — изготовится

и замком гремит хромой сторож.
 

26.6.76
 

 

 

 

 

АРХИПЕЛАГ
 

                — Кровинушка!..— речной пожар

                в земной голубизне...
 

По пяди чувств — сердец материки.
Когда мажор их рек — в пульсации: "Жи-ви!" — истоки
музыки — найдут до мужества ума — аорты,
о мудрости взревут тогда извивистые строки
спеленутых поэтов, скинутых за борты
заботных люлек — пучить пузырьки.
Какие благодатные аборты!—
с плавучим шлаком родины гостей
мешать землетрясения страстей...
Где дремной бодрости моргают мотыльки,
глядится логово воды во скопище тупой горы,
могучий лев, сложивший бурю морды,
мурлычет сыть,— и в небо прут пары;
приемыши растут из той дыры,—
ручистых чувств бьют оземь ручейки...
А если миф добра без фирменного грифа
кого б в творенье света посвятил,—
усохших русел течь -- пустынная молитва —
снесет искру на океан светил.

Щекочет эмбрион и рвет материки!

Водицей. Островок шестого чувства,—

цвет рек растопит тромбы Антарктиды;

ступай к горе, стеснительное русло,—

мужает ум — Атлант без Атлантиды

пяти лучей сжимает кулаки.
 

1.7.76
 

 

 

 

 

В ДОЖДЬ
 

        Мир-шут грим слез пощечиной на лик намазал,—

        под колпаком ажурного стекла дурашлива гримаса.
— Ужели не журит, мой лужистый чудак, за мокрый шик шутиха?
— Ах, как я одинок!..
            Но тихо, тихо, тихо, тихо, тихо...
 

2.7.76
 

 

 

 

 

РЕКВИЕМ СЕРДЦУ И МОЗГУ
 

                Памяти отца
 

Они устали
строить клетки...
Распались, не слезая с полушарий,
как расставались отчужденно ночи
с теплым, белым телом предка,
качая солнце и луну
нам центробежной помпой,—
но дни теней своих короче
на закате,—
ну...
и захлебнулась жизнью эта лопасть —
аморфной бомбой...
"Прощевайте...
нету мочи".
Навсхлип чернеющая пропасть
жевала сердце райских яблок как фильер.
Желтело утро, день седел
ночной сиделкой у зеркал,
прикрыв очки окна газетой.
Мираж анестезии видел очи
слезящейся, блуждающей кометы
по кубу — лабиринтами лекал,
где своды потолков — колокола —
тряслись, как в схватке родовой, смертельны.
Лишь —"Прощевайте..."— как скала
в провалах стула и постели.
А руки яблоню трясли,
и звезды
не защищали впредь гнезда
надкушенной луны,
как осы.
Часы росли,
минуты разрывались,
как поезда —
с рыданьями родных.
Года ушли, мгновенья прощевались...
Горело солнце в 45 свечей
забытой грушей,
и грызлись атомы вощеной клети,—
сквозь сон ничей
цедились в чрево земляные души...
там зарождались дети.
 

12.8.76
 

 

 

 

 

ДУМА О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
 

Луны шезлонг. Расплескан светом Я.
Часов разлук в зерцальных мыслях нет...
 

               ...Видит стареющий месяц

            В луже — резвится младенец

         Времени, в матери ждущей

       Брызг перевернуты души

     К ситному хлебу.

   Млеком в висок

  Сыплется с неба

 Вечный песок.
Купол высок точных минут.

"Не тяни рук, не ломай ног.

Океан глубок, не мочи рук".

Даже в лужах луну кто-то перевернул.

 Поле прожито.

  Парус и плут

   В звездное жито

     Выплещет внук.
        Стоя на сточной горе поколений

          Над поголовьем, мы из последних

             Скоплений — вдвоем
                 О дно горло дерем...
 

Тик сердца в гонг так в сверке с солнцем лет...

Сомкнёмся вдруг. Храни земля Тебя.
 

27.8.76
 

 

 

 

 

ПОРТРЕТ РОСТОВСКОГО НИЩЕГО
 

Цедил он душный
застойный лимонад —
остатки "Пчелки"...—
черт тщедушный,
бутылку сунувши в клеенчатую сумку
и хлеба корку — чем богат,
фуражкой из зеленого сукна
загнав глаза, как блох,
под челку.
Ходил желвак,—
как будто хрумкал
фураж казенный;
целил к нам —
как вздох
больной, оставивший стульчак,
вопросом жизненным пронзенный,—
душонкою, знать, парень стержневой.
Засадою — кафе...
И, сыпля мох,
ползун замшелый, ползал по кратчайшей
на полусогнутых в мешке от галифе,
к зигзагам нашим трясцею рычаг
живой
и паровозный
тянул, навязчив,
пресекал на взлете дуги отвращенья
прямой наводкой —
"Дай на водку".
А френч навозный
такой болящий...
как будто просящий прощенья
жары — за валенки,
людей — за сталинку.
Но красный хрящ пизанской
башней нависал
к багрянцу губчатого икса —
вурдалак,
бормочущий о крови партизанской,
пролитой им за...
Плевалась золотая фикса.
Забрызгавшись, брюзжал
дурак,—
лежал
как тень
фиксаж на бронзовом лице.
Мне памятен тот день
как сон о подлеце.
 

