Константин К. Кузьминский

“ПИСМО НА ДЕРЕВНЮ ДЕВУШКЕ”

   

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

 

 

   

 

 

2 забытых приложения:

 

ЕВРЕИ-ВЕЛОСИПЕДИСТЫ ИЛИ “О ТЕХ, КТО БОИТСЯ КРЕСТА”...

 

“... в них нет ... сакраментального слова “еврей”, но всем своим содержанием стихотворения кричат о еврейских судьбах.*

* Стихи Слуцкого на еврейскую тему см. в Собр. соч.; т.1 – стр. 29, 71, 132, 140, 155, 164-167, 171, 234, 254, 259, 297, 304, 390, 434, 489; т.2 – стр. 29, 41, 134, 203, 207, 209, 263, 311, 322, 340, 346, 405, 505, 519, 525; т.3 – стр. 42, 61, 91, 92, 178, 230, 231, 253, 293, 312, 313, 370.”

(Илья Серман, “Мера времени Бориса Слуцкого”, “Время и мы”, №141 /первый московский выпуск/, редакторы Л.Аннинский и Дм.Быков, 1999, стр. 204)

 

Идиотизм российский не скудеет, в Москве и в Нью-Йорке:

 

   “Готовились и народо-волновцы, рассчитывая тоже куда-нибудь войти (не в историю – так в эту нашу рубрику), и начало разговора с Волковым положил Борис, которого Сева назвал первым – но не в смысле бывшего болгарского царя, а в порядке очередности.

   Борис: Будьте добры, Соломон, откройте глаза, есть кровоточащая рана в Бродском – отказ от еврейства. В чем дело, почему это произошло?

   – С этой легендой я все время сталкиваюсь. На самом деле никакого отказа от еврейства не было, с чего вы взяли? Это абсолютный миф, уверяю вас. Он не был верующим человеком, не ходил не синагогу (так в НРС – ККК), но он так же не ходил и в церковь. И всегда говорил, что он стопроцентный еврей, и никогда, уверяю вас, ни в какую веру не переходил.

   – Вам легче стало, Борис?

  – Намного! ...

   .................

   Лена: Я, может быть, и дилетант, но хотела бы задать вопрос. Вот сегодня все говорят, что Бродский был чистым евреем, чистокровным, он не крестился, хотя в печати все время пишется, что он был крещеным. Почему же его отпевали в православном или католическом соборе – ведь туда же могут зайти только люди, которые крестились?!

   – Не могу с вами согласиться: я не крестился и тем не менее захожу в любой собор, при входе там не требуют удостоверений или признаний, крестился ты или нет. Хочешь – входи. Но я понимаю, откуда эта устойчивая легенда относительно того, что он якобы крестился или стал католиком. Его жена – католичка русско-итальянского происхождения. И когда гроб с телом Бродского был выставлен для прощания, то в руках у покойного был небольшой пластмассовый крестик, вложенный вдовой. Так что к самому Бродскому это никакого отношения не имеет.”

(“Звучало вчера на “Народной волне”, /Разговоры с Волковым/, Слушал, записывал и комментировал Валерий Сандлер, НРС, 29 января 1999, стр. 22)

 

Приложение “со крестом”

(из романа “Хотэль цум Тюркен”, том 2, неопубл.)

 

О ТЕХ, КТО БОИТСЯ КРЕСТА,

или о любавичах.

 

“спасет ребенка от крещения”

165

“спасти его от крещения”

167

“спасти сына от крещения”

169

“принуждать его креститься”

170

“опасности быть крещенным”

171

 

“спас от крещения”

177

 

   “... [Но злокозненный] священник с самого начала пытался силой заставить Давида принять христианство. [Но тот] отказался есть свинину по приказанию священника.” 166

    “В наказание за это он бросил мальчика в свиной хлев. <...> и сообщил, <...> что он его окрестит при любых условиях, захочет он этого или нет.” 170

 

   “... и когда француз Пьер Луи узнал, что он еврей по имени Песах-Цви, он сказал: “С того дня <...> Я не мог уже больше притронуться к трефному и не могу оставаться больше среди гоим.” И пошёл черпать в реке “маим шелану” для выпечки мацы, и лицо его сияло от радости.” 24

 

(Рабби И.-И. Шнеерсон, “Мемуары Любавичер ребе”, (Летопись Хабада), часть 2, Издание “Кеот”, Бруклин, 5733 – 1973 г., перевод М.Н.Горали)

 

ИОСИФ И МАРИ/Н/А, НОВОБИБЛЕЙСКИЕ

 

“... нас, евреев, часто не любят, еще чаще ненавидят. Но мы никогда или почти никогда не бросаем свои семьи. Для нас это единственное, что у нас есть после нашего Бога. Или наравне с Богом, я этого точно не знаю...”, – говорит эпизодический герой, старый ювелир Наум Киршбаум.

(Чингиз Абдуллаев, “И возьми мою боль”, М., ЭКСМО, 1997, стр. 176)

 

книга сюзанны масси, “живое зеркало /5 поэтов ленинграда/”, за невозможностью посвятить её мне (или поставить в соавторы), была посвящена её и нашим, поэтовым, детям:

бобби, сюзанне, элизабет

юле (моей), андрею (бродскому), евгению (кушнеру), и марине и сергею (горбовским), у сосноры детей не было (из-за раннего аборта марины...)

