2 забытых
приложения:
ЕВРЕИ-ВЕЛОСИПЕДИСТЫ ИЛИ “О ТЕХ, КТО БОИТСЯ КРЕСТА”...
“... в
них нет ... сакраментального слова “еврей”, но всем своим содержанием
стихотворения кричат о еврейских судьбах.*
* Стихи
Слуцкого на еврейскую тему см. в Собр. соч.; т.1 – стр. 29, 71, 132, 140, 155,
164-167, 171, 234, 254, 259, 297, 304, 390, 434, 489; т.2 – стр. 29, 41, 134,
203, 207, 209, 263, 311, 322, 340, 346, 405, 505, 519, 525; т.3 – стр. 42, 61,
91, 92, 178, 230, 231, 253, 293, 312, 313, 370.”
(Илья
Серман, “Мера времени Бориса Слуцкого”, “Время и мы”, №141 /первый московский
выпуск/, редакторы Л.Аннинский и Дм.Быков, 1999, стр. 204)
Идиотизм
российский не скудеет, в Москве и в Нью-Йорке:
“Готовились и народо-волновцы, рассчитывая тоже куда-нибудь войти (не в историю
– так в эту нашу рубрику), и начало разговора с Волковым положил Борис, которого
Сева назвал первым – но не в смысле бывшего болгарского царя, а в порядке
очередности.
Борис:
Будьте добры, Соломон, откройте глаза, есть кровоточащая рана в Бродском – отказ
от еврейства. В чем дело, почему это произошло?
– С
этой легендой я все время сталкиваюсь. На самом деле никакого отказа от
еврейства не было, с чего вы взяли? Это абсолютный миф, уверяю вас. Он не был
верующим человеком, не ходил не синагогу (так в НРС – ККК), но он так же не
ходил и в церковь. И всегда говорил, что он стопроцентный еврей, и никогда,
уверяю вас, ни в какую веру не переходил.
– Вам
легче стало, Борис?
–
Намного! ...
.................
Лена:
Я, может быть, и дилетант, но хотела бы задать вопрос. Вот сегодня все говорят,
что Бродский был чистым евреем, чистокровным, он не крестился, хотя в печати все
время пишется, что он был крещеным. Почему же его отпевали в православном или
католическом соборе – ведь туда же могут зайти только люди, которые крестились?!
– Не
могу с вами согласиться: я не крестился и тем не менее захожу в любой собор, при
входе там не требуют удостоверений или признаний, крестился ты или нет. Хочешь –
входи. Но я понимаю, откуда эта устойчивая легенда относительно того, что он
якобы крестился или стал католиком. Его жена – католичка русско-итальянского
происхождения. И когда гроб с телом Бродского был выставлен для прощания, то в
руках у покойного был небольшой пластмассовый крестик, вложенный вдовой. Так что
к самому Бродскому это никакого отношения не имеет.”
(“Звучало
вчера на “Народной волне”, /Разговоры с Волковым/, Слушал, записывал и
комментировал Валерий Сандлер, НРС, 29 января 1999, стр. 22)
Приложение “со крестом”
(из
романа “Хотэль цум Тюркен”, том 2, неопубл.)
О ТЕХ,
КТО БОИТСЯ КРЕСТА,
или о
любавичах.
“спасет
ребенка от крещения”
165
“спасти
его от крещения”
167
“спасти
сына от крещения”
169
“принуждать его креститься”
170
“опасности быть крещенным”
171
“спас от
крещения”
177
“...
[Но злокозненный] священник с самого начала пытался силой заставить Давида
принять христианство. [Но тот] отказался есть свинину по приказанию священника.”
166
“В
наказание за это он бросил мальчика в свиной хлев. <...> и сообщил, <...> что он
его окрестит при любых условиях, захочет он этого или нет.” 170
“... и
когда француз Пьер Луи узнал, что он еврей по имени Песах-Цви, он сказал: “С
того дня <...> Я не мог уже больше притронуться к трефному и не могу оставаться
больше среди гоим.” И пошёл черпать в реке “маим шелану” для выпечки мацы, и
лицо его сияло от радости.” 24
(Рабби
И.-И. Шнеерсон, “Мемуары Любавичер ребе”, (Летопись Хабада), часть 2, Издание
“Кеот”, Бруклин, 5733 – 1973 г., перевод М.Н.Горали)
ИОСИФ И
МАРИ/Н/А, НОВОБИБЛЕЙСКИЕ
“... нас,
евреев, часто не любят, еще чаще ненавидят. Но мы никогда или почти никогда не
бросаем свои семьи. Для нас это единственное, что у нас есть после нашего Бога.
Или наравне с Богом, я этого точно не знаю...”, – говорит эпизодический герой,
старый ювелир Наум Киршбаум.
(Чингиз
Абдуллаев, “И возьми мою боль”, М., ЭКСМО, 1997, стр. 176)
книга
сюзанны масси, “живое зеркало /5 поэтов ленинграда/”, за невозможностью
посвятить её мне (или поставить в соавторы), была посвящена её и нашим,
поэтовым, детям:
бобби,
сюзанне, элизабет
юле
(моей), андрею (бродскому), евгению (кушнеру), и марине и сергею (горбовским), у
сосноры детей не было (из-за раннего аборта марины...)