...Глушил я сладкий
болотный аромат
ростовской "Пчелки",
переложив командировочные в плавки —
как временный советский эмигрант —
проходом в зэковском поселке.-
 

5.9.76
 

 

 

 

 

БРАВАДА О СЕРДЦЕ
 

Средь зимней акварели
служили в тире ветряки,
простреленно — не ветрами пестрели.
Над ними, крыльям вопреки,
все утки опрокинуто летели.
 

И падал лев. Хоть царственно рычи,

но сердца круг на рычаге — горячен.

Лишь стыл и лился плач свечи,

потехой двухкопеечной оплачен.
 

И, словно жезлом войско, инвалид

взводил сердца на бойню костылем,—

железка не горит и не болит,

агонизируя совой и мотылем.
 

Всем выстрелам — пари из десяти. —

Куда спешить, душою отдыхая? —

Не падает ветряк и... без пяти

минут речная иль ручная стая.
 

Серчал мороз. Шмыгнул тут воробей
над паром ртов под калорифер — как украл
душок тепла.— "Убей его. Убей..." —
Упал и встал, упал и встал. Упал.
 

Десятка — в сердце,— остряки!

На ниточке висит.

Служили в тире ветряки...

Железка... а болит.
 

19.9.76
 

 

 

 

 

ВИДЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА
 

        Разбилась колесница Ра,

        колеса закатились за вчера...
 

Лишь солнце бьет оземь

Закатную дрожь:

Ядреная осень —

Злаченая ложь.
 

В следы — как в калоши —

Лишь зим конокрадь

На дрожжах пороши

Взойдет холодать.
 

Но сон хороводит

На вояжах ветров —

Лишь в теплопроводе

Окружья следов.
 

И в фокусе ночки

Заносит зима
Привязанность — к точке...

Лишь сводит с ума.
 

...В крик вздрогнул под рукой своего прах —

дыханье лошадиное в утрах.
 

4.10.76
 

 

 

 

 

* * *
 

Кто не был бедным?
 

Был белым снег,
а осень желтой.
Был первым смех.
А плач последним
чьим златом колко в пятерне
уже протягивают мне...—
Тот не был бедным.
 

Стыл белым стих,
а рифма — желчью
беленых пихт,
где Дом Советов.
Ах да, так значит — долг велик,
не умирай, седой старик.
Ты не был бедным.
 

19.10.76
 

 

 

 

 

* * *
 

Лазурный взгляд пылинкой пьян,

Пятнисто пялит из румян

Палитры солнечной потек

Глазастокрылый мотылек.
 

Не поленится томный взор

Слетать на древний поздний двор,

Где под поленницей трава

Бедна, как верная вдова.
 

И ночь бревенчато длинна

Колтун плести из паутин,

Лишь вечно свесилась луна

Сыпучим коконом седин.
 

Ажурный взгляд как пылью полн,
Слипаясь, пятясь от себя,
Прозрачный взмах повис в петлях
Листочным оком, истощен
и точен сглаз,
пучок
из ног,
из глаз
крючок,
чем окрылен,
Малюет люльки в мотылях
В избе-умишке дурачок.
 

21.10.76
 

 

 

 

 

МЕФИСТОПОЛЬ
 

                ..."что бы делало твое добро,

                если бы не существовало зла,

                и как бы выглядела земля,

                если бы с нее исчезли тени?"

                    /М. Булгаков. М. и М./
 

За стеною — город

Городится гроздьями

Дребезжащих окон,

Высвеченных грозами.

Как немою музыкой,

Выхвачены светом,

С поздним громом умерли

Двое этим летом.

Точно спьяну, город
Кренится колосьями

На стеблистой кладке

Ливней; окна, вылиняв,

Вылили в асфальтовый

Студень — боли вымя.

Где-то смертью мастера

Стало смерти имя.

За строкою — город

К полустанкам движется,

К полоумной правде,

К полнолунью с ведьмою.

Подноготным стилосом

Сыты души, сыты...

Строя лунку, падает

Солнце Маргариты,
        За стеной — с Голгофой
        Астероид носится,
        Смотрит Мефистофель,
        Как, сносясь, возносится

Со стеною горе.
 

3.2.77
 

 

 

 

 

РЕЗИНОВАЯ ПЧЕЛА
 

Гигантская средь мух, чей дребезжащий

кончается завод между витринных стекол,

она зеленая лежит летяще,

как, собирая серу, выдохлась и сдохла.
 

Вот пробка воткнутая в попку — ай, не жалко —
раздумью крыльев над нектаром вздуться.

Поверить только бы, ведь и купить найдутся,

чтобы в корытце с плеском утопить русалку.
 

12.2.77
 

 

 

 

 

ПЕРЕПУТЬЕ
 

Не возбрани мне выбора, страна,
Любить, страдать и ненавидеть.
В любой страде мне выход, но не выйдет —
Условный он и безусловная она.
 

Не возомни неверности, жена,

Страдальцев в нас завидят слитно.

Эстрадный жест невежд пред правдой стыдной —

Условный он и безусловная она.
 

Не возлюби из близости, струна,

Путей высоковольтные границы.

Так смех бежал до каменной столицы —

Бессловный он и славная она.
 

13.2.77
 

 

 

 

 

АЛХИМИЯ КУИНДЖИ
 

Мадам, не трогайте луны — сорвется.
Обиженно под пальцем изогнется,
А под рекой, кругами под рукой,
Так бритвы срез не серебрится.
Вам, что в седле,
Что в нимбе, над селом не прокатиться
Дымками от избы к избе в покой —
На дармовой метле.
 