 

единственная “еврейскость”, которую я наблюдал в бродском – это отношение к семье. к родителям.*  к сыну от первого брака.

и могу смело предположить, что так называемые “рождественские” стихи бродского появились у него под влиянием “семьи”, сыграла роль и аналогия имён “марина и иосиф”, и главное было то, что первая “семья” не состоялась...

кстати, и марину (марианну) басманову иногда именовали “марией”.

 

... но это так, предположение, а иосифа и мари/н/у не спросишь. одна далеко, а другой ещё дальше...

 

/1 февраля 1999/

 

* свеженькой цитаткой:

   “Еще две встречи были у меня с Иосифом. Первая, если не ошибаюсь, в Белграде в 1990 году. ... На мой вопрос о его родителях, которых я знал, ответил коротко и страшно: “Трупы”. Он показался мне старым, холодноватым и саркастичным, но приглядевшись, я увидел, что эта ирония, главным образом, направлена на себя.

   В последний раз, совсем недавно, я увидел уже не Иосифа, а тело Иосифа в гробу...”

(Генрих Сапгир, “Самиздат века”, “Полифакт”, Минск-Москва, 1998, стр. 471)

 

 

НУ БЕДНЫЕ ОНИ, БЕДНЫЕ...

(комментарий к вырезкам “Еврейское золото” –

приблизительно, свыше 100, за последние полтора года)

 

   “Это более чем странно – хотя бы потому, что, как Вам уже писали, профессор Лосев сам еврей и русский интеллигент. ... Я тоже по проихождению еврей.”

(Письмо Коржавина, “русского писателя, эмигранта” – Д.Л.Бакли, президенту РСЕ/РС, “Литературный курьер”, №11, 1985, стр. 64)

 

– добавить швейцера к кольцатому

 

– добавляем:

ВПОЛНЕ УСПЕШЛИВАЯ ЖЕРТВА АНТИСЕМТИЗМА

 

   “Говорят, несчастны были Булгаков, Мандельштам, Пастернак... Но ведь все же выразились! Это самое главное для художника: выразиться... и привет всем.”

   “Каким только испытаниям я не подвергался: ведь меня и гоняли, и увольняли как еврея...

   – Как еврея?

  – Было антисемитское поветрие в 1951 году, когда разоблачали так называемый космополитизм. Однажды мы с женой прочли где-то статью “Моня из Жмеринки”, и я сказал: “Пожалуй, на студию сегодня не пойду. Воздержусь.” ... А в 1951 году меня решили уволить по сокращению штатов...”

(Михаил Швейцер, “Жизнь должна быть трудной” /интервью брала Н.Репина/, “Панорама”, №772, 24-30 января 1996, стр. 49)

 

– евреев Платонова, Шаламова, Солженицына – загоняли в дворники и лагеря, а иных и расстреливали (Стэнича, Весёлого, Буданцева, Колбасьева, П.Васильева...), но они все равно выражались. Правда, не на “Мосфильме”.

– Домбровский, Синявский, Достоевский – тоже, явно, евреи.

– Ахматова, Зощенко – евреи (как, естественно, и шедший с ними по одному делу харьковчанин Хазин).

– Максимов, Владимов, Гладилин, Войнович – евреи.

– Шукшин – стопроцентный еврей.

– Цветаева – еврейка (сама же сказала: “Все поэты – жиды”.)

– Фазиль Искандер – еврей.

– Айги – тем более (настоящая фамилия – Лисин).

 

   “Я ни разу не сделал ни одной партийной картины. Я снял антипартийную картину... ... Самая первая моя картина “Кортик”, затем “Чужая родня”, “Мичман Панин”, <после чего пошел “по классике”>: “Воскресение”, “Крейцерова соната”, “Время, вперед”, “Золотой теленок”, “Мертвые души”, “Бегство мистера Мак-Кинли”, “Маленькие трагедии”, “Карусель”, я – ученик Эйзенштейна.

  – У вас много фильмов, снятых по произведениям классиков. Почему вдруг такая современная картина “Послушай, Феллини”?

   – Здесь много биографического. ... В этом фильме мое обращение к Феллини. /Феллини, почему-то, не ответил. – ККК/

  – Нечасто в последнее время показывают ваши картины на телевидении. В чем причина?

   – “Мосфильм” теперь телевидению за большие деньги картины продает.”

(Швейцер, ибид.)

 

... да... швейцер, да не тот. швейцар, скорее...

“... ах, не шейте вы, евреи, ливреи...” (Галич)

 

/январь 1998/

 

P.S. ГОД СПУСТЯ:

 

   “Стали известны имена лауреатов премии президента России в области литературы и искусств 1998 года. Борис Ельцын, рассмотрев предложение Комиссии по Государственным премиям в области литературы и искусства, своим указом присудил премии президента поэтессе Белле Ахмадулиной, писателю Даниилу Гранину, режиссеру Михаилу Швейцеру...”

(“Премии президента – деятелям культуры”, “Панорама”, Лос-Анжелес, №927, 13-19 января 1999, стр. 3)

 

   – реакцию жертвы антисемитезма (государственного) “Панорама”, почему-то, не сообщает. Они свою газету не перечитывают...

 

/25 января 1999/

 


   
назад  

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

 

дальше

 

на главную