единственная “еврейскость”, которую я наблюдал в бродском – это отношение к
семье. к родителям.* к сыну от первого брака.
и могу
смело предположить, что так называемые “рождественские” стихи бродского
появились у него под влиянием “семьи”, сыграла роль и аналогия имён “марина и
иосиф”, и главное было то, что первая “семья” не состоялась...
кстати, и
марину (марианну) басманову иногда именовали “марией”.
... но
это так, предположение, а иосифа и мари/н/у не спросишь. одна далеко, а другой
ещё дальше...
/1
февраля 1999/
*
свеженькой цитаткой:
“Еще
две встречи были у меня с Иосифом. Первая, если не ошибаюсь, в Белграде в 1990
году. ... На мой вопрос о его родителях, которых я знал, ответил коротко и
страшно: “Трупы”. Он показался мне старым, холодноватым и саркастичным, но
приглядевшись, я увидел, что эта ирония, главным образом, направлена на себя.
В
последний раз, совсем недавно, я увидел уже не Иосифа, а тело Иосифа в гробу...”
(Генрих
Сапгир, “Самиздат века”, “Полифакт”, Минск-Москва, 1998, стр. 471)
НУ БЕДНЫЕ
ОНИ, БЕДНЫЕ...
(комментарий к вырезкам “Еврейское золото” –
приблизительно, свыше 100, за последние полтора года)
“Это
более чем странно – хотя бы потому, что, как Вам уже писали, профессор Лосев сам
еврей и русский интеллигент. ... Я тоже по проихождению еврей.”
(Письмо
Коржавина, “русского писателя, эмигранта” – Д.Л.Бакли, президенту РСЕ/РС,
“Литературный курьер”, №11, 1985, стр. 64)
–
добавить швейцера к кольцатому
–
добавляем:
ВПОЛНЕ
УСПЕШЛИВАЯ ЖЕРТВА АНТИСЕМТИЗМА
“Говорят, несчастны были Булгаков, Мандельштам, Пастернак... Но ведь все же
выразились! Это самое главное для художника: выразиться... и привет всем.”
“Каким
только испытаниям я не подвергался: ведь меня и гоняли, и увольняли как еврея...
– Как
еврея?
– Было
антисемитское поветрие в 1951 году, когда разоблачали так называемый
космополитизм. Однажды мы с женой прочли где-то статью “Моня из Жмеринки”, и я
сказал: “Пожалуй, на студию сегодня не пойду. Воздержусь.” ... А в 1951 году
меня решили уволить по сокращению штатов...”
(Михаил
Швейцер, “Жизнь должна быть трудной” /интервью брала Н.Репина/, “Панорама”,
№772, 24-30 января 1996, стр. 49)
– евреев
Платонова, Шаламова, Солженицына – загоняли в дворники и лагеря, а иных и
расстреливали (Стэнича, Весёлого, Буданцева, Колбасьева, П.Васильева...), но они
все равно выражались. Правда, не на “Мосфильме”.
–
Домбровский, Синявский, Достоевский – тоже, явно, евреи.
–
Ахматова, Зощенко – евреи (как, естественно, и шедший с ними по одному делу
харьковчанин Хазин).
–
Максимов, Владимов, Гладилин, Войнович – евреи.
– Шукшин
– стопроцентный еврей.
–
Цветаева – еврейка (сама же сказала: “Все поэты – жиды”.)
– Фазиль
Искандер – еврей.
– Айги –
тем более (настоящая фамилия – Лисин).
“Я ни
разу не сделал ни одной партийной картины. Я снял антипартийную картину... ...
Самая первая моя картина “Кортик”, затем “Чужая родня”, “Мичман Панин”,
<после чего пошел “по классике”>: “Воскресение”, “Крейцерова соната”,
“Время, вперед”, “Золотой теленок”, “Мертвые души”, “Бегство мистера Мак-Кинли”,
“Маленькие трагедии”, “Карусель”, я – ученик Эйзенштейна.
– У вас
много фильмов, снятых по произведениям классиков. Почему вдруг такая современная
картина “Послушай, Феллини”?
–
Здесь много биографического. ... В этом фильме мое обращение к Феллини.
/Феллини, почему-то, не ответил. – ККК/
–
Нечасто в последнее время показывают ваши картины на телевидении. В чем причина?
–
“Мосфильм” теперь телевидению за большие деньги картины продает.”
(Швейцер,
ибид.)
... да...
швейцер, да не тот. швейцар, скорее...
“... ах,
не шейте вы, евреи, ливреи...” (Галич)
/январь 1998/
P.S.
ГОД СПУСТЯ:
“Стали
известны имена лауреатов премии президента России в области литературы и
искусств 1998 года. Борис Ельцын, рассмотрев предложение Комиссии по
Государственным премиям в области литературы и искусства, своим указом присудил
премии президента поэтессе Белле Ахмадулиной, писателю Даниилу Гранину,
режиссеру Михаилу Швейцеру...”
(“Премии
президента – деятелям культуры”, “Панорама”, Лос-Анжелес, №927, 13-19 января
1999, стр. 3)
–
реакцию жертвы антисемитезма (государственного) “Панорама”, почему-то, не
сообщает. Они свою газету не перечитывают...
/25
января 1999/ |