Не приценяйтесь — вдруг взорвется.
Здесь Русь. Столь зла, сколь кровь зальется.
От званных звонов — по овражью — вой!..
Тикайте-ка в аптеку и на ранчо
Чихать от стуж
В расчет на доллары. Да свят, обманчив
Червленьем в зелье душ, тот ракурс, как зимой,
Что просветляет глушь.
 

Одна дорога.
На Лысую гору ведет —
Видна,
До поворота ждет
Глаза —
Бедна,
Течет
И рвется
В логах,
Где долго
Бога
Ждет —
Одна
Дорога,
Где лихо лиху господин
Мужик сказал,—
Ну, сатана,
Пади!
Ну, трогай! —
И конь упрется
В города,
Где каждый —
Гид —
Вам скажет дважды
У самых масляных картин,
Что мысль художников — одна...
— Товарищ, вам,

да-да, да-да,
не портьте вид
и отойдите,
вы здесь родились не один.
А мысль художников, мадам,
о нашем солнечном сожитии.
— Ха, жизнь — одна,

как та луна,
одна под солнцем сторона
видна.—
Связал
Товарищ гражданин.
Пропел.
И выше
Куинджи

Взял.
Не досмотрел.
 

20.2.77
 

 

 

 

 

ДАЧА
Так дом забит
И будто бы избито
хозяйски двери накрест
На крест
набиты
Забыли жить
Уж может лезть
и ржавый гвоздь
и гость
без ржания
клещей
Насквозь
лежанием
подуло от вещей
Чей быт
оставлен
адрес
сторожить
Убит
И кем-то
явно
рано
ничей
кругами вскопан сад
И ряд
монеток
блестит как злато
звеня когда-то
при поиске ключей
 

24.4.77
 

 

 

 

 

ВЕСНА ВЕЧЕРНЯЯ
 

Когда у деревьев, как зубы, режутся листья,

и старой женщине подслеповато приветлив

весь мир — как взаимная исповедь,—

перестала ворчать на целующихся детей,

тогда на скамьи у подъездов, как сплетни,

лишь опускается шорох сплетенных дождей.
 

И улица отхаркивается от смога,
что чахоточная тощая девка,
нагулявшая с ветром не много —
лишь приблудного пса на свое поруганье;
тогда шелудивый дубок — уж не древко
под флагом выброшенной газеты, а земли придыханье -
в ожидании пальбы падающих желудей.
 

Тогда молодая цыганка ворует
упавшую простынь с балкона на мокрые почки
сирени, лишь ветер на шторах взволнует
лишь кровь голубую, экрана — не лица,
лишь пьяный плебей на газоне — цветочки,
когда, как на тоге, на простыни белой — патриций.
 

И ягодиц не натрет о панель иступленный
в подъезде битлак под заплатку на джинсы!—
подумает тот в телевизорной дреме,
когда пятернею хватают за сердце
любимой гитары, визгливой девицы...
дождливо... балкон — не трибуна для лекций.
Гармонии нравственность снится.
 

24.7.77
 

 

 

 

 

МОНОЛОГ УСТРОИТЕЛЯ
 

Думал нощно — построить дом,

чтоб тепло сторожили стены,

только голод собачьим огнем

продирал взгляд заботою денной.
 

Думал, счастье — набить живот
и забыться с женой в постели,
сократив пятилетку на год
в счет копилки двух дней из недели.
 

Думал, лежа,— не жечь газет,

обрести на талон культуру,

но жене — что мушкет, что паркет,

что утрами натерт... Ну и дура!
 

Думал — тепленько станем жить...

в голубой, что в камин, с ознобом

сон в экран тянет ноги сложить.

Не хватает нутра -- сыт по небо.
 

25.10.77
 

 

 

 

 

* * *
 

Произнесешь свое великодушье
в бокал вина
и выцедишь до дна...
И душу жадностью осушишь.
 

5.3.78
 

 

 

 

 

ИЗ ЛETA
 

                Б.В.
 

И был за детством долгий день.

Мне птиц как не были раздоры.

И первый коршун, словно тень,

упал на сердце. Эти горы —
 

предгорье седины моей.

Там яблонь райских гости редки,

там гложет яблочко с червей

над книгой горестные ветки.
 

Там кровью свечек бил шиповник —

по мне, чуть горец, безбород,

ссадил с седла жену, любовней

переведя кобылу вброд.
 

Что мне!— где щепочная лодка,

в которой плыл старик Харон?

Река дерет насильно глотку.

Там холмик детских похорон.
 

Как на помин овцу зарежет
отец — научит сыновей.
Я счастлив, там бывая реже,
где цвел сверчок — что соловей.
 

2.5-78
 

 

 

 

 

ПАСТОРАЛЬ
 

Какая мелочь великая,

Какая семейная радость —

Занравиться женщинам, мыкаясь,

Им мужа досталось.
 

Какое молчанье пропетое,
Какая живучая старость —
По нраву лишь, следом за ветрами,
От стада отсталость.
 

Какие бойни отхожие,

Какая крови попарность —

Направиться дрожью подкожной,

Чтоб кроме осталось.
 

Какой же он, хлеб, прожеванный,
Такая ж сельская жалость —
Нарваться на нож мужиченка, пошел бы...
Да баба вмешалась.
 

2.5.78
 

 

 

 

 

УХОДЯЩЕЙ
 

Остаток наскучивших дней —
Остаток восторгов тобою.
Остатку болезни — злей,
Боязней быть судьбою.
 

Суди меня по себе —

Сухим отразишься смехом.

Слушай советы людей,

Будешь слезой всех их.
 

Забудешь меня будить,—

Мне ж заложило ухо.

Больше проси любви

В зеркало, где старуха
 

Стоит в бигуди, как елка

В конфетах за детский стих.

В иглах за игры, только

Жаль мне их.
 

Год пробежал, словно денежки,

Узел простынь поднял.

Легче лежать в одежде

Человеко-дня и просторней.
 

Остался с тенью наложной

Тела тайный сон.

Поспеши дольше,

Чем могу быть потрясен.
 

4.5.78
 

 

 

 

 

ВЕТЕР-МАТРОС
 

                В.Б.
 

    Ветер, шатающий доску забора

    будто болящий зуб,

    в эту ущербину, разве для вора,

    что твои плечи несут?
          Рею времени для подсолнечных

          И безвременья ремешок,

          Шею мыльную и не то еще,

          Да и серого неба мешок.

    Ветер, качающий доску забора

    будто без мачты бриг,
    в этот в пыли, точно в порохе, город

    что за дела привели?
          На мели хлебать время-зрелище,

          По глубинке выть у витрин,

          Бездыханно влечь рыбой шепчущей

          Время-торжище из людин.

    Ветер, срывающий доску забора,

    словно теченьем весло,

    в это, пред течью, дыхание моря

    что ж твой ушел альбатрос?

В море серое серого ворона,

в небо донных молчаний,

где рыдает в запое матрос

вдоль дождливых заборов,—

со-крушенье, как насморк, зарыто

тех в грязи угасающих гроз.

В тех забоях глухому отчаянью

нет по росту корыта.
 

22.5.78

 

 

 

 

 

ГИПОБАБА
 
С бормотухи такая рублем на смотренье
любую потребность утрет,— мать трех
другую в стакане малюет из матрех —
во брюхе с портвейном — малютку — поменее.


5-9.78
 

 

 

 

 

НЕОЛОГИЗМЫ
 

Хилая ветка. Ломаный хлыст.
Пышет шиповник. В соку повелики
выкрасил ягоду, высушил лист.
Века зевотой, прищуром уст
лягут, зазрев, как подлюди — под куст.
Уж не рожусь... лишь мимикрия слов и мутация мимик —

            плеши.
В жестах запнется прививка кричать,

будто рожать, культивирован в этом,

в мощи плеча — молчаливость культей,

тем не достать до приличий поэтов.

Рупор — по глотку в тычинах костей.
Грудь под пальцами — почковать шлепогубо слепую по сметам печать.
            Мне же —
хитрая девка, как юбку снимать,

ясная тряпка, уж наполощет
гибкость древка — детский стяг вспоминать...

С нитью, концами подвязанной к палке,

свету и ветру играть в догонялки.

Цвет их, вмещаясь, меняет удавкой и площадь —
            режет.
Краской ногтей, в рот кинь две роговицы,

вспорото, взрыто эгояйцо.
Речь повелики дожмет и сушняк к спорам камней,

псиный неон в звонкой петле всхрипнет — ко мне,

точно ожег снега в лицо

брошен — "оброс, а еще образован", а я — в образах жизни —
            нежен.
 

16.9.78
 

 

 

 

 

БЕДНЫЙ ВСАДНИК
 

Выпешивай ходы

кирзовой фигурой

однако на коня

вымахивай за пулей
 

выменивай окоп
на выносе под шаг
хоть пядью глаз за лоб
помысли на пятак
 

Ура но славно туго
Но в ухо не стреляй
коль лопнула подпруга
седла не оставляй
 

Форсируй рать парадней

как Лету на груди

протеза медный задник

да глотка впереди
 

ключиц гребущих к лодке

пернатых ладушек

где минный плац дрожит

и эти две подметки

плывут как и летят

Ходи ходи хотя б!
 

12.II.78
 

 

 

 

 

АНТЕИ
 

Антенны ангелов хранят.

Могли быть мачтами с мечтами...

Могилки в горлах, чтоб понять,

Где Магеллан пролив проставил.
 

Б глотке же тысяча чертей

Ворвется силой океанской

В команды пьяных кораблей,

Чтоб лечь на дно по-христиански.
 

Склоняя головни миров

Звездами плачущего зданья,

Не потеряло ль дровню слов

Его космическое знанье?
 

Но жены бросятся отборных
На шеи брошенных мужей,
Их жены отбранные скромны
Не для Земли рожать уже.
 

Скорейшее горючье снов
Пред оргией разлучной света
Давно лучиной за окно
Ушло к пришельцу. Нет ответа
 

С его отставших кораблей

От глаза завтрашнего утра,

Когда от бедственных огней

Через века тепло кому-то,
 

Аж так, что голову терять
Да материк за парусами,
И их тяжелыми ушами
Свой образ в камне наделять.
 

Там станем крылья оставлять —

Стальных цветов клеймо к ярму

На перержавленных стеблях

Когда-то, где-то. Но кому
 

Здесь могут мысленным пятном

Сгорать моря, вздымаясь телом?

Прием — в двурогий шлемофон.

Шаман — абориген с тотемом.
 

6.12.78
 

 

 

 

 

* * *
 

Атмосферные осадки.

С туч стучат в свои озера.

Пущен-брошен в беспорядке

Времени десант на город.
 

В деревянной спешке

Вынырнуть мгновенно —

Барабанной дроби пешки

В водоточье утопают.
 

Никого не убивают.

Лишь взрывают зерна.

Поят красной омовенья

Грязью незазорной.
 

Долгим разумом наружу,

Свет рассеян краткий.

Кружит первым парашютом

Пустошь. Холод. Глушь в осадке.
 

19.12.78
 

 

 

 

 

* * *
 

Луна. Покойник в доме.
Тает снег,
И моросящий свет
Пересыщает подоконник.
Перемещает стол. Упал
Четырехногий стул на стенку,
Как будто кто-то перестал
Играть семейственную сценку.
Сказал. Услышал.
Понял. Встал.
Устал.
Прилег и стал чуть выше.
На то-то в комнате луна,
Чтоб кто-то взял
Чего. И вышел.
 

9.1.79
 

 

 

 

 

* * *
Есть время углядеть в дороге

осаду смуты и дождя

от принижения в тревоге

до возвращения в себя.

Когда на карты режут землю

по месту, где и надлежит,

коротким рассекают древний,

но выше Млечный путь лежит.

Отметишь свой, один из многих,

в узлах вокзалов и портов,

уже без жестов пешеходов

и переходов городов.
Гудок. Двойной регистр фамилий.
Толчок единственной родной
на даль стальных, в ширь водных линий.
Там параллель со стариной.
Вода ль с колес, иль в проводах
откос,— нет парных лошадей.
Когда несут на поводах —
не суть. Лень. Важно - где.
Когда задерживают вылет
и кресло тянут из-под ног,
тогда выдумываешь имя
и молишь видимость дорог.
Где для парижских путешествий
и монастырь бил целый век,
теперь здесь цепь автонашествий.
И выше цель. Успеть в побег.
Тянучки в челюстях замок.
Так сладко скорость выжимая,
на пристяжном кренись. Прямая.
Не долог отпуск. Волен. Долг.
Есть время, что с билетом рвется,
чтоб месту не принадлежать.
С кротчайшим нетерпеньем жмется
прощанье у дороги. Ждать.
 

16.2.79
 

 

 

 

 

КРУГОСВЕТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
 

За воронкою дальней воды
Облака надрываются. Льды.
Горизонт погружен горловиной,
Та ж восходит на длинные дни
/Шея тонкая у клиньев стай/;
Обернется вулканом и стает
В воздух — в рыбье стекло. Пуповина
Разорвется. Бутыль полови. На!
Там записка, что свет нелюдим, и
Земля обрывается льдами.
 

27.2.79
 

 

 

 

 

ПОЛУПОДВАЛ
 

   не выгнать

Нас и не обвыкнуть
   примерно бы

Одни она и он
   вжимают лбы

Со всех сторон
   в одно окно

Карниз от крыши
   под горизонт

Всего и кроме
   лишь одной

Могилы ниже
   где живем

Ему б подвыпить
   прилечь локтями
Чинам как пьяный возражал

 Дай слову срок

 Природе внемлю

 И вижу дело

 Шел страной

 Чрез потолок

 Путь кругосветный

 В залоге тело

 Боже мой
 

24.3.79
 

 

 

 

 

К
 

Ты ловко разливаешь кипяток.
Ловлю фарфора, лба косой наклон,
как платья вырез; лопнул пульс, поток
на части чаши, в руки. Завиток
над взглядом с безразличной прямотой.
Молчи, терплю обиду и покой.
 

15.5.79

 

 

 

 

 

В АЛЬБОМ
 

Теперь не жди любви последней,
Терпи, что долгий душит смех,
Как сводит с дальним с кем-то сплетни,
Жалея всех.
Звонки к соседям...
Всего три раза. При любом
Войдет, лишь заведи альбом,
К тебе зевающий посредник.
Прости совет, что дал до первой
Любви ревнивой и неверной.
Тогда во всех он был влюблен.
Теперь тебя жалеет он.
 

21.6.79
 

 

 

 

 

ГИМН ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА
 

                    М. Андрееву
 

Мигает время, касаясь чуть заставок,

перенося изображенье жизни в линзу.

Опухших век остекленевшим глазом

ты за меня ешь телевизор.
 

Вот бог.
В колечке дыма, что ко лбу прилипло,
как облак, мраморный скребется грек,
столь мрачно горбясь над Олимпом,
что скажут —
пьяный
человек.
И смажут и замажут.
Одинок.
У ступней колоссальных ног
проснулся
и злой и бледный
за пинок.
Иль,
оттопырив безымянный,
что чуткий до таких свобод поклонник,
чуть в горлышко просунулся
мизинец — глубокую раскачивать бутыль.
Прижаты, как к душе ладони,
и указательный и средний.
Как грудь мадонны.
Так держит их большой,
что государственный отец,
в послушном детстве.
Вот бревна.
Валят лес.
Душа душок.
Не вздрогнет
даже.
Так же
кружилась голова
у обратившего светло,
затем, бледнея,
как сжатый ноготь,—
масочно лицо
на деревце,
на деревцо,
что на распятие его пошло,
не на дрова,
не на иконы,
не на реи.
Да некуда им было деться...
друг друга раньше лишь потрогать.
Из глотки вырвались на небо кони,
как непотребные слова —
костры,
что выпиты на всех;
и озеро Иудкино из них разлилось,
но утки взмыли вверх,—
все в речку вытекло,
чуть не разбилось
о камни донные стекло...
остры.
Трава
взросла, как лес;
из леса вышел гномик —
старик, почти покойник,
или ребенок.
Се человек.
В бутылку б влез,
как в саркофаг,
что вымолил и вырвал
за так,
чтобы продать за 2x5 копеечек
и чтобы выжить
всего на век.
О, как надолго!
Унес осколков блеск
убогий,
но с целым миром.

Но вечней свеч и гроба выше

броженье на ресницах спектра,

хоть на душу воображенье дышит

с порывами любви и ветра.
 

21.6.79
 

 

 

 

 

ПРИСКАЗКА
 

Все детство проводил он за сараем,
где в мусоре делился с муравьями
крошенным бутербродом на пол-царства
вкруг пальмовидного оазиса травы
какой-то пыльной и фатальной;
при шлепанье его штанов
и чистке головы
пыль вызывала приступ астмы
у матушки, еще не старой.
Но дома он оспаривать уж был готов
вновь отвлекающий подарок.
Так и считал,
что в книжках про избушку —
моторчик вместо курьих ног.
Затем в кулак влезал жук-носорог
в обмен за самоходную игрушку.
Зашедши по-соседски раз поплакаться, Яга...
/И кто прозвал,
младенцев как пугая,
так одну курящую старуху?/
...воспользовавшись ближним коробком,
всплеснула с визгом воздух кулачком,
откуда на окно вернула муху,
отпущенную защемленным пауком.
...обидчика-то обругала дурачком.
 

27.6.79
 

 

 

 

 

ИСКУС
 

Рассвет, похожий на лесной пожар,
стремится
к просеке реки
топиться.
 

А ключевой удар
саднящей в челюстях воды...
лишь угольки
с костра испустят пар и дым,
 

куда деревья не растут.
Но пробно клюнут рыбой космос,
и, кисло лопнув, кружит с кроны возглас
возле меня.
 

Кого-то не хватает...

здесь глух стук,

трясины кровеносная возня.

Скользнул сквозняк,
 

чью плоть трясущий двигатель проносит
сегодняшним вчера,
но дымом стали свитера,
как мы стряхали
меж встречными ладонями искру.
 

 

 

* * *
 

На дне небесном тянет бор
по речке глинной тени гор,
но плавно глыбы облаков
всплывают
и не высоко.
 

Равнина зноя,
сам косой,
но упрессованный песок
перетолок,
себя пересыпает
на море из моря,—
преглубок.
 

В ветрах вверх,
вниз катамаран летает.
Меж ног моих волна
в икринках атмосфер
ее следами
проползает
до сандалий,
влечет от тучнейшего льда
под солнце прель лиан со дна.
 

 

 

* * *

 

Прудами лягушечьих свадеб

плетет серебристые блики.

В закате ль срываю я платье

с куста облепихи?
 

Выходит, растеряна, в ленты

прозрачно одернута, в смуте

под мглистые панцири тины

купальник спрятала бледный.
 

 

 

* * *
 

Мой взгляд —
как пальцы на луне
иль поцелуя отпечаток
опять,
когда она ночник включает,
я вижу свет в ее окне.
 

27.7.79
 

 

 

 

 

МОНА
 

Я бы взял тебя на память,

Честно в рамки чемодана

Втиснув. Шить, варить, любить,

У сосны в избушке жить.
 

Путь. Откос в зеленый камень.
Сеноокими цветами
Голову твою сушить
Взял бы. Пить, любить и бить.
 

Дерево с гнездом свалить
У развилки. У фонтана
В ГУМе кошелек с обманом.
 

Пахнет рыбою копченой

Кот с улыбкою ученой —

Жить, играть, красть и душить.
 

30.7.79
 

 

 

 

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ
 

Что толку
тоненько
по линиям водить
точеный грифель?
В него из ясной кипы плоскостей
излучены все темы,
чтоб пачкать, тут же смяв,
бумажные извилины,
изломами координатными тремя
гремя,
как бы в условном заключении квартиры
из резины,
завязанной узлом.
С проветренной же дырами картины
дымит мой дом,
где прогиб должен шелестеть
вдоль деревца без тени,—
мне
куда-то за зрачки,
под темя,
где так темно судить
о давнем времени
и данное нам время.
Там, в точке,
кнопку надо надавить
обратной перспективы,
чтоб,
приближая дали
негатив,
расти в ночи
столбом фарфороочим,
рассеяно тереть очки
и скорую искру терять
в небесном льду.
Ищу тебя.
Там выключатель не найти,
лишь дырку в чей-то лоб
поставить
пальцем
и солнце дереву включить,
искромсанному сталью,—
на дверь, на стол, в карандаши...
Эй, заведи себе звезду.
А я за тот бугор уйду
свежайших стружек.
А ты точи
лучей
слепящий хлад,
кроши
во трубовые души
закрытых изнутри печей.
И, ветром стекла притушив,
зеленый сад
бело пиши.
 

18.8.79
 

 

 

 

 

СМИРЕНИЕ
 

Говоришь и столь резко

что кажешься близко

из обрывков газетных

сложенной запиской
    про любовь
    хоть ко мне
    но с достоинством веским
    к любому в сравнении

долго и низко
    не поднять и двух слов
    и попутному ветру
    он запутал их между
    сирени кустов

я в смешении вместо

цветов и каменьев

молча выломал теста

кусок понежней
    и ты хлеб там обрежешь
    всяк сомнением болен
    если только помешан
    на собственной роли
 

21.9.79
 

 

 

 

 

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАУКИ
 

Жемчужечьи глаза ест кислый фарш

ушной ухмылкой пельменей,

пьет алкоголь, покойный наш,

за славу Альберта Эйнштейна.
 

Студент, поддакнув, стал поэтом

плеваться с теходушевлений

в теченье мученичной Леты

всей вероядностью рождений.
 

Зазнание пивных загадок —

так — искушенье промеж ног —

падких голов прообраз гладок.
 

Ну-с, в шарик сложен ли пергамент,

что предсказал: любой венок

математический орнамент?
 

21.9.79
 

 

 

 

 

СТРАННОСТИ
 

            О. Охапкину
 

Еще глядит цепляясь за грудные клети
Во вне себя могучий край
Уже стучит еще как телетайп
Подсаженного сердца сиротливость
О горизонте двух тысячелетий
В надежде чтоб ничто не повторилось
 

Хозяин мой наш благородный - труп
Ваш поткий чуткий донор
Всех обнимающий детенышей как польский папа
Павел Иоан II режь водосточный пуп
И лезь во червие иконы
Нас окружающей налогом судной лапой
 

Его ничтожество что вынуждать начало
Во имя отчества качать кончало
Десницей зодчества в дырявый таз
Приелось быть в употреблении
Прекраснейшей любви экстаз
Кошачьих котяхов ах счастие отчасти самопогребения
 

Это мир такой молодой
Что видимо до этого бывшее
Не может быть но только будет
Мной дирижировать постой
Давай станком головоломным что разбудит
Сочувство вышнего
 

Герою частных постановок
Монаршей смерти в коммунальной конуре
Квартальный Макбет участковый Гамлет
Как образ дорог фарс сирена волок
Фрак и соло на метле
И пыльный занавес и обыска регламент
 

Мне в том бедламе работать дворником
Чтоб это исполнять как музыку поборникам
На их собачьем языке
Краснея корочкой дипломной плод в руке
Возник что политический оттенок
В груди свинец рентген застенок
 

Где прет масштаб военного маневра
Что сложно опознать среди крестов и звезд
Это неровность просто
Не отвечающая требованьям роста
Впрок говорящий гений № ГОСТ
И будущий мой паспорт порван
 

Там я увидел то
Чего нельзя увидеть
В целой вещи вовсе
А только можно сблизить
Любовью кровоточащие кости
Мой некто мой никто
 

То все нельзя
Отдать мне никому и некому
Стучать
Друзья
В моем трехкомнатном дому
Положено по телу поскучать
 

Товарищи
        Поэты
             Светляки

Товар ищи

Полей цветы

Другим
 

Но женщина вернись моя кричит
В один и тот же день уйди приди
И руки принимаются к груди
Защитница глав человеческих
Встает с сентиментальных четверенек
Ей надо верить
 

Что есть дверь
Пожалуй верь
Что я хожу по комнатным вокзалам
С сумою дамской на плечо
Или вбиваю в петельку крючок
Перед знобящей ванной
 

Как бы взрываю сам в себе
Пуховую подушку
Шипящим душем
К мысли мылю туалетным диско
Мычу на стук ответ
Иду к обеду в брызгах
 

Беру огрызок карандаш
И очиняю
Отче наш
Не дай нам есть
Когда вознесть
Числом своим власть возжелаем
 

Не возвратись благословив
Мне мудрость ей благоразумье что ли
Иль клятвоподлинность кради
Иль кляпоподлость
Убей и возжелай обоих
Плодов молящих полуполость
 

Дай после всех гулянок и кино

Зловеще грубо неприятно

За безразличностью смешно

Забавно алчно плотоядно

Безболье страсти

Дай нам счастье
 

Но прежде суетный обед

Там хорошо где чрева дрожжи

Где бражник Блок колбасник Фет

Могильщик Тютчев но молчок

Коль Пушкин бабник снял ружье

Копченый хвост русалочий сторожит
 

Трусливо в травоядной роли

Прав Лев Толстой сося коренья

Что человек

Есть проявленье

Верховной воли

На земле
 

Разводит бледненький огонь

Сушить табак с радикулитом

Сличать роман с народным бытом

И гладит Музину ладонь

Гуляла в девках к повитухам

Чтоб чистоту блюсти в старухах
 

Так тряпки ветхие снимает
И в них деньки прижав качает
Вагонной родиной цыганства
Где продираясь медленно вперед
Там в тамбур Мандельштам поймет
Что влип в историю государства
 

Лезь вверх безнародный певец иль певчий
Ловись на нары в сон
Что был народ спасен
Мабуть не вспомнить катастрофы
Где тянут качественно рельс иль рельсы
С утрат не спятившие строфы
 

Здесь высь
Не отзовется Петроградом
Чикагский кэб и сицилийский виноградарь
Им шепчет женщина вернись
Здесь бывших не казнят все ложь
Лишь отвечают сам помрешь
 

6.10.79
 

 

 

 

 

КУМИР
 

Герой с толпой неразлучимый.

С портфелем в загнанной машине.

С ребенком у одной из женщин.

С бумажками больших, не меньше.
 

Который? С головой высокой.
В пальто и в обуви двуногой.
Кому почем. Не задавили,
Где каждый пеший чуть двукрылый.
 

Вот кот средь тока голубей.

Сам благороднейших кровей.

Кто из провинции впервой,

Глядит, идет портрет живой.
 

Как бы артист. Я — роль. Шпион.

Меж постовых он. Я — грейпфрутов.

Завел мотор. Я с ним... как будто

Плевать хотел, что это он.
 

17.II.79
 

 

 

 

 

ДВЕ ЛЮБВИ
 

Порядок обреченный тем

В тебе, что незачем меняться.

Ты будешь до смерти смеяться

Над ненасущностью проблем.
 

Мир, лицемер рукотворенья
Тебе от бабьего труда
Лишь вдохновенного стыда
Не в меру дал. Ты от глумленья
 

Над сохнущим умрешь.

Он ждет твое паденье.

Он плачет от рожденья.

Его ты не проймешь.
 

24.12.79
 

 

 

 

 

ПОМИН
 

Бабушка! Сказала:
"Бог даст в среду дождь."
Что же ты скрывала,
Что тогда помрешь?
 

25.12.79
 

 

 

 

 

ЕККЛЕ3ИАСТ
 

Ты, вопрошая с ветки тени,

Благословляй и свет над миром,

Смотри сюда, следы подвинул

Короткий день. Отдохновенье.
 

Сияет снятое кольцо,
Так льется горлышко бутыли.
Ковыль несет народы линий,
И пыль цветов твое лицо.
 

Высоко дом и недалек,

Глаза на солнце залетают;

Придешь. Повозка золотая,

С долины в волосы вплетаясь,

Вернулась черным мотылем.
 

И влажно съежились мостки,

И через горы город лег

На подорожные листы.
 

Бореньем стали в деревах

И ветр и мрак. В бегущих граждан

Их страсти обратят и в стражей

С горящим правом в головах.

 

Уж дел на всех заведено.

И зверь давно их взвешивал...

Ты открываешь дверь, вдова

Слепящего тебя окном.
 

10.1.80
 

 

 

 

 

ДРУГОМУ
 

Меня смиренье гложет,
И вот себя меняю
На десять комнат с лоджией
И на санузел тоже.
 

Во мне же стойкость служит

Прожженной раскладушкой,

Горошковой подушкой

И душем жестким тут же.
 

Со мной при жизни прежней
Красотка увядает,
Тем реже излагаю
На кухню взгляды те же.
 

Не жаль моих удачно

Рифмованных бумажек,

Заплаченных за дачу

И за машину также.
 

Мы даже честь в прихожей
Портрету отдадим,

Поскольку вышел, ожил,
К поэту он один.
 

14.1.80

 

 

 

 

 

СИРЕНА
 

Без устали растений
Встаешь чуть свет с постели —
Свободна от материй,
И даже мысли нет...
 

А просто лунный цвет

Оттенок свой меняет,

Чуть-чуть в груди стесняет,

Измученной во сне.
 

15.1.80
 

 

 

 

 

ТЮРЬМА
 

Строго. Белая под черным,

Ты под солнышком дрожишь.

Кирпичом в очах в железа,

Точно в классики, глядишь.
 

Только ждешь. И всякий случай

Минул втайне схоронить

Слово смуты. Знаешь место.

Время — в колокол звонить.
 

Крест в горбу сидит. В дороге

Позвонок зарыт. Один

Первый поезд вскрикнет, но

Человек необходим.
 

Ночь бумажных стен свободы

Пальцем чти, цветки срывай

Букв по-детски, что очки

Резко. Редкое ура...

Где я? Клетка неба где?— Дыра!
 

23.1.80
 

 

 

 

 

ВОПРОСИК
 

человек колесоногий

что тебе в жару и снег

лечь упорно на дороге

норовящий человек
 

2.2.80
 

 

 

 

 

НЕКРОСТИХ
Однажды вернусь,
             — Кто?
                  — Я...

Можно ли?—
          цветы упокоив,
Иду, отопри ключом на колечке;

Между лестниц пролетов, в поклоне

Одиноче до ночи жди, стоя.

Но мертвой надменностью встречен.
 

Давно не ждет,
Имеет новый вид она,
В двуношеногом в нем
Еле видна
Через дверной проем:
Она здесь больше не живет.
 

Минуты часть уйдет.

Она уж больше не живет.

Душе подай, подави в вине

Елейной из лета выдержки.

Лента выпухнет слез. По земле

Стукнусь лбом мозговека,
                      — И где ж ты? —
 

И сказано
Через дверей запор:
Она здесь больше не живет.—
Ну верь, кто врет.
Однако, не живет она.
Вот весь и разговор.
 

2.3.80
 

 

 

 

 

АКВАРИУМ
 

Пребывая в небе, смотри

На землю в кривые стекла.

Душа где-то внутри

Хищного рыб телескопа.
 

Эй, раскрашивающийся мир,

Разевай влагородные кромки к

Ионам иллюминаторной тьмы,-

В голове обезьяньи поломки.
 

Два деньгобрюхих вуалехвоста с любви

Шарахнутся от шторного шторма,—

С кашлем вернешься. В тиши дома

Стали солнечные, что часы, корабли.
 

Три с пальцев смесь корма иль голод.

Чертыхнись над златогрудой вдовой:

Глянул — грянула туча — на город

Прямо вниз головой.
 

Точно спятил, и молнией, пятясь,

Прибит на "Летучий голландец",

Как улитка на илистый борт,

В чьих рогульках окна космопорт.
 

7.3.80
 

 

 
назад
дальше
   

Публикуется по изданию:

Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. "Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны

в 5 томах"

THE BLUE LAGOON ANTOLOGY OF MODERN RUSSIAN POETRY by K.Kuzminsky & G.Kovalev.

Oriental Research Partners. Newtonville, Mass.

Электронная публикация: avk, 2006

   

   

у

АНТОЛОГИЯ НОВЕЙШЕЙ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ГОЛУБОЙ

ЛАГУНЫ

 
 

том 3А 

 

к содержанию

на первую страницу

гостевая